Разделы сайта
Выбор редакции:
- Тема Великой Отечественной войны в лирике А
- Болезнь Бехтерева — что это такое, причины, симптомы у женщин и мужчин, лечение, осложнения
- Симптомы, причины, методы лечения
- Трихомонадный кольпит – препараты и травы для быстрого лечения
- Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?
- Асмолов оптика просвещения социокультурные перспективы
- Что такое и как используется публицистический стиль речи
- Процедура выписки из квартиры через суд
- Мнение ребёнка – учёт мнения ребёнка при расторжении брака Ребенок вправе выражать свое мнение в суде
- Лишение родительских прав отца: основания
Реклама
Тема Великой Отечественной войны в лирике А. Твардовского. Военная тема в лирике А. Твардовского Военная тема в лирике а т твардовского |
Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь... сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”, - писал поэт. Поэзия А. Т. Твардовского - поэзия своего времени.
Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей
страны, своего народа. Страшные годы военного лихолетья, когда сам А.
Т. Твардовский был корреспондентом газеты «Красная звезда», не могли не
найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: «22
июня 1941 года», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась
война», «9 мая», и др. Все тяготы солдатской доли поэт прочувствовал на
себе: Реализация военной темы в поэзии А. Т. Твардовского. Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине, к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей: Я долю свою по-солдатски приемлю, Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья, То лучше, чем смерть за родимую землю, И выбрать нельзя. «Пускай до последнего часа расплаты…» (1941) Многие стихотворения представляли собой поэтические агитационные «листовки», призывающие на борьбу с фашизмом: За Починками, Глинками И везде, где ни есть, Потайными тропинками Ходит зоркая месть. Ходит, в цепи смыкается, Обложила весь край, Где не ждут, объявляется И карает… Карай! «Партизанам Смоленщины» (1942) Императив был оправдан и даже необходим в годы, когда решалась будущая судьба родной земли, русского народа. Жестокость становилась порождением не меньшей жестокости со стороны оккупантов. Особенности произведений военной тематики. Многие стихотворения А. Т. Твардовского имеют сюжетную основу. Героями таких произведений становятся простые солдаты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне: Соленый пот глаза слепил Солдату молодому, Что на войне мужчиной был, Мальчишкой числясь дома. «Иван Громак» (1943) Такие мальчики воевали до последнего патрона, до последнего вздоха, не уступая в храбрости своим отцам и старшим братьям: Вот - на бросок гранаты враг, Громак его гранатой. Вот рядом двое. Что ж Громак? Громак - давай лопатой. О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были воодушевлять и придавать силы. Стихотворения А. Т. Твардовского достигали своей цели - поднимали боевой дух и вели защитников вперед: Москвы не видел, но ему Москва салютовала. «Иван Громак» (1943) Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из таких парнишек «лет десяти-двенадцати» повествуется в стихотворении «Рассказ танкиста» (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ребятишки воевали наравне со взрослыми, внося свой неоценимый вклад в общее дело Победы: Был трудный бой. Все ныне, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить. Тема войны в послевоенные годы. Стихотворения военной тематики создавались поэтом и уже в мирные годы. Тема памяти не оставляла автора, как не перестают болеть уже затянувшиеся раны, в которых остаются осколки. «Для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать», - писал А. Т. Твардовский. Так, стихотворение «Я убит подо Ржевом» (1945-1946-е) стало страшным обличением жестокости войны, которое произносит погибший «в безымянном болоте» солдат. У него нет и не может быть имени, т. к. его голосом, его словами к потомкам обращаются все не вернувшиеся с войны солдаты: Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, - Точно в пропасть с обрыва И ни дна ни покрышки. Для лирического героя жизнь остановилась в самый разгар боя, и он не успел узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу своей земли оказывается сильнее страха смерти: И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за Родину пали, Но она - спасена. Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требовать ответа у живых, что сделали они для Победы и как продолжили борьбу. Монолог мертвого становится одновременно судом над войной и наказом живыми: Пусть не слышен наш голос, - Вы должны его знать. Вы должны были, братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье - Эта кара страшна. В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством - жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами // Из живых не в долгу), но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым «спать спокойно». На них ложится ответственность за будущее страны и за сохранение памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих поколений. Кульминационным моментом становится в финале стихотворения слова погибшего солдата: Я вам жизнь завещаю, - Что я больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Стиль стихотворения, разговорная интонация, использование народных словечек - все подчинено одной цели: создать монолог безымянного солдата, воплотившего в своем образе всех погибших. Тем, кто выжил в страшном пекле, кому выпало счастье вернуться домой, все оставшиеся годы ощущали чувство вины перед погибшими. Лирика Твардовского становится более глубокой, наполняется раздумьями. Возникает мотив покаяния живых перед павшими: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они - кто старше, кто моложе Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, - Речь не о том, но все же, все же, все же… «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский считал необходимость сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор не преданы земле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные цели, лишать человека бесценного сокровища - жизни. Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь... сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”, - писал поэт. Технологическая карта урока Разработал Горюнова Елена Ивановна Должность преподаватель русского языка и литературы Наименование организации ГОБПОУ «Лебедянский технологический лицей» Профессия, группаПК-108, Повар, кондитер Учебная дисциплина/ ОУД.01 Русский язык и литература. Литература Тема урока Тема войны и памяти в лирике А.Т.Твардовского Регламент занятия 45 минут Вид занятия Урок закрепления знаний, умений и навыков Тип занятия Урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов действий Технологии обучения Исследовательские методы обучения, проблемное обучение Цель занятия: показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта. Задачи: Образовательная Воспитательная Развивающая осмысление понятия памяти, для чего человеку дана память; раскрытие, содержания понятие памяти в стихотворениях Твардовского. способствование патриотическому воспитанию студентов, воспитанию чувства уважения к истории своей страны. совершенствование навыков выразительного чтения: умение интерпретировать художественный текст; способствование появлению у студентов желания совершенствовать, развивать свою память; Обеспечение учебного занятия Оборудование: Проектор, ноутбук П резентация «Вся суть в одном…» Учебно-методическое обеспечение: Тетради студентов Учебники Проверяет наличие студентов на занятии,Проверяют готовность к занятию. 2. Эмоционально-психологическая установка на урок «Давайте, люди, никогда А.Твардовский Прослушивание песни «День Победы». Одновременно идет демонстрация презентации «Вся суть в одном…» – Скажите, каким настроением проникнута эта песня? (Жизнеутверждающее, приподнятое) Прослушивают песню «День Победы». Смотрят презентацию «Вся суть в одном… 2. Этап вызова – выход на проблему 7 минут – Сегодня у нас урок будет необычный. О чем мы будем говорить, что узнаем сегодня? Проецируется на экран: 1) Мне память иная подробно 2) Однако, – нужды нет лукавить,– 3) Жестокой памяти страницей – – А теперь скажите, какая мысль объединяет эти отрывки из разных произведений автора, написанных в разные годы его творчества? Какое слово является ключевым в этих отрывках? Биология: каждое живое существо наделено памятью. – Сформулируем вместе вопросы, на которые мы сегодня должны получить ответы. Объявление темы и целей урока. Слушают преподавателя. Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии. Студенты записывают дату и тему урока в тетрадях. (Биологическое, психологическое). (дают ответы на вопросы). 3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности 20 минут – Итак, получили ответ на первый вопрос: память – это способность человека запечатлевать, запоминать и воспроизводить жизненные явления. Жизнь развивается, и эта способность человека перенесена и на технику – оперативная память. Почему человек придумал еще и оперативную память? По какому предмету вы встречаетесь с понятием об оперативной памяти. Что это? Чем отличается от человеческой памяти? Для чего человеку нужна память? Зависит ли она от человека? Какой еще может быть память? (Запись на доске) Работа в группах Задание I группе: исследование темы на примере стихотворения А.Т.Твардовского «Жестокая память». (1951). (приложение 2) – Какой вывод мы можем сделать из всего, что узнали? О чем эти стихотворения А.Твардовского? Что означает по Твардовскому понятие памяти? С какими другими понятиями оно связано? Каким новым значением, содержанием наполняется это понятие в стихотворениях Твардовского? Сделайте вывод по работе с текстами стихотворений Твардовского: Итак, понятие «память» соприкасается с такими понятиями, как «долг», «обязанность».Такое понимание присуще, наверное, не всем людям. Если бы все это чувствовали, не было бы разговора об оскверненных могилах, разрушенных памятниках…Это понятие, выходит, и этическое, нравственное. Хотя Твардовский понимает, что никакой вины объективно нет (действительно, он выполнил свой долг, пройдя всю войну в роли военного корреспондента), все же он ее ощущает. Это чувство вины выражает мысль поэта о неоплаченном долгу живых перед погибшими защитниками Отечества. Сам Твардовский писал об этом: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное чувство как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство». Человек, прошедший войну и вышедший из нее живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом и стихотворения «Жестокая память» и «Я знаю…». Память – это невозможность забыть и избыть ту боль, которую принесла война людям. Жестокость ее заключается в том, что невозможно жить и радоваться жизни так же, как до войны. (Долг, обязанность) Отвечают на поставленные вопросы. Работа в группах (Троекратный повтор частицы «Всё же» выражает сомнение, колебания автора, его непонятную боль. Повторы (« В том, что другие…»; «В том, что они….»; «….И не о том же речь…»; «Речь не о том….») точно передают его душевные муки, нескончаемый диалог с самим собой… Что обозначает многоточие в конце стихотворения?(многоточие обозначает ещё то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный диалог). Делают вывод по работе с текстами стихотворений Твардовского 4. Рефлексия. 10 минут Что мы сегодня узнали? Какой урок для себя получили? Слушают преподавателя, делают выводы,записывают ответы в тетрадях. 5. Подведение итогов и домашнее задание 5 минут Итак, все мы сегодня активно работали, поняли, что память – это не только биологическое, психологическое или техническое понятие. Память – это категория нравственная. Дома вы еще раз в тишине, наедине с собой поразмышляете над тем, о чем мы сегодня говорили, и напишете сочинение на одну из тем: «Для чего человеку нужна память?», «Можно ли забыть прошлое?», «Можно ли забыть то, свидетелем чего ты сам не был?». Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы. Записывает домашнее задание. Приложение 1 Задание I группе: исследование темы на примере стихотворения Жестокая память Александр Твардовский Повеет в лицо, как бывало, А снизу, от сонной речушки, Июньское свежее лето, Я всё это явственно помню: И солнце, пекущее спину, И вкус горьковато-медовый, - И всё это юное лето, Мне память иная подробно И запах томительно тонок, С угарною пылью похода От самой черты пограничной - Тружусь, и живу, и старею, Росу оббивать молодую И памятью той, вероятно, Вопросы и задания Почему стихотворение так названо? Только ли память о войне является содержанием стихотворения? Найдите слова, подтверждающие тему стихотворения На какие части можно разделить стихотворение? Память о детстве – с каким чувством пишет автор? Отчего грусть? Укажите слова, которые характеризуют чувства автора, связанные с воспоминаниями. Стихотворение написано в 1951 году. Война давно закончилась. Строили новую жизнь. Но почему же поэт пишет: «Но с радостью прежней не смею смотреть на поля и луга»? Что ему мешает радоваться жизни? Перед кем он чувствует вину? Задание II группе: исследование темы на примере стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» Я знаю, никакой моей вины Александр Твардовский Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В то, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,- Речь не о том, но все же, все же, все же... Вопросы и задания Подготовить выразительное чтение стихотворения. О чем стихотворение? Каким чувством оно проникнуто? Что по форме и содержанию напоминает стихотворение? Каковы чувства лирического героя? . Как вы думаете, виноват ли он в том, что он живой, а они –нет? Какому человеку только может быть свойственно такое чувство боли, вины? Какой стилистический прием передает колебания, сомнения героя? Одной из значимых и вместе с тем противоречивых фигур в советской литературе стал А. Т. Твардовский, стихи и поэмы которого отличают близость к народной речи и фольклору, особая индивидуальность и неповторимость. и Великая Отечественная война, память о воинах, павших в боях за Родину, - вот, пожалуй, наиболее важные аспекты творчества поэта. Он стал свидетелем раскулачивания, утверждения и развенчивания тоталитарной системы Сталина, участником финской и Великой Отечественной войн. Богатый жизненный опыт и опора на действительность делают произведения Александра Трифоновича необычайно популярными у читателей. Особенности лирикиПри работе над произведениями Твардовский опирался на лучшие фольклорный традиции, учитывал особенности русского характера. Вот почему его стихотворения просты и понятны каждому читателю. Да и лирический герой, как правило, - это выходец из народа, изначально вызывающий у автора уважение и любовь. Сам поэт считал, что главной в его творчестве является актуальная во все времена тема памяти. В лирике Твардовского она находит отражение в размышлениях о родной семье, раскулаченной и высланной, когда будущий поэт был еще совсем юным. Например, в стихотворении «Братья» мы слышим нотки страдания и тоски по близким людям, с которыми он вынужден был жить в разлуке. Но особенно ярко находит воплощение тема памяти в лирике Твардовского о войне. Фронтовая хроникаКаждому известно, что поэт участвовал в финской кампании конца 30-х годов. А после начала Великой Отечественной отправился на фронт в качестве корреспондента, но всегда был на передовой. Поэт в полной мере познал все трудности полевой солдатской жизни и рассказывал о ней своим читателям. Военная лирика Твардовского разнопланова. Это и публицистические стихотворения, являющие собой призывы к борьбе с ненавистным врагом («Бойцу Южного фронта», «Партизанам Смоленщины»). И небольшие сюжетные стихотворения, напоминающие «новеллы» о героических подвигах («Рассказ танкиста») или солдатском быте («Армейский сапожник»). Наконец, стихи-размышления, проникнутые болью за судьбу народа и всей страны («Две строчки»). Но главное, что их объединяет, - осознание автором личной ответственности за сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни ради освобождения Родины. Эта мысль никогда не покидала Александра Трифоновича как человека, и стала главным девизом поэта-Твардовского. «Я убит подо Ржевом»: лирический герой и основная мысльСтихотворение, написанное спустя несколько месяцев после окончания войны, сначала имело название «Завещание воина». Это не случайно, так как повествование в нем ведется от лица солдата, погибшего в боях за Ржев. Лирический герой - это обобщенный образ воина-освободителя, который, обращаясь ко всем оставшимся в живых, отмечает: «Вы должны были, братья, устоять…» Таким образом, даже после смерти русского солдата беспокоит судьба товарищей и страны. И ни в одной строчке нет укора за то, что он погиб, а другие остались живы. Ведь эта жертва не напрасна. Такова военная лирика Твардовского. Перед лицом огромной беды конкретное размывается и становится общим. А такие противоположные ценности, как гибель и вечное бессмертие, утрата и незабвенный подвиг, переплетаются настолько, что оказываются неотделимы друг от друга. «Книга про бойца»Самым известным произведением А. Т. Твардовского стала поэма «Василий Теркин», создававшаяся в годы войны. В ней предстает образ бравого солдата, прошагавшего вместе с автором весь боевой путь с 42-го по 45-й годы и воплотившего в себе лучшие качества русского человека. Теркин всегда оказывается в центре событий, попадает в различные передряги, но никогда не унывает, не теряет надежды и веры, находит выход из самой сложной ситуации. При этом герой не раз испытывает боль и горечь, может даже заплакать - подчеркивает Твардовский. Стихи поэмы также звучат то весело и бойко, то наполняются горечью и невыразимым чувством потери, как в главе «Переправа»: «Люди теплые, живые / Шли на дно…» И красной нитью через всю поэму проходит тема памяти о тех, кто навсегда остался лежать на полях сражений. Поэтому долг каждого человека - никогда не забывать о той великой цене, которую заплатил советский народ за мирное будущее. Поэмы А. Т. ТвардовскогоКоллективизация и раскулачивание («Страна Муравия»), Великая Отечественная война и героизм народа («Василий Теркин»), «оттепель» при Хрущеве («За далью - даль»), развенчивание культа личности и тоталитаризма («По праву памяти») - главные этапы исторического развития страны в 20-60-х годах XX века стали частью судьбы самого Твардовского и нашли отражение в его поэмах. Автор воссоздает на страницах произведений прошлое, чтобы еще раз напомнить современникам: каждый из нас ответственен за то, что происходит с народом и страной. Наиболее ярко эта мысль воплотилась в его последней поэме. «По праву памяти»Произведение долгое время находилось под запретом. Его композиция, состоящая из 3 частей, знакомит читателя с жизнью самого поэта, его юношескими мечтами и надеждами. А главное - Александр Трифонович открыто говорит о трагедии, постигшей деревню в 30-е годы. Именно тогда был раскулачен и сослан его отец-труженик. Так тема памяти в лирике Твардовского отчасти превращается в сыновнее покаяние не только перед своей семьей, но и перед всем русским крестьянством. Подобно приговору, звучат в поэме слова, адресованные «вождю народов» и так называемым «молчальникам»: «… забыть велят безмолвно… Но это было явной болью / Для тех, чей был оборван век». Автор вспоминает людей, которых знал лично, что делает произведение достоверным. Поэма в первую очередь посвящена молодежи и звучит как вечное напоминание о том, что историю нельзя делить на отрезки. Что в ней все взаимосвязано, и прошлое может повториться в настоящем или будущем. Именно поэтому уже в названии поэмы заявляется как основная тема памяти. В лирике Твардовского, таким образом, большое значение приобретает актуальная во все времена проблема: необходимо знать и любить свою семью и свою Родину и обязательно нужно помнить о пережитом. Только так можно двигаться вперед, избегая повторения страшных ошибок прошлого. |
Популярное:
К чему снится жаба большая |
Новое
- Болезнь Бехтерева — что это такое, причины, симптомы у женщин и мужчин, лечение, осложнения
- Симптомы, причины, методы лечения
- Трихомонадный кольпит – препараты и травы для быстрого лечения
- Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?
- Асмолов оптика просвещения социокультурные перспективы
- Что такое и как используется публицистический стиль речи
- Процедура выписки из квартиры через суд
- Мнение ребёнка – учёт мнения ребёнка при расторжении брака Ребенок вправе выражать свое мнение в суде
- Лишение родительских прав отца: основания
- За что лишают родительских прав?