Главная - Вопросы
Асмолов оптика просвещения социокультурные перспективы. Александр Асмолов. Психология. Образование. Жизнь. Четыре удовольствия от «Оптики просвещения»

Вадим Петровский, профессор факультета психологии НИУ ВШЭ, член-корреспондент РАО

В своих работах известный психолог Александр Асмолов выступает как интересный методолог, рассматривающий психологию как науку о различных формах изменчивости человека и общества. В книге «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» он говорит о множественности миров человека, то есть не просто многомерности человека, но его многомирности. И книга в полной мере показывает многомирность ее автора, в ней он рисует образ себя в культуре, в социуме, в науке, это портрет того культурного пространства, в котором жил и живет Асмолов.

О книге «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» Александра Асмолова - академика РАО, заведующего кафедрой психологии личности МГУ, директора Федерального института развития образования - нельзя рассказать в двух словах, как и нельзя кратко описать личность ее автора. Лучше всего просто заглянуть в этот труд, почувствовать его дух, атмосферу, идейный строй и пафос. Могу только сказать, что в этой книге автор выступает как настоящий новатор - новатор по предмету своих разработок и поиску форм, в которых его новаторское мышление может быть реализовано в социуме.

Образование, школа в «Оптике просвещения» интересны для автора как связь между личностью и обществом, его привлекает все инновационное во взаимоотношениях между социумом и человеком. Предмет его разработок - это поиск путей тотального обновления и гуманизации миропорядка. Размышляя в книге над проблемами современного российского образования, механизмах его модернизации, он на разных примерах иллюстрирует идею «ненаходимости образования вне культуры, эволюции и свободы».

Все годы, на протяжении которых я знаком с автором книги, он исследует индивидуальность человека, но одновременно предметом его исследований является общество, перспективы его движения и развития.

В своих работах Александр Асмолов выступает как интересный методолог, рассматривающий психологию как науку о различных формах изменчивости человека и общества. В «Оптике просвещения» он говорит о множественности миров человека, то есть не просто многомерности человека, но его многомирности. И книга в полной мере показывает многомирность ее автора, в ней он рисует образ себя в культуре, в социуме, в науке, это портрет того культурного пространства, в котором жил и живет Асмолов. На мой взгляд, это превосходная, в равной мере научная - и страстная публицистическая книга.

Я более 300 раз выступал оппонентом на защитах диссертаций, и помимо классических слов - актуальность, практическая значимость, новизна, иногда возникает необходимость сказать нечто иное, чем то, что требует ВАК. Очень редко, но бывает, что научная работа являет собой вклад в культуру, когда сам по себе научный трактат выступает как некая совокупность идей, работающих в реалиях современной культуры. И именно такой работой является данная книга.

«Оптика просвещения» - многоязычное произведение, включающее стихи, прозу, публицистику, философию, историю, политику, культурологию, психологию. Поиск общего языка позволяет представителям разных традиций и школ услышать друг друга. По счастью, текст Асмолова написан не искусственным, безвкусным академическим языком, заранее упрощенным под будущий перевод на английский. Перед нами яркий, образный, ясный русский язык, родная речь для тех из нас, для кого личность и образование - не звук пустой. Он владеет словом - это и раньше хорошо было известно тем, кто читал его стихи. «Не примирить мне двух послов, слова без смысла, смысл без слов»… «Всегда найдется маленький Дантес, и Гончаровой Пушкин надоест»…

Эта книга - особое слово в культуре и новое слово в поэтике образования, символ «культуры достоинства», о которой пишет Асмолов, в противоположность пронизывающей российскую школу доктрине адаптации. В своей работе он не только пишет о неадаптивности как ключевой силе социального движения, но он сам являет собой то, о чем пишет. Он сам яркий «неадаптант». В отличие от людей, живущих завтрашним днем и упускающих настоящее во имя того, что будет упущено в будущем, Асмолов всецело принадлежит настоящему. Он присутствует здесь и теперь, и не просто теоретизирует, он действует, творит то, к чему, быть может, рано или поздно, придется адаптироваться тем, у кого приспособление в крови. Его работы - ярчайший пример предвоплощения будущего, потому как они уже здесь и сейчас его формируют.

Четыре удовольствия от «Оптики просвещения»

Людмила Мезенцева, младший научный сотрудник ИГИТИ имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ

«Оптика просвещения» - книга не на один вечер, это не «метрошное» чтиво - 450 страниц, совсем не карманный вариант. Скорее это произведение искусства, которым приятно насладиться.

Первое, на что обращаешь внимание, взяв в руки книгу, - форма исполнения. Труд редакторов, художников, оформителей, работавших над книгой, нельзя не отметить: радуют глаз прекрасные иллюстрации, коллажные зарисовки, оригинальная верстка, высококачественная полиграфия.

Второе по предъявленности читателю - и главное - достоинство: собственно содержание.

В фокусе внимания автора - не просто ученого, но образовательного управленца с огромным стажем, в советские годы главного психолога Гособразования СССР, а в 1990-е - заместителя и затем первого заместителя федерального министра образования - находятся события и процессы в сфере образования, происходящие на наших глазах, в которых мы принимаем участие, не всегда успевая понять, что происходит. Экскурсы в историю отечественной психологической и педагогической мысли, воспоминания и наблюдения за учителями и коллегами сплетены в книге с анализом актуальных событий и решений в области российской образовательной политики последних десятилетий. Автор предлагает «отрефлексировать реальные исторические моменты и шансы образовательной политики», дабы не стать заложниками политических процессов, в частности «предвыборных цунами», какие прокатились по стране в 2011-2012 годах. Асмолов предъявляет к образованию высокие требования, он видит его как «уникальный историко-эволюционный механизм восхождения к разнообразию».

Для автора «Оптики просвещения» вопросы толерантности, инакомыслия, свободы и независимости всегда выходили за рамки академической дискуссии. Он рисует психологической портрет фанатизма, так что возникает легкая тревожность и подспудное желание пристальнее всмотреться в эту картину, чтобы не пропустить момент превращения в манкуртов из романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок». В каждом из трех разделов книги - «Социокультурность», «Вариативность», «Толерантность» - речь идет о взаимосвязи личности и культуры, об индивидуальности в культуре, о способах ее развития, сохранения и отстаивания, так как, по мнению автора, «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают".

Третье, чего нельзя не заметить, - стиль, язык изложения. Это еще одна грань таланта Асмолова - поэта, сделавшего когда-то выбор в пользу психологии, не закрепощенного рамками академического языка.

И еще одна особенность книги - юмор, дающий о себе знать уже на первой странице. «А на фига!?», или обнаженные смыслы» - с этого риторического вопроса-эпиграфа начинается знакомство читателя с личностью и индивидуальностью автора этих 450 страниц. Поскольку юмор сочетается с энциклопедичностью, глубиной познаний автора в области психологии, философии, истории и других наук, удовольствие от книги получит даже самый взыскательный читатель.

, книги , новости

Зачем была написана «Оптика просвещения»

Наталья Бурова

Презентация книги «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (2012) доктора психологических наук Александра Асмолова состоялась как раз в том зале издательства «Просвещения», где восемь лет назад он с коллегами начинал разрабатывать стандарты российского образования.

«А ваша книга - про очки?» не раз спрашивали директора Федерального института развития образования (ФИРО), академика РАО Александра Асмолова. И он неизменно отвечал: «Да, про очки. Только про философские, методологические».

Собравшиеся в аудитории Шалва Амонашвили, Геннадий Бурбулис, Галина Заходер, Илья Ломакин-Румянцев, Александр Кондаков, Вадим Петровский, Андрей Свинаренко, Елена Соболева, Евгений Ямбург и другие коллеги, по словам Александра Асмолова, не только соавторы его идей, мыслей, а в буквальном смысле этого слова соавторы его жизни. Недаром доктор психологических наук, профессор ГУ-ВШЭ Вадим Петровский считает, что личность - это сумма того, что мы вкладываем друг в друга.

Именно поэтому «Оптика просвещения» очень личная, разная по статьям и смыслу и полна страстных сюжетов, связанных с любовью к учителям, историй из жизни, и стихов. Автор дерзко соединяет несочетаемое: детские стихи и подробный анализ восхождения к разнообразию, как наша жизнь связана с историко-эволюционной психологией и культурно-исторической педагогикой.

Контрапунктом звучит мысль, что образования нет вне эволюции, свободы и культуры, более того, оно - полное ее порождение. В книге три раздела: социокультурность, вариативность и толерантность. Первый «А на фига?, или Обнаженные смыслы» начинается со строк Андрея Вознесенского, у которого Александр Асмолов тоже учился. Несмотря, что они были написаны в 63 году, они, действительно, звучат современно. «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы им дышать и жить, и обрести навигацию и ориентиры, а для этого нужно обнажить смыслы, - объясняет Асмолов. - Мне всегда мечталось увидеть образование как уникальный историко-эволюционный механизм восхождения к разнообразию».

В «Охоте на ведьм: исторический опыт интолерантности» Александр Асмолов пытался проанализировать движения так называемого маятника цивилизации, от траектории которого зависит, сталкиваемся ли мы с ксенофобией, с тоталитарными культурами, геноцидом, или же свободой и культурой достоинства. В одном визуальном ряду - портреты Галилео Галилея, Джордано Бруно и Андрея Сахарова.

Другая статья посвящена псевдопатриотам. Асмолов противопоставляет «Интернационалу», самой конфликтогенной песни, по его мнению, стихотворение «Господина Искариотов» Пьера Беранже, который еще в XVIII веке предостерегал от фарисеев любого толка. Безусловно, маятник исторической мотивации качается от конфликтов к взаимопомощи, но «Оптика просвещения» о том, что главная движущая сила вовсе не конфликт. Если слова Льва Выготского о том, что именно обучение ведет за собой развитие, считать рефреном книги, то ее основные темы - социокультурное проектирование образования как ключевого механизма восхождения к разнообразию личности как истории отклоненных альтернатив. В выступлении звучали мысли о том, что образование, личность, культура достоинства, свобода и любовь - символ нашей эпохи.

«ОПТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ: социокультурные перспективы» (Издательство «Просвещение», 2012)

Уважаемые коллеги. Читая с карандашом в руках, сделал эти выписки, которые, быть может, окажутся интересны и Вам. (А.Чургель)

Из теории А.Н. Северцова об изменении образа жизни как основе прогресса эволюционирующих систем вытекает, что именно в системе элемент приобретает ресурс роста разнообразия – возможность для вариативности.

В.А. Вагнер обнаружил следующую закономерность эволюции: чем выше развито то или иное сообщество, тем большую вариативность имеют входящие в него особи.

Необходимо учитывать … работы, в которых воображение рассматривается как эволюционный механизм создания индивидуальностью новых миров, опробования новых путей развития.

Поскольку индивидуальность, своим бытием несущая в культуру вариативность, разнообразие, творчество, вольномыслие и прочий «хаос» - основной разрушитель тоталитаризма и заклятый враг централизованной системы.

Как правило, стрелка барометра ксенофобии начинает …смещаться тогда, когда нарастание социально-экономической нестабильности в обществе пробуждает национальные и религиозные предрассудки, унаследованные исторической памятью народа и ждущие в коллективном бессознательном своего часа… В периоды социальных катаклизмов и экономических кризисов, политической и интеллектуальной конкуренции фанатичные предрассудки могут как стихийно оказывать влияние на поведение людей, так и преднамеренно употребляться различными лидерами и группами для достижения своих целей.

Нынче мы находимся в уникальном котле варящихся мировоззрений – они могут прорасти, а могут бесследно сгинуть.

Сегодня у нас дефицит поставщиков изменений.

Проанализировав модели успеха, практикуемые у нас сегодня, прежде всего необходимо осознать, что мы – страна, влюбленная в кризис, влюбленная в неудачи; такая страна всегда - слепая… Социальная политика России сегодня – это прямое бегство от ценности успеха….

Нельзя работать с молодежью, как с собакой, которая выделяет слюну… Если молодежь не будет воспринимать соцсоревнование или любой другой вид конкуренции как главную модель успеха, то мы перейдем к солидаристической культуре…где в спектакле нет финала, и это прекрасно, где нет логики выживания, где главная логика – Жизнь….

Мало того, что сегодня в своем государственном строительстве страна идет по модели влюбленности в неуспех – мы еще и подталкиваем к этой модели молодежь, оснащаем нашу культуру бюрократическими органами работы в неуспешной ситуации. Например, Министерство социальной защиты – мы только защищаемся, а не развиваемся… Нам нужен кризис! Все властные структуры мы делаем кризисными.

В этом смысле мы имеем сейчас абсолютно локальные манипуляционные проекты: движение «Наши». «Местные» и прочее. Масштаб их мал…, а идея предполагает непременно «не наших» и «не местных», т.е. врагов. Такой мотивационный абсурд и поведение этих групп приводят к тому, что власть сама множит себе оппозицию.

Пора раз и навсегда осознать, что воздержание от обсуждения проблем патриотизма и русского языка в государственной политике приводит по меньшей мере к трем ошибкам – политической, психологической и исторической.

В современном мире конкурентоспособность стран с постиндустриальным уровнем развития определяется доступностью и качеством образования…. Даже беглый анализ места и функций сферы образования в российском обществе показывает, насколько тезис о приоритетности образования расходится с социальной действительностью.

В результате общество спрашивает с образования не только и не столько за его вклад в обучение детей, сколько за те негативные эффекты, которые являются следствием дефектов всех институтов социализации…. Если государство и общество по отношению к образованию явно или неявно занимают социальные позиции потребителя и клиента, то взаимодействие между ними и образованием устанавливается по принципу прагматичного обмена («ты – мне, я – тебе»). Вследствие этого складывается оппозиция «мы – они», затрудняющая отношения социального партнерства между бизнесом, семьей, обществом и государством. В этой социально-исторической ситуации и нарастают риски формирования общества негативной идентичности, представленного поколением, «не знающим родства» .

Подростки, отвечая на вопрос о том, какое отношение в современной России распространено к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, на первое место поставили агрессивный национализм (18,6%), затем расизм (17,1%), дискриминацию (16,4%), насилие (14,7%), нетерпимость (14,4%), терроризм (13,4%). Только около 2% подростков считают, что ни одно из перечисленных явлений не распространено по отношению к указанным меньшинствам. Поразительно высок и процент школьников, которым безразлична эта проблема (28,2%). Настораживает также тот факт, что более трети опрошенных подростков с безразличием относятся к любым неформальным молодежным группам, в том числе и к скинхедам.

Культура достоинства гораздо более готова, чем культура полезности, к преодолению социальных катаклизмов, выходу из кризисов в драматическом процессе человеческой истории… Культуре полезности не нужны личности и науки, ориентированные на то, что стоит за каждой личностью – изменчивость, вариативность, непредсказуемость. …Одна из травм, нанесенных культурой полезности нашему сознанию, как раз в том и заключается, что ценности личности не оцениваются как путеводная нить, способная вывести общество из кризиса…

С.181. Культура, ориентированная на полезность, как всегда, стремится к равновесию, к самосохранению, всегда озабочена тем, чтобы выживать, а не жить. Культура полезности как-то приспосабливает одаренность к себе, «натаскивая» ее на исполнение внешне заданной жизненной роли. Именно поэтому главный, определяющий атрибут культуры полезности – культ всевидящего и всенаправляющего центра…

Мир развивается прежде всего постольку, поскольку находятся системы, поддерживающие индивидуальность, поддерживающие вариативность… Любые разговоры об образовании как о селекции к усреднению – это не просто ошибка…Образование стало – как это ни парадоксально – уникальным социогенетическим механизмом (и это резко я говорю впервые), либо поддерживающим вариации, либо гасящим их… Образование сегодня – это система безопасности России… Перед нами – осознанный процесс «вымывания мозгов»…

В результате и происходит, по меткому замечанию классика культурно- деятельностной психологии А.Н. Лонтьева, обнищание души при обогащении информацией… обучение в школе – это снабжение ответами без поставленных учеником вопросов…

Грустные последствия сведения сути личности к ее индивидуальным знаниям и переживаниям трудно переоценить. Одним из последствий такого понимания является подмена в школе воспитания обучением, иллюзия о том, что воспитать – значит объяснить….Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов… А это значит, что … никакими инструкциями, объяснениями глубинные смысловые установки личности перестроить нельзя.

Одним из путей к разгадке «японского чуда» являются те резкие изменения в системе образования, которые имели место в послевоенной Японии…. Соединенные Штаты Америки начала 1960-х годов. Среди американцев, потрясенных первыми полетами русских спутников, приобретает популярность шутка: «Или мы срочно должны заняться физикой и математикой, или нам всем придется… учить русский язык»… По признанию американских специалистов, в совершении качественного скачка США в области точных и естественных наук немалую роль сыграла программа поиска одаренных детей «Мерит».

В старой австрийской армии был специально введен орден Марии Терезии для награждения тех, кто добился успеха вопреки приказу.

Наша беда заключается в том, что мы создавали и внедряли предустановленные концепции воспитания «конечного человека», игнорирующие то обстоятельство, что нравственные качества человека порождаются процессами развития линии человека в контексте совместного потока деятельностей… выбора своего собственного «Я»… Воспитание – это именно выделка личности, а не «формовка». У нас же воспитание было скорее «формовкой».

Чаще всего правительство России работает, как «всадник без головы», ибо культивирует управление без мотивации, управление без идеологии… У нас полная глухота не просто к воспитанию, а вообще к мотивации человеческой жизни.

Ведущие психологи и педагоги России не раз подчеркивали, что главная задача школы – УЧИТЬ УЧИТЬСЯ. Но их голоса были слабо услышаны… Развитие способности к обучению ученика начинается с развития способности к обучению учителя.

Мы с вами можем придумывать любые системы, но педагогика должна перейти от систем к судьбам… Развитие свободной личности – это обеспечение духовной эволюции личности. Свободный человек – это такой человек, которым трудно управлять. Свободный человек тот, кто имеет свою нравственно-целую позицию. Свободный человек выше адаптации. Он живет «поверх барьеров» (если использовать поэтический троп Пастернака»). Педагогика сотрудничества – педагогика ращения личности поверх барьеров…это – педагогика гражданского общества, поскольку гражданское общество состоит из личностей, а не из роботов, не из конформистов или адаптантов. .. Сегодня управленческие отношения, отношения между обществом государством и образованием строятся в опасной логике обмена, а не сотрудничества.

Отношения к образованию должно определяться тем, что оно играет в обществе уникальную роль – роль раствора культуры. В этом контексте педагокика сотрудничества – это … проект строительства в нашей стране гражданского общества. ..а сфера образования – ключевая интеллектуальная и ценностно-духовная сфера жизни общества, которая ведет за собой развитие общества и определяет ценностные горизонты нашей культуры.

Мы играем почти по всей стране в Единый государственный экзамен (ЕГЭ), подменяя, как это обосновал Д.Б. Эльконин, грубым отбором, построенным на оценке репродуктивного воспроизведения стандартных знаний, столь необходимую нашей школе диагностику развития личности и обеспечения контроля за ходом развития школьника. .. стратегия воспитания подрастающего зависит от решения такого «простого» вопроса, как вопрос о проектировании идеологии общества, то есть о политическом моделировании образа потребного будущего России.

Формула «научить учиться» становится главной стратегией в жизни школы. Проектировать универсальные учебные действия ….это значит… не превращаться в репродуктивных хомяков, которые за щеками носят знания.

Начальная школа – это школа, в которой у ребенка рождается главное новообразование – вера в себя. Если мы не добьемся этого, то… мы и дальше будем плодить невротиков, тех, кто не доиграл в детстве.

Моя мечта, ради которой я вместе с коллегами участвовал в разработках образовательных стандартов нового поколения, состоит в том, чтобы появилось поколение людей, не знающих страха, в том числе страха перед властью…Чтобы народились люди перспективы, а не ретроспективы.

С. 325. У нас сегодня сложилась следующая ситуация: государство хаотически ищет, куда, к каким идеалам идти. Оно мечется между различными моделями тоталитаризма, религиозного государства и эмбрионами либеральных сценариев развития общества…Первый и серьезный риск, которого следует избежать, - это монополизация духовности той или иной конфессией… Но духовность и религиозность – это «две большие разности».

Шок настоящего – драма отставания учителей от учеников в области овладения информационными технологиями…но…Любая «догоняющая модернизация» образования опасна тем, что сама по себе установка «догнать и перегнать» другие страны сужает возможности прогнозирования будущего из-за такого социально-психологического синдрома, как синдром «гипноза спины». Суть этого синдрома состоит в том, что человек, видящий перед собой спину бегущего впереди соперника, неизбежно повторяет его ходы и ошибки. В результате человек оказывается «слепым» по отношению к другим сценариям развития будущих событий в ситуации «шока настоящего»… Поэтому перед нами стоит задача проектирования такого варианта образования, в котором бы личность воспринимала перемены как норму и не переживала «шока настоящего».

Отношение школы к одаренным детям, впрочем, как и к детям с трудностями развития, - это своего рода лакмусовая бумажка готовности любой национальной системы образования к переменам, к тем вызовам, которые предъявляет к системам образования общество… В условиях информационной социализации будет нарастать вероятность появления целого поколения интеллектуальных акселератов….Только преодолев разобщенность представителей различных профессиональных сообществ – учителей, педагогов вузов, ученых, предпринимателей, управленцев и политиков, мы сумеем полноценно решить задачу по созданию национальной программы «охотников за головами».

У детей стали нарождаться особые социальные нормы- «нормы доноса» на своих родителей. И получается, что вместо «возлюби ближнего своего…» мы строим в сознании целого поколения детей и подростков совсем иную заповедь: «донеси на ближнего своего»…

В тоталитарных культурах образование унифицируется, порождается «строевая педагогика», а в культурах, нацеленных на свободу, растет разнообразие образования, и тогда образование выступает как механизм поддержания эволюционного разнообразия общества….Вариативность и стандартизация в образовании не должны противоречить друг другу, это две стороны одного процесса.

…никогда не надо ставить перед кошками собачьи задачи. Но мы действуем как раз в этой логике, когда молимся рейтингам, переводя тесты из одной культуры в другую.

Надо искать вариативы, выходя за пределы привычных схем и представлений. Только так у нас появится видение перспектив, основа движения к будущему – к обществу «единства разнообразия».

…вариативность образования – лакмусовая бумажка колебаний регресса и прогресса в образовании, мерилом того, имеем ли мы дело с модернизацией образования или с игрой в модернизацию, за которой стоит возврат к поголовной стандартизации образовательных программ и обезличиванию подрастающих поколений.

Все эти линии развития практической психологии как методологии вариативного образования – это не только история, а сегодняшний и, все еще надеюсь, завтрашний день образования России…

Как объяснить управленцам смертельную опасность профилизации школы, ограничивающую профессиональную и социальную мобильность личности?

В учебниках и образовательных программах преобладает изложение истории развития человечества, разных стран и цивилизаций как истории конфликтов, войн, что невольно способствует формированию оценки силовых способов решения конфликтов как социальной нормы.

14.02.2013 г. в издательстве«Просвещение» состоялась презентация книги директора ФГАУ «ФИРО», академика РАО, доктора психологических наук Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» , изданной в 2012 г. Автор представлял книгу в том же зале издательства «Просвещения», в котором восемь лет назад он вместе с коллегами начинал разрабатывать новые стандарты российского образования.

«А ваша книга - про очки?» не раз спрашивали Александра Асмолова. И он неизменно отвечал: «Да, про очки. Только про философские, методологические».

Собравшиеся в аудитории Шалва Амонашвили, Мария Антонова, Ольга Богомолова, Геннадий Бурбулис, Татьяна Галишникова, Галина Заходер, Илья Ломакин-Румянцев, Александр Кондаков, Вадим Петровский, Андрей Свинаренко, Елена Соболева, Евгений Ямбург и другие коллеги, по словам Александра Асмолова, не только соавторы его идей, мыслей, а в буквальном смысле этого слова соавторы его жизни. Недаром доктор психологических наук, профессор ГУ-ВШЭ Вадим Петровский считает, что личность - это сумма того, что мы вкладываем друг в друга.

Именно поэтому «Оптика просвещения» очень личная, разная по статьям и смыслу и полна страстных сюжетов, связанных с любовью к учителям, историй из жизни, и стихов. Автор дерзко соединяет несочетаемое: детские стихи и подробный анализ восхождения к разнообразию, как наша жизнь связана с историко-эволюционной психологией и культурно-исторической педагогикой.

Контрапунктом звучит мысль, что образования нет вне эволюции, свободы и культуры, более того, оно - полное ее порождение. В книге три раздела: социокультурность, вариативность и толерантность. Первый «А на фига?, или Обнаженные смыслы» начинается со строк Андрея Вознесенского, у которого Александр Асмолов тоже учился. Несмотря, что они были написаны в 63 году, они, действительно, звучат современно. «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы им дышать и жить, и обрести навигацию и ориентиры, а для этого нужно обнажить смыслы, - объясняет Асмолов. - Мне всегда мечталось увидеть образование как уникальный историко-эволюционный механизм восхождения к разнообразию».

В разделе «Дневниковые записи. Люди и цели» автор объясняет, почему, думая, что он никогда не уйдет из психологии, и будучи влюбленным в Алексея Леонтьева, решил вдруг «поплавать на административных галерах».

«Охоту на ведьм: исторический опыт интолерантности» написали Мария Тендрякова, Марина Гусельцева и Александр Асмолов вместе. Они пытались проанализировать движения так называемого маятника цивилизации, от траектории которого зависит, сталкиваемся ли мы с ксенофобией, с тоталитарными культурами, геноцидом, или же свободой и культурой достоинства. В одном визуальном ряду - портреты Галилео Галилея, Джордано Бруно и Андрея Сахарова.

Другая глава посвящена псевдопатриотам. Асмолов противопоставляет «Интернационалу», самой конфликтогенной песни, по его мнению, стихотворение «Господина Искариотов» Пьера Беранже, который еще в XVIII веке предостерегал от фарисеев любого толка. Безусловно, маятник исторической мотивации качается от конфликтов к взаимопомощи, но «Оптика просвещения» о том, что главная движущая сила вовсе не конфликт. Если слова Льва Выготского о том, что именно обучение ведет за собой развитие, считать рефреном книги, то ее основные темы - социокультурное проектирование образования как ключевого механизма восхождения к разнообразию личности как истории отклоненных альтернатив. В выступлении звучали мысли о том, что образование, личность, культура достоинства, свобода и любовь - символ нашей эпохи.

Cписок использованной литературы

1. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. - М.: «Просвещение», 2012. - С. 447.

2. Асмолов А., Семенов А., Уваров А. Мы ждем перемен. // Дети в информационном обществе. - 2010. - №5. С.18-27.

3. Асмолов А. Г., Солдатова Г. В. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. - М.: Просвещение, 2007. - С. 321.

4. Бауман З. Текучая современность. - СПб: Питер, 2008. - С. 240.

5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии // Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 1008 с. - С. 892-997.

6. Карр Н. Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами. - М: BestBusinessBooks, 2012. - С. 253.

7. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. –С. 616.

8. Луман Н. Социальные системы. - Спб.: Наука, 2007. - С. 648.

9. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. - М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. - С. 200.

10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - С. 332.

11. Семенов А. Л. Качество информатизации школьного образования. // Вопросы образования. - 2005. - №3. - С. 270.

12. Собкин В. С. , Адамчук Д. В. Мониторинг социальных последствий информатизации: что изменилось в школе за три года? - М.: Институт социологии образования РАО, 2008. - С. 159.

13. Солдатова Г., Зотова Е. , Чекалина А., Гостимская О. Пойманные одной Сетью: социально-пси- хологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете. - М.: Фонд Развития Интернет, 2011. - С. 176.

14. Солдатова Г. В., Нестик Т. А., Рассказова Е. А., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. - С. 144.

15. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. - М: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. - С. 234.

16. Финкельхор Д. Ложная тревога? // Дети в информационном обществе. - 2012. - №11. - С. 30–37.

17. Gilster P. Digital Literacy. - New York: Wiley, 1997. - P. 276.

18. Ilomaki L., Lakkala M., Kantosalo A. Which areas of digital competence are important for a teacher? - Finland: University of Helsinki, 2011. [Электронный ресурс] // URL:

http://linked.eun.org/c/document_library/get_file?p_l_id=22345&folderId=23768&name=DLFE-742.pdf /.

19. Johnson L., Smith R., Levine A., Haywood K. Horizon Report: K–12 Edition. - Austin, Texas: The New Media Consortium, 2010. P. 36.

20. Johnson L., Adams Becker S., Cummins M., Estrada V., Freeman A., Ludgate H. NMC Horizon Report: 2013 K–12 Edition. - Austin, Texas: The New Media Consortium, 2013. - P. 44.

21. Martin A., Madigan D. Digital literacies for learning. - London: Facet Publishing London. 2006. - P. 500.

22. Mossberger K., Tolbert C. J., McNeal R. S. Digital Citizenship. The Internet, Society and

Participation. - Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 2007. - P. 235.

23. Mossberger K. Digital Cities: The Internet and the Geography of Opportunity. - Oxford: Oxford University Press, 2012. - P. 26

и ровое ра ансТво 41 чиТеля и ченики

Вопросы для самопроверки

1. Какие поколения существуют сегодня под одной школьной крышей?

2. Как соотносится жизнь различных поколений с развитием информационно-коммуника- ционных технологий?

3. Чем отличаются представители цифрового поколения от своих предшественников?

4. Как цифровой разрыв между поколениями сказывается на их взаимоотношениях?

5. Каковы причины необходимости сокращения межпоколенческого цифрового разрыва

в образовательной среде?

6. Какие выделяются компоненты и виды цифровой компетентности?

7. В каких сферах жизнедеятельности необходимо повышение цифровой компетентности?

8. Какие возможности цифровая эпоха открывает в образовании?

9. Какие технологические изменения в сфере образования могут рассматриваться как ключевые факторы его развития в ближайшие годы?

10. Какие образовательные технологии обладают наибольшим потенциалом для среднего школьного образования?

11. Назовите основные типы онлайн-рисков для детей и подростков.

12. Какие возрастно-психологические особенности подростков определяют их попадание

в зону риска использования современных технологий?

13. Какая разница существует между правилами безопасности в реальном и виртуальном мире?

14. Какие существуют способы обеспечения безопасности детей в Интернете?

15. Какова роль родителей в обучении детей безопасному поведению в Сети?

16. Какова роль школы в обучении детей безопасному поведению в Сети?

Технические аспекТы использования

инТернеТа*

Техногонка

С каждым годом нас окружает все больше технических устройств, выполняющих различные бытовые, профессиональные, развлекательные функции. Среди них важнейшее место занимают компьютеры и другие устройства, обеспечивающие доступ к Интернету. Без них многим уже невозможно представить свою жизнь.

В 2013 году каждый второй житель нашей страны уже был пользователем Интернета и имел как минимум одно техническое устройство с доступом в Сеть . Это могли быть как стационарные компьютеры, так и различные мобильные гаджеты, которые становились и становятся все более продвинутыми и «умными». Современная цифровая техника совершенствуется с каждым месяцем и постепенно завоевывает популярность у представителей всех поколений. Гаджетомания - увлечение цифровой техникой - охватила весь мир. Психолог Марк Гриффитс предложил термин «технологическая зависимость», описывающий в широком диапазоне отношения человека и технических средств. Гаджетомания - одно из ее проявлений. Вопрос о том, где проходит сегодня граница между разного рода зависимостями и следованием современному образу жизни, остается открытым. Технический прогресс сдвигает границы нормы и патологии. Задумываться над ответом на этот вопрос - дело взрослых. Дети и подростки не рефлексируют на эту тему, каждый ребенок мечтает владеть самым современным гаджетом. Двухлетние дети непостижимым образом начинают ловко и эффективно пользоваться планшетами, мобильными телефонами. А к моменту вступления в подростковый возраст многие из них уже являются обладателями множества карманных и настольных устройств.

* Данный модуль написан при участии С. Овчаренко

Ключевые изменения технологий определяются увеличением скорости связи (повсеместное внедрение широкополосного Интернета), уменьшением размеров устройств (от громадных компьютеров к планшетам и смартфонам) и совершенствованием способности людей к взаимодействию (посредством приложений «всегда на связи» и социальных медиа). Уже сейчас количество мобильных устройств с выходом в Интернет превышает количество людей на планете, а к 2017 году по подсчетам аналитиков превысит 10 млрд . Все эти портативные устройства будут генерировать количество информации, в 13 раз превышающее объем трафика с подобных устройств

в 2012 году .

Во многом благодаря наличию персональных гаджетов, которые позволяют выходить в Сеть кру-

глосуточно и практически из любого места, 15% российских школьников в 2012–2013 годах проводили в Интернете почти весь свой день. По данным исследования Фонда Развития Интернет, более 60% детей выходят в Сеть со своего компьютера или ноутбука, почти каждый второй имеет доступ в Интернет через мобильные телефоны и смартфоны, каждый десятый ребенок является счастливым обладателем планшета (рис. 13).

Рис. 13. Устройства, которыми пользуются дети для выхода в Интернет, (Исследование цифровой компетентности, Фонд Развития Интернет при поддержке

Google , 2013 г.)

Все эти разнообразные цифровые устройства, чтобы удовлетворить взыскательных пользователей, должны быть не только стильными, красивыми, удобными, но и «умными». Сегодняшние мобильные телефоны по своему функционалу вполне сравнимы с настольными компьютерами. Новейшие разработки в области программного обеспечения нацелены на то, чтобы объединить все устройства доступа в Интернет под единым интерфейсом. По мнению Лоренса Лессинга, автора книги «Код и другие законы киберпространства», современное общество уже сейчас настолько сильно зависит от Интернета и цифровой техники, что в недалеком будущем оно будет регулироваться не посредством законов, а с помощью программного обеспечения и технических решений.

Подрастающее поколение вносит свой вклад в развитие программ и приложений, обеспечивающих работу цифровых устройств и Интернета. Известно немало юных компьютерных гениев,

которые начинали интересоваться гаджетами и программированием с 4–5 лет, а к девяти годам уже являлись признанными профессионалами. Заинтересованные в компьютерных технологиях школьники реализуют свой потенциал в специальных средах программирования, предоставляющих массу возможностей: от написания простых программ до создания управляемых роботов.

Современные цифровые изобретения не укладываются в привычные схемы мышления. Заголовки раздела новостного портала, посвященного интересным изобретениям в мире цифровых технологий, могут показаться фантастикой из книг прошлого века. Управление устройствами

с помощью взгляда, «воздушный дисплей» - полноцветное физически проницаемое изображение прямо в воздухе, управляемое с помощью мультитач-жестов; передача информации через тело человека, очки, анализирующие реальность, - многое из этого уже существует или вот-вот появится на свет.

Технические устройства совершенствуются с каждым днем, и традиционно первыми осваивают новые технологии дети и молодежь. Они неразлучны со своими портативными устройствами и живут по принципу «Интернет всегда и везде». Дети и подростки, как правило, в отличие от взрослых, не испытывают особых сложностей при овладении цифровыми устройствами на уровне пользователя. Индийский ученый и просветитель Сугата Митра в разных странах мира провел серию экспериментов под названием «Компьютер в стене». Суть эксперимента заключалась в том, что он оставлял на какой-то период времени детей, никогда ранее не видевших компьютер, с ним наедине. Результаты были ошеломляющие. Например, через четыре часа после первого знакомства с компьютером дети записывали музыку собственного сочинения и проигрывали ее друзьям. Через два месяца дети из глухой индийской деревни на основе самостоятельного активного исследования не только научились пользоваться компьютером, но также изучили основы биотехнологии на английском и попросили компьютер с более мощным процессором.

Маршал Маклюэн в своей книге «Понимание медиа» рассматривал средства массовой коммуникации как непосредственные технические продолжения тела человека, его органов, чувств и способностей. Другими словами, как внешнее расширение человека, определяющее новые

возможности. Интернет сегодня обеспечивает всеобщий доступ к различной информации людям

с разными возможностями и потребностями по всему миру. Интернет дает каждому право голо-

са, вне зависимости от возраста, социального статуса и образования. Однако, чтобы технологии не овладели нами, нужно учиться владеть ими. В качестве необходимого технического минимума пользователю Интернета важно освоить основы использования технических устройств, обеспечивающих выход в Интернет, навыки работы с программным обеспечением и онлайн-технологиями.

Три кита Интернета

Использование Интернета невозможно без обеспечения нормальной работы трех составляющих: «железа» (устройств, позволяющих выходить в Интернет), программного обеспечения для использования Интернета и непосредственно подключения к Сети. Все три составляющие со временем эволюционировали: увеличение производительности «железа» привело к усложнению программ, появлению новых языков программирования и операционных систем. Возникновение и усовершенствование локальных и глобальных компьютерных сетей стало следующим этапом в развитии информационных технологий и позволило объединять отдельные устройства для решения одной задачи. В настоящее время все три компонента стимулируют развитие друг друга:

мощные компьютеры позволяют создавать и выполнять более сложные программы, которые в свою очередь требуют наращивания производительности «железа». Компьютерные сети созда-

ют новые задачи, для выполнения которых также необходимо развитие двух других компонентов. В результате темпы технического развития в области доступа и использования Интернета постоянно ускоряются. Рассмотрим три составляющие, обеспечивающие пользователям доступ в Интернет, в контексте возрастающего темпа технологических изменений.

Аппаратные средства («Железо»)

Первые компьютеры начали появляться в преддверии Второй мировой войны. Это были по большей части механические или комбинированные электронно-механические устройства,

выполняющие определенный класс задач, таких как расчет траектории снаряда или расшифровка перехваченных сообщений. В основе этих электронных вычислительных машин лежали идеи англичанина Алана Тьюринга и американца Эмиля Поста, работавших независимо друг от друга. Основываясь на идеях Тьюринга, Джон Фон Нейман, один из выдающихся математиков XX века, разработал актуальный до настоящего времени принцип работы устройства, когда и исполняемая программа, и данные хранятся в одном пространстве памяти.

Развитие электронной вычислительной техники принято делить на поколения, каждое из которых определяется используемыми физическими элементами и технологией изготовления. Компьютеры первого поколения использовали вакуумные лампы в качестве элементной базы процессора, что делало устройства хрупкими, огромными и крайне энергоемкими. Например, популярная машина IBM 650, выпущенная в 1954 году, весила около 900 кг (не считая блока питания, вес которого составлял еще 1 350 кг), причем оба блока по размеру занимали площадь небольшой комнаты. Стоимость машины составляла 500 000 долларов (более 4 млн долларов в пересчете на 2012 год). Первая советская ЭВМ была разработана Сергеем Лебедевым в начале 1950-х. Она

называлась «Малая электронная счетная машина», содержала 6 000 вакуумных ламп и потребляла 15 кВт, примерно как 100 современных компьютеров

Изобретение в 1947 году более производительного, потребляющего меньше энергии, более дешевого и небольшого по размерам транзистора повлекло за собой создание компьютеров второго поколения. Однако компьютеры по-прежнему были необычайно дорогими и использовались преимущественно в научных или военных целях.

Настоящим прорывом в вычислительной технике стало появление интегральных микросхем - кристаллов полупроводникового материала (обычно кремния), на которых размещается огромное количество транзисторов (до нескольких миллиардов). Современные микросхемы позволяют на одном кристалле размером с ноготь разместить процессор, оперативную память, постоянную память и порты ввода и вывода. Компьютеры, построенные на основе интегральных микросхем, называют компьютерами третьего поколения.

С течением времени технологии производства совершенствовались, компьютеры уменьшались

и дешевели, что привело к новому качественному прорыву в конце XX века: появлению персональных компьютеров и проникновению микропроцессоров в большинство потребительских приборов. Однако микроэлектроника подошла к пределу, установленному физическими законами: увеличение количества компонентов на кристалле интегральной микросхемы в скором времени может привести к тому, что технический процесс производства приблизится к атомным расстояниям. Это потребует от инженеров разработки новых подходов к созданию вычислительных

устройств. Некоторые из таких подходов появляются уже сейчас: оптоэлектронные компоненты заняли свою нишу в построении компьютерных сетей, а некоторые исследовательские центры выпускают опытные образцы оптических процессоров. Технологии квантовых и ДНК-компьютеров также закладываются сегодня. Возможно, одна из этих технологий станет основой для появления компьютеров пятого поколения.

Как мы уже писали во введении, в 1986 году в советских школах ввели новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники», и в это же время началось конструирование компьютеров для образования. Во многих школах информатика начиналась с листа бумаги и программируемого калькулятора, пока до них добирались советские компьютеры первого поколения. Характеристики тех компьютеров были очень скромны по современным меркам: процессор от 1 до 10 МГц, оперативная память от 32 до 128 Кб, носитель информации -

магнитофонная кассета или дискета. Лишь к началу 1990-х годов компьютеры появились почти в каждой школе крупных городов, но лишь в начале 2000-х годов компьютерные классы школ стали обновляться.

Программное обеспечение

Компьютер, в отличие от других вычислительных устройств, например счетов или логарифмической линейки, благодаря программному обеспечению может решать широкий круг задач.

Программное обеспечение (ПО) - это посредник между аппаратным обеспечением компьютера и пользователем. Оно предоставляет пользователю удобный и понятный способ сообщить компьютеру, что нужно сделать. Для этого мы должны использовать только мышь, клавиатуру и известные нам конструкции: поля ввода, ссылки и кнопки в различных программах и на веб-страни- цах. Немногие, кроме профессиональных программистов, могут «общаться» с компьютером на его языке. Однако даже совсем маленькие дети могут использовать готовое ПО и получать желаемые результаты, не подозревая, что за их простыми действиями скрываются значительные вычисления, обращения к локальной памяти компьютера или другим компьютерам по Сети.

Программы, работающие на персональном компьютере или устройстве, можно разделить на две основные группы: системные и прикладные. Системное программное обеспечение осуществляет управление компонентами компьютерной системы и предоставляет прикладным программам удобное средство взаимодействия с «железом». Часто пользователи не замечают или даже не подозревают о труде этих программ, во всяком случае пока что-то не сломается. Прикладные программы взаимодействуют напрямую с пользователем и создаются для решения конкретных задач. Это знакомые каждому пользователю программы для работы с текстом, прослушивания музыки или просмотра видео, работы в Интернете.

Самой популярной прикладной программой для работы в Интернете на сегодня является браузер (от англ. to browse - просматривать) - программа для просмотра веб-сайтов. Браузеры поставляются со всеми настольными операционными системами и установлены на большинство устройств, имеющих доступ в Интернет. Браузеры и Всемирная паутина совершенствовались одновременно, и развитие этих программ во многом способствовало популяризации Сети. Поэтому сейчас многие до сих пор называют браузер «выходом в Интернет».

Дети и подростки, растущие в цифровом мире, не только интуитивно овладевают программами, но и иногда самостоятельно обучаются создавать новые приложения. Более того, крупные IT-компании и институты, занимающиеся разработкой ПО, поощряют создание приложений

Документы Google. Совместное использование документов, электронных таблиц

и презентаций, совместная работа в пределах группы или всего учебного заведения в режиме реального времени. Администраторы могут управлять разрешениями на доступ к файлам в масштабах всей системы, а авторы документов - предоставлять и отзывать доступ к ним в любое время.

Сайты Google. Динамические и безопасные веб-страницы для учащихся, преподавателей, кружков, и т. д. Совместная работа и централизованное хранение связанных между собой документов, веб-содержания и другой информации на одном сайте.

Google Видео для учебных заведений. Решение для размещения видеофайлов и организации совместного доступа к ним, позволяющее учебным заведениям и другим организациям использовать видео как эффективное средство внутреннего обмена информацией и совместной работы.

Видеовстречи в Google+. Возможность проведения видеолекций и интерактивных вебинаров с одновременным подключением до десяти различных точек.

Более подробная информация о решениях Google для образовательных учреждений и подключение пакетов: http://www.google.com/apps/intl/ru/edu/ .

Помимо большого разнообразия технических средств доступа в Интернет существует множество вариантов подключения этих устройств к мировой паутине. Технологии доступа к Интернету можно разделить на две основные группы: проводное соединение - данные передаются посредством кабеля, и беспроводное соединение - данные передаются радиоволнами в определенном частотном диапазоне.

Проводное соединение позволяет подключаться к Интернету через кабель. Среди основных видов проводного соединения можно выделить коммутируемый доступ (через модем и общую телефонную сеть), цифровую абонентскую линию (через специальную телефонную линию), локальные сети Ethernet (через специальный выделенный кабель от сети провайдера). Все перечисленные способы, кроме коммутируемого соединения, являются широкополосным (или высокоскоростным) доступом в Интернет. Рассмотрим основные особенности, преимущества

и недостатки этих способов.

Интернет «по старинке». Каждый, кому довелось пользоваться Интернетом, когда он только начал становиться массово доступен, помнит минуты, проходившие за прослушиванием загадочных скрипучих звуков в ожидании выхода в Сеть. Таким был один из первых способов доступа в Интернет: коммутируемый доступ (Dial-up) посредством модема и телефонной сети общего назначения. Подключенный к компьютеру пользователя модем осуществляет преобразование данных для передачи по аналоговым телефонным сетям и подключения к серверу интернет-провайдера. Такой доступ в Интернет относительно недорог, так как не требует дополнительной инфраструктуры, кроме телефонной сети и модемов. Но у него есть ряд очевидных недостатков. Это низкая скорость передачи данных (ее теоретический предел составляет 56 Кбит/с), а также то, что на протяжении всего времени подключения к Интернету телефон остается занят. Кроме того, соединение временное - пользователь или интернет-провайдер разрывают соединение по истечении определенного времени, после чего требуется повторить подключение. По причине неудобств использования коммутируемого доступа, а также по мере распространения широкополосного доступа в Интернет все меньше людей стало пользоваться таким способом доступа к Сети. По данным TNS, в 2012 году в российских городах с населением от 100 000 только 6% жителей использовали такое подключение у себя дома. Однако Интернет «по старинке» по-прежнему остается востребован в малонаселенной или труднодоступной местности, где осложнено развитие инфраструктуры, необходимой для широкополосного доступа в Интернет.

Интернет по телефонному кабелю. Подключение по цифровой абонентской линии (DSL - от англ. digital subscriber line) предполагает передачу данных по телефонной сети общего назначения и так же, как коммутируемый доступ, требует установки специального устройства (DSL-модема). В отличие от коммутируемого доступа для передачи данных по технологии DSL используются другие частоты, нежели для передачи голосовых вызовов. Это позволяет одновременно передавать данные и звонить по телефону, не прерывая соединение. Кроме того, существенно увеличивается максимальная скорость передачи данных по сравнению с коммутируемым доступом посредством модема (до 24 Мбит/с). В то же время абонентские устройства должны располагаться на небольшом расстоянии от интернет-провайдера, что затрудняет использование технологии в отдаленных регионах. Также скорость передачи данных может быть существенно ниже скорости приема, что осложняет загрузку больших объемов данных в Интернет.

Локальные сети на основе Ethernet. Ethernet - это технология передачи данных по выделенной линии - специальному кабелю, напрямую подключающему квартиру или офис пользователя к аппаратуре провайдера. Свой конец кабеля пользователь может подсоединить либо к компьютеру, либо к устройству, позволяющему предоставить доступ сразу нескольким компьютерам. Подключение к Сети на основе Ethernet позволяет обеспечить хорошую скорость передачи данных (до 1 Гбит/с, хотя провайдер может устанавливать ограничения скорости доступа в Интернет в зависимости от тарифа). В отличие от коммутируемого доступа, соединение по выделенной линии работает постоянно, и у пользователя зачастую

 


Читайте:



Чахохбили – классический рецепт и секреты приготовления блюда Как приготовить чахохбили из

Чахохбили – классический рецепт и секреты приготовления блюда Как приготовить чахохбили из

Считается, что к курице идеально подходят белые соусы. Но так думают только те люди, которые не пробовали настоящее грузинское чахохбили. Эта...

Симптомы пременопаузы у женщин Как проходит пременопауза

Симптомы пременопаузы у женщин Как проходит пременопауза

Причина появления зуда и жжения при климаксе - в снижении уровня эстрогена. Низкая концентрация этого гормона в крови негативно сказывается на...

Наггетсы в духовке - вкуснейшее блюдо, приготовленное полезным способом Как приготовить наггетсы дома в духовке

Наггетсы в духовке - вкуснейшее блюдо, приготовленное полезным способом Как приготовить наггетсы дома в духовке

В домашних условиях можно приготовить куриные наггетсы как в любимом фастфуде! Попробуйте новые идеи для перекуса!Предлагаем устроить конкуренцию...

Сны на 2 лунный день. Две луны. Лунный день сны

Сны на 2 лунный день. Две луны. Лунный день сны

Толкование снов во 2 Лунный день Сегодня сами Высшие Силы через посланные сновидения пытаются помочь с выбором правильного пути, чтобы жизнь текла...

feed-image RSS