Разделы сайта
Выбор редакции:
- Влияние даты рождения на судьбу
- Что определяет судьбу человека
- Способы наказания обидчика без вреда для себя
- Снится ходить по городу. К чему приснился город? Что значит во сне Город
- Сонник: к чему снятся способности К чему снится черный маг
- Объятия толкование сонника
- Тема Великой Отечественной войны в лирике А
- Болезнь Бехтерева — что это такое, причины, симптомы у женщин и мужчин, лечение, осложнения
- Симптомы, причины, методы лечения
- Трихомонадный кольпит – препараты и травы для быстрого лечения
Реклама
Открытия геродота в географии кратко. Великие путешественники античности. Геродота в Индии |
Геродот – житель Древней Греции, «отец истории». Грек стал автором первого дожившего до наших дней трактата «История», в котором подробно описал обычаи народов, существовавших в пятом веке до нашей эры, а также ход греко-персидских войн. Труды Геродота сыграли важную роль в развитии античной культуры. До нас дошли два ключевых источника информации о жизненном пути Геродота: энциклопедия «Суда», созданная во второй половине десятого века в Византии, и тексты самого историка. Некоторые данные в этих источниках противоречивы. Бюст Геродота Общепризнанной считается версия о том, что Геродот родился в Галикарнасе в 484 году до нашей эры. Этот древний город располагался на территории исторической области «Кария», на побережье Средиземного моря в Малой Азии. Город Галикарнас был основан дорийцами, поблизости располагалось поселение карийцев (и дорийцы, и карийцы являются представителями основных древнегреческих племен). Будущий древнегреческий историк родился во влиятельной и обеспеченной семье Ликса. В молодости Геродот участвовал в политической жизни народа. Он примкнул к партии, поставившей целью низвергнуть тиранического правителя Лигдамида, был изгнан, некоторое время жил на острове Самос. Затем Геродот отправился в продолжительные и многочисленные путешествия. Он побывал в Египте, Вавилоне, Малой Азии, Ассирии, Северном Причерноморье, Геллеспонте, а также объездил Балканский полуостров от Македонии до Пелопоннеса. Во время путешествий историк делал наброски для своего последующего творения. В сорокалетнем возрасте Геродот поселился в Афинах. В то время он уже читал представителям высших слоев городского общества отрывки из своей «Истории», что и дало исследователям возможность сделать вывод о том, что наброски были написаны еще во время путешествий. В Афинах историк познакомился и сблизился со сторонниками Перикла – полководца и оратора, которого считают одним из основателей демократии в Афинах. В 444 году до нашей эры, когда на месте разрушенного города Сибариса была основана греческая колония Фурии, он принимал участие в восстановлении поселения из руин. НаукаБлагодаря Геродоту наука обогатилась фундаментальным сочинением «История». Эта книга не может быть названа историческим исследованием. Она представляет собой интересное повествование любознательного, общительного, одаренного человека, который побывал во многих местах и располагал обширными знаниями о современниках. В «Истории» Геродота сочетаются сразу несколько компонентов:
Книга "История" Геродота В общей сложности сочинение Геродота включает в себя девять книг. При этом сочинение принято делить на две части:
При написании своей книги Геродот уделял внимание прихотям судьбы и зависти божественных сил по отношению к счастью людей. Автор верил в то, что боги постоянно вмешиваются в естественный ход исторических событий. Он признавал и тот факт, что личные качества политических деятелей также являются залогом их успеха. Геродот осуждал правителей Персии за их дерзость, за стремление нарушить существовавший порядок устройства мира, в соответствии с которым персы должны жить в Азии, а эллины – на территории Европы. В 500 году до нашей эры состоялось ионийское восстание, из-за которого Древняя Греция и была вовлечена в кровопролитную войну. Это событие автор характеризует как проявление гордыни и крайней неосмотрительности. Структура «Истории» Геродота
Фрагмент страницы из книги "Истории" Геродота
Геродот. Барельеф в Лувре, Париж
«История» данного древнегреческого мыслителя также носит название «Музы», поскольку каждую из ее девяти частей александрийские ученые решили назвать именем одной из муз. Девять муз дали названия томам "Истории" Геродота В процессе работы Геродот использовал не только свои воспоминания и собственное отношение к событиям, но и руководствовался воспоминаниями очевидцев, записями оракулов, материалами надписей. Чтобы реконструировать каждое сражение максимально точно, он специально посещал места битв. Будучи сторонником Перикла, он часто воспевает заслуги его рода. Несмотря на веру в божественное вмешательство, субъективный подход и ограниченность средств для получения информации в древности, автор не свел весь свой труд к тому, чтобы воспеть сражение греков за свою свободу. Он также старался определить причины и последствия, к которым приводили их победы или поражения. «История» Геродота стала важной вехой в развитии мировой историографии. Успех произведения историка обусловлен не только тем, что в одном произведении он собрал множество фактов о народах и событиях своего времени. Он также продемонстрировал высокое искусство рассказчика, приблизив свою «Историю» к эпосу и сделав ее захватывающим чтивом как для современников, так и для людей Нового Времени. Большинство фактов, изложенных им в книге, впоследствии были доказаны в ходе археологических раскопок. Личная жизньБиография Геродота дошла до наших дней лишь в виде обрывочной информации, в которой невозможно найти данные о собственной семье ученого, о том, была ли у него жена и дети. Известно лишь, что историк был любознательным и общительным человеком, легко сходился с людьми и умел проявлять поразительную настойчивость в поиске исторически достоверных фактов. СмертьГеродот предположительно скончался в 425 году до нашей эры. Место его захоронения неизвестно. Имя: Геродот Галикарнасский Годы жизни: около 484 года до н. э. - около 425 года до н. э. Государство: Древняя Греция Сфера деятельности: История, философия Величайшее достижение: Получил прозвище «Отец истории». Стал автором первого сохранившегося "учебника истории"- «История» Геродот (484 г. до н. э. ‒ 426 г. до н. э.) ― первый историк в Греции и во всем западном мире. Полностью до нас дошло одно его произведение ― «Истории», сочинение в девяти книгах, где Геродот подробно рассказал о войне Греции против всемогущей Персидской империи, которая закончилась победой греков над Дарием Великим и его сыном Ксерксом. Геродотом зачастую движут нравственные и религиозные чувства в описании им истории, она часто перемежается описательными и этнографическими экскурсами в обычаи варварских народов, однако уже в древние времена работы историка были ценны своей новизной и новой информацией. Недаром Геродота назвали «отцом истории». Геродот родился в Галикарнасе (ныне Бодрум, небольшой турецкий городок Азии). Дата его рождения неизвестна, но предполагается, что это 484 год до нашей эры. К тому времени дорийская колония Галикарнаса находилась под персидским владычеством и управлялась тираном Лигдамисом. Следовательно, но в их жилах текла греческая кровь, и вполне вероятно, что семья принадлежала аристократии Галикарнаса. Когда Геродот был еще ребенком, его семья вынуждена была покинуть родину и переехать на остров Самос, так как в стране началось восстание против Лигдамиса, в котором умер Панаис, дядя или двоюродный брат будущего историка. Здесь Геродот погружается в мир ионийской культуры. По мнению ученых, именно на Самосе он изучил ионийский диалект, где написал свою работу. Однако современные исследователи доказали, что этот диалект также широко использовался в Галикарнасе. Почти наверняка известно, что незадолго до 454 года до н. э. Геродот вернулся в Галикарнас, чтобы принять участие в свержении Лигдамиса (454 г. до н. э.), сына Артемисии, представителя тирании в Карии, которая в то время доминировала в политической жизни колонии. Следующая известная дата из биографии Геродота ― основание в 444-443 до н. э. на месте разрушенного Сибариса колонии, которую назвали Фурии. Неизвестно, принимал ли Геродот участие в первой экспедиции, которой руководил Перикл, но он получил гражданство этой колонии. Некоторые из его биографов сообщают, что в эти десять лет между падением Лигдамиса и прибытием в Фурию (444-454) Геродота приглашали в несколько греческих городов с предложением декламировать его произведения. Говорят даже, что он получил десять талантов за выступление в Афинах, что сейчас кажется маловероятным, хотя эта легенда свидетельствует о том, насколько добрый прием был оказан ему там. Одним из сильнейших впечатлений политической и культурной жизни Афин для Геродота было пребывание в Афинах Перикла. Там же Геродот мог встретить Протагора, основателя софистики, и Софокла, великого поэта-трагика, который мог оказать влияние на исторические работы Геродота. Также еще до основания Фурий Геродот посетил города и страны, о которых он упоминает в своем труде: мы знаем, что четыре месяца он пробыл в Египте, а позже отправился в Месопотамию и Финикию. Еще одно путешествие привело его в страну . Все эти поездки были вдохновлены желанием Геродота расширять кругозор и насыщать свою тягу к знаниям, что характеризует его как человека любопытного, наблюдательного и всегда готового слушать. И все эти качества сочетаются с большими энциклопедическими знаниями. Паломничество Геродота окончилось в Фуриях, где он прожил, по меньшей мере, несколько лет, хотя очень мало известно об этом последнем этапе его жизни. Аристофан написал пародию на труд Геродота, насколько это известно, около 425 г. до н. э. Последние события, упомянутые в истории Геродота о Греции, относятся к 430 г. до н. э. Считается, что историк умер в Фуриях между 426-м и 421-м годами до н. э. «Истории» ГеродотаРабота, благодаря которой Геродот Галикарнасский получил прозвище «отец истории», первоначально не имела заголовка и не была разделена на главы. На девять книг, каждая из которых озаглавлена именем одной из муз, ее поделили александрийские ученые. В первых пяти книгах описываются подробности военного дела. Остальные четыре книги ― это описание войны, кульминацией которой является вторжение в Грецию персидского царя Ксеркса и великие греческие победы на острове Саламине, у города Платеи и на мысе Микале. Если попробовать упрощенно описать, какова основная тема «Историй», можно сказать, что это войны, а также отступления, рассказывающие об отдельных реалиях древнего мира. Но конечно же, хроника Геродота сложна, и трудно однозначно определить, о чем она: автор преследует не одну цель повествования, использует самые разнообразные ходы для их достижения, части очень отличаются друг от друга, поэтому вначале трудно увидеть принцип, объединяющий их все. В поисках историй Геродот много путешествовал по всему миру. Именно благодаря путешествиям он получил столько информации: в одних историях он описывает то, что увидел своими глазами; другие услышал от людей, которых встречал; многие истории ― его собственные исследования, а какие-то в результате его работы оказались противопоставленными устным традициям. Геродот находил археологические останки и памятники, прибегал к помощи местных жрецов и ученых. Так, например, исследование мифа о Геркулесе привело его к финикийскому источнику. Обратите внимание, как Геродот сопоставляет разные элементы и как пользуется источниками информации, даже когда, по его мнению, они ненадежны: «Мой долг ― сообщить обо всем, что сказано, но я не обязан верить всему этому в равной степени» (lib. 7, 152). Собственно, с самого начала Геродот заявляет, что его задача состоит в том, чтобы рассказать о событиях и достижениях людей и, более конкретно, о войне между греками и варварами. Ядро истории ― это, конечно же, история военного столкновения Востока с Западом, но это приводит к тому, что Геродот вставляет многочисленные отступления на протяжении всей своей работы. Это позволяет читателю приблизиться к тем странным и далеким землям, которые так или иначе связаны с персами. Таким образом, его повествование не является целостным, оно движется вслед за мыслью автора, часто ассоциативной: различные страны и регионы появляются в тот момент, когда они каким-то образом связаны с персами. Надо заметить, что эти отступления чаще встречаются в первых книгах «Историй», а вот уже к середине труда их гораздо меньше, что свидетельствует о конфронтации между и Персией. Затем начинается рассказ, гораздо более сжатый и объективный, с анализом и гораздо более тщательным исследованием данных. Таким образом, в работе Геродота обнаруживается множество стилей, выбор которых зависит от источника, откуда взяты материалы: для описания экзотических стран взяты записи о его путешествиях и информация, полученная из вторых рук, как устная, так и записанная, например, логографами ― сочинителями-прозаиками. А вот рассказывая о войне, занимающей центральное место в истории, Геродот обращался к документам более доступным и надежным. Таким образом, Геродот сочетает в себе навыки великого рассказчика и историка, проясняющего реальную картину событий, пробираясь сквозь путаницу многочисленных источников. Этнографические отсылкиЭта неоднородность материалов позволила выдвинуть гипотезы о происхождении сведений, отраженных в труде: внутренние и внешние характеристики исследований различных народов были посвящены главным образом персам, и этим можно объяснить, почему изначально автор сосредоточился на историческом и этнографическом описании Персидской империи. Но по ходу работы над повествованием Геродот увлекся захватывающими событиями военного конфликта с Грецией, которые имели значение для него и для его читателей. После того, как все отрывки были соединены, их последовательность оказалась нелогичной: одни встали в нужное место, согласуясь с хроникой персидских завоеваний (например, рассказы афинян о , к которому проявился большой интерес); повествования о других народах, например, о лидийцах, переместились туда, где они соответствовали теме; а третья группа рассказов, в конце концов, (например, случай с одним из ассирийцев), вообще никак не связана с хронологией. Таким образом, повествование сохранилось как собрание независимых пассажей, представляющих собой логосы или вступления, которые были предназначенные для чтения перед аудиторией. Предшественники Геродота, именуемые логографами, просто интересовались исследованиями, систематизировали мифические истории о божественном и человеческом происхождении в генеалогии и хрониках, собирали новости о географических открытиях. Естественно, Геродот по-прежнему очень близок к стилю и методам логографов ― легкое плавное повествование, присущее ионическому диалекту. В действительности, он отходит от мифологии, что дает ему больше возможностей для географических и этнографических описаний многочисленных путешествий. Прежде всего, он интересуется всем тем, что показалось ему странным и необычным, и его описания, по существу, являются собранием случаев, которые произошли непосредственно с ним, или рассказов о народах и странах, услышанных им от других людей. И поскольку Геродот приводит подробные конкретные и живописные примеры, не делая упора на важности каких-либо фактов, его работа местами приобретает очарование сказки. Несмотря на архаичные черты исторического повествования, метод Геродота отличается критичностью: он знал, в какой последовательности происходили события, вести о которых поступали из Египта, или мог отличить события, свидетелем которых был он сам, от тех, которыми с ним поделился кто-то другой. Фактически, термин «история» происходит от греческого слова
ἱστορέω
, которое означает «узнаю, исследую, спрашиваю». Тем не менее, Геродот лишен субъективности (обнаружены следы даже софистской школы), но нечасто позволяет себе высказывать собственное мнение и предпочитает позволить читателю судить самому. Несомненно, Геродот периодически допускает ошибки, довольно грубые и даже невежественные; но неоднократные попытки историков доказать его недобросовестность как автора, потерпели неудачу. Такое изложение событий характерно для обычного человека, которого не особо интересуют великие политические, социальные и экономические явления. События в государстве часто описываются как анекдотическая ситуация из биографии правителя или других важных героев. Но Геродот, без сомнения, не игнорирует первопричины крупных событий, просто они отодвигаются на второй план, давая место личным переживаниям. Также самые важные события, такие как и Платеях, переполнены подробностями об отдельных приключениях, о героизме, советах и памятных фразах, и практически перекрывают собой сами исторические события. Религиозная и этическая основаКорни философии «Историй» Геродота ― в моральных и религиозных идеях старого ионического мира. Экспансия персов заканчивается катастрофой: он сравнивает персов с богами, завидующими процветанию и могуществу. Никакая сила в мире, никакое событие не спасут людей от зависти богов; таков их удел, подобный тем, что описаны в трагедиях . В изложении Геродота очевидна политическая линия: он осуждает тиранию и недвусмысленно поддерживает идеи свободы. Именно самодисциплина каждого отдельного человека дала возможность грекам устоять против восточного деспотизма. Конечно, Геродот пристрастен, он часто выражает теплое сочувствие грекам в целом и афинянам в частности, вероятно, такое его отношение возникло в тот период, когда он виделся в Афинах с Периклом. Геродот подчеркивает этическое превосходство греческих гражданских свобод и героизм, в совершенстве проявленный его гражданами. Также часто Геродот восхищается культурой народов, которые он называет варварами, к ним же он причисляет Персию, великих ее царей или замечательные факты из жизни солдат. Хроника Геродота заканчивается похвалой персам, которые предпочли остаться бедными, отказавшись от доминирования, ― им достаточно того, что они живут в комфорте и служат другим. Геродот хвалит в них то качество, которым обладают герои . Таковы детали, вполне уместные для финала истории описания греков и персов, написанной греком. Все произведение проникнуто сочувствием Геродота, который умел достучаться до своего читателя. Влияние ГеродотаНесмотря на огромные успехи, достигнутые Геродотом, его труд подвергся критике более поздних историков. Они обвиняли его в том, что он искажает данные. Одним из его первых критиков был Фукидид, который считает, что его метод эфемерен и действует только одно мгновение, то есть пригоден только для чтения и наслаждения. На самом же деле, сочинение Геродота стало важным источником для всех историков древнего мира, которые постепенно вносили изменения в знания о других странах, далеких и экзотических. В период эллинизма работа Геродота приобрела большую актуальность благодаря новому прочтению некоторых его рассказов, пришедшихся по вкусу современникам. Знаменитый ученый Аристарх провел обзор работ и доказал, что истории Геродота могут считаться точкой отсчета для модели познания мира. Также ценили Геродота и римляне. Именно римский философ и оратор назвал его «отцом истории». Многие римские историки использовали его в качестве источника, брали цитаты из историй. В средние века, в период, когда греческий язык получил новый статус, Геродота продолжали читать, благодаря латинским историкам, которые включали в свои истории некоторые из его анекдотов. Его звезда снова воссияла благодаря достижениям гуманизма: первым, кто решился перевести работу на латинский язык уже в начале XVI века (в 1520 году), был Альд Мануций.
Геродота называют отцом истории. Не менее справедливо было бы назвать его и отцом географии. В знаменитой "Истории" он представил своим читателям весь Старый Свет - известный, неизвестный, а иногда и вымышленный, - все три старые страны света, которые ему были известны. Он пишет: "Я, впрочем, не понимаю, почему единой земле даны три разные названия". Эти три названия - Европа, Азия и Ливия, означающая Африку. Америка будет открыта в XV веке. Геродот родился около 484 года до нашей эры в малоазиатском городе Галикарнасе. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. В 464 году он отправляется в путешествие. Геродот мечтает узнать про другие, гораздо более могущественные народы, иные из которых обладали цивилизацией значительно более древней, чем греки. Его, помимо того, занимает разнообразие и диковинность обычаев чужеземного мира. Именно это побудило его предпослать истории персидских войн обширное исследование обо всех народах, нападавших на Грецию, о которых греки в то время еще мало что знали. Маршрут его египетского путешествия, совершенного целиком в период разлива Нила, удалось восстановить. Он поднялся вверх по Нилу до Элефантины (Ассуана), крайней границы Древнего Египта, проходившей вблизи от первого порога. Это составляет тысячу километров пути. На востоке он достиг, по меньшей мере, Вавилона, отстоящего от Эгейского моря на две тысячи километров, возможно даже, что он добрался до Суз, однако это лишь предположение. На севере Геродот посетил греческие колонии, основанные на Черноморском побережье, на территории современной Украины. Возможно даже, что он поднимался вверх по нижнему течению одной из крупных рек украинских степей, а именно по Днепру, или Борисфену, вплоть до Киевской области. Наконец, на западе Геродот побывал в Южной Италии, где принимал участие в основании греческой колонии. Он посетил нынешнюю Киренаику и, без сомнения, нынешнюю Триполитанию. Читателям, почти ничего не знавшим о странах, откуда он возвращался, можно было рассказывать что угодно, но Геродот не поддался этому искушению, в которое впадали все другие путешественники. Он много путешествовал. Он пускался в очень далекие края, чтобы добыть проверенные сведения. Он обследовал землю собственными глазами и собственными ногами, несомненно, много ездил верхом на лошади или на осле, часто плавал на лодках. В Египте он заходит в мастерскую бальзамировщика, интересуется всеми подробностями его ремесла и стоимостью различных процедур. В храмах он просит перевести ему надписи, расспрашивает жрецов об истории фараонов. Он присутствует на религиозных празднествах египтян, восторгается красочностью одежд и формой причесок. Очутившись у пирамид, он шагами измеряет их подножия и в этих своих подсчетах нисколько не ошибается. Но когда надо на глаз определить высоту, тут он допускает значительные ошибки. Это касается и всех тех стран, где он побывал, и тех очень многих мест, где он не был, поскольку он полагается на рассказы путешественников, греков и варваров, с которыми ему доводилось встречаться в той или иной харчевне… Свое "кругосветное" путешествие Геродот начал с Вавилонии, где увидел великий город Вавилон. Стены его, говорит он, имеют форму квадрата. Он указывает длину одной из сторон квадрата - согласно этой цифре, длина всего периметра составила бы восемьдесят пять километров. Цифра сильно преувеличена. Периметр стен Вавилона едва достигал двадцати километров. Геродот, однако, упоминает, что в его время городские стены были снесены Дарием. Оставались развалины кладки. Геродота интересовало, как она сделана. Ему объяснили, что стена была сложена из кирпича, причем через каждые тридцать рядов кирпичей в скреплявшую их горную смолу укладывалась прослойка из сплетенного тростника. Следы этого тростника, отпечатавшиеся в горной смоле, и поныне видны в развалинах вавилонской стены. Геродот описывает Вавилон как очень большой город. Это был самый большой город, какой он видел, и наиболее грандиозный в древнем мире той эпохи. Он рассказывает о прямых улицах, пересекавшихся под прямым углом. Он любуется домами в три и четыре этажа, невиданными в его стране. Он знает про две параллельные стены, построенные Навуходоносором. Общая толщина этих длинных стен достигала тридцати метров. Здесь, единственный раз, Геродот преуменьшил подлинные размеры, назвав цифру в двадцать пять метров. Он наделяет город сотней ворот, и тут он ошибается, это только в легендах бывает у городов сто ворот. Ему, впрочем, нельзя было сосчитать их самому, потому что стена была наполовину снесена, о чем он сам упоминает. Изучив Вавилон, Геродот отправился в Персию. Так как целью его путешествия было собрать точные сведения о продолжительных греко-персидских войнах, то он посетил те места, где происходили эти войны, чтобы получить на месте все необходимые ему подробности. Эту часть своей истории Геродот начинает с описания обычаев персов. Они, в отличие от других народов, не придавали своим богам человеческой формы, не воздвигали в их честь ни храмов, ни жертвенников, довольствуясь исполнением религиозных обрядов на вершинах гор. Далее Геродот говорит о быте и нравах персов. Они питают отвращение к мясу, любовь к фруктам и пристрастие к вину; они проявляют интерес к чужестранным обычаям, любят удовольствия, ценят воинскую доблесть, серьезно относятся к воспитанию детей, уважают право на жизнь всякого, даже раба; они терпеть не могут лжи и долгов, презирают прокаженных. Заболевание проказой служит для них доказательством, что "несчастный согрешил против Солнца". Геродоту принадлежит первое дошедшее до нас описание Скифии и народов, населяющих ее, составленное отчасти по личным наблюдениям, но, главным образом, по расспросам сведущих лиц из числа местных греческих колонистов (нет доказательств, что Геродот побывал в крымских, а тем более в приазовских городах). Характеристику скифских рек Геродот начинает с Истра, который "течет через всю Европу, начинаясь в земле кельтов". Он считает Истр величайшей из известных рек, к тому же всегда полноводной, летом и зимой. После Истра наибольшая река - Борисфен. Геродот правильно указывает, что течет она с севера, но ничего не говорит о днепровских порогах, следовательно, не знает о них. "Близ моря Борисфен - уже мощная река. Здесь к нему присоединяется Гипанис [Южный Буг], впадающий в один и тот же [Днепровский] лиман". (Гипанисом черноморские греки называли также Кубань.) К левому берегу нижнего Борисфена примыкала лесная область Гилея. До нее жили скифы-земледельцы, за ней - скифы-кочевники, занимавшие территорию к востоку на 10 дней пути до реки Герра (Конская). За ней, по Геродоту, лежали земли самого сильного племени скифов - царских. На юге их территория достигала Крыма, а на востоке - реки Танаис (Дона), текущей с севера "из большого озера" и впадающей "в еще большее озеро" Меотида (Азовское море); Геродоту известен и основной приток Дона - Сиргис (Северский Донец). У Дона кончалась страна, заселенная скифами. За Доном жили, по Геродоту, савроматы (сарматы), по языку, как теперь доказано, родственные скифам: те и другие принадлежали к североиранской языковой группе. Сарматы занимали степь, начиная от устья Дона, по направлению к северу. Путешественник передает много мифов о происхождении скифского народа; в этих мифах большая роль отводится Геркулесу. Описание Скифии он заканчивает рассказом о браках скифов с воинственными женщинами из племени амазонок, чем и можно, по его мнению, объяснить скифский обычай, состоящий в том, что девушка не может выйти замуж, пока не убьет врага. Что Геродот описывает особенно ярко, так это великую изобретательность скифов во всем, что относится к умению отражать нашествия. Эта изобретательность заключается в умении отступать перед нападающими, в умении не дать себя настигнуть, когда это нежелательно, в заманивании врага в глубь обширных равнин до момента, когда можно будет вступить с ним в бой. Скифам в этой тактике очень благоприятствовали не только естественные условия страны - обширной равнины, густо заросшей травой, но и пересекающие ее полноводные реки, представляющие отличные рубежи сопротивления. Геродот перечисляет эти реки и некоторые их притоки от Дуная до Дона. Нил с его загадкой периодических оплодотворяющих наводнений, с тайной его неведомых источников - чудо для грека, знающего лишь свои речки, вздувшиеся после весенних гроз и пересыхающие летом. Геродот, несомненно, обошел все западные берега Черного моря от устья Днестра до Босфора и, вероятно, большую часть побережья Балканского полуострова (кроме Адриатического), проделав в общей сложности около 3000 километров. Но неизвестно, когда и как он путешествовал. Он довольно хорошо знает южное побережье Пашаэли (северный берег Мраморного моря), дает верную характеристику Босфора, Мраморного моря и пролива Геллеспонт. Он объехал северное и западное побережье Эгейского моря и привел сведения о Галлипольском полуострове. К северу от него, за "Черным" (Саросским) заливом, лежит побережье Фракии - "обширная равнина, <...> по которой течет большая река Гебр [Марица]". Геродот обогнул полуостров Халкидики с его тремя выступами: Афон (Агион-Орос), Ситонья и Касандра. Прослеживая путь персидского флота, он побывал в заливах Сингитикос, Касандра и Термаикос, куда впадают Хейдор (Геликос), Аксий (Вардар) и Альякмон; у западного берега залива Термаикос отметил три горных массива: Пиерия, Олимп и Оса. Геродот осмотрел побережье Эгейского моря южнее Осы и обследовал Эвбею - "большой богатый остров, не меньше Кипра". Он описал берег вдоль пролива Еввоикос, "где целый день бывают приливы и отливы" , и поднимался на массив Парнас, "...вершина (которого)... представляет удобное пристанище для большого отряда..." . Он обошел три залива Пелопоннеса, сообщает о двух его южных хребтах. Но о западном побережье Балканского полуострова, куда персы не доходили, Геродот говорит очень мало. Итак, Геродот дал первые дошедшие до нас пусть беглые, но верные указания на рельеф Пелопоннеса и восточного побережья Балканского полуострова. Внутренних же его областей он не затронул: сведения о них, весьма скупые, получены опросным путем. Путешествия Геродота охватили и Северо-Восточную Африку: он побывал в Кирене, а в 448 или 447 году до н.э. поднялся по Нилу до острова Элефантина. Его описание этой части материка - смесь опросных сведений и личных впечатлений - первая характеристика рельефа и гидрографии Древнего Египта и территорий к западу от него. Он верно указывает, что до 30° с.ш. Египет расположен в низменности, богатой водой. Севернее страна суживается: с востока ее ограничивают "Аравийские горы" ("Аравийские горы" Геродота - это Аравийская пустыня, расположенная в Африке. Вдоль побережья Красного моря простирается хребет Этбай, расчлененный на ряд островершинных массивов), которые "непрерывно тянутся с севера на юг" на 900 километров, а с запада - скалистые и "в зыбком песке глубоко погребенные горы" (Геродот здесь цитирует Гомера: пески северной части Ливийской пустыни образуют дюны высотой до 300 метров). Восточная часть Ливии, населенная кочевниками, - "низменная и песчаная" до озера Тритонида (Шот-Джерид); западная часть, занимаемая земледельцами, "гористая [и] лесистая" (Атласские горы). Используя сведения египетских жрецов, он дает первое описание Сахары: к югу от низменного побережья между Египтом и Гибралтаром раскинулась холмистая песчаная пустыня. Из всех виденных им стран Египет, конечно, полнее всех воплощал то сочетание истории и географии, которые ему хотелось видеть подлинными и в то же время чудесными. Геродот стремится разгадать двойную тайну источников и наводнений Нила. Он пытался собрать достоверные известия, но узнал очень мало. Интерпретируя эти известия, он придает верхнему Нилу широтное направление течения, т. е. сведения о реке Нигер переносит на Нил, уверенный, что всякая большая река с крокодилами есть Нил. Геродот первый дал краткие достоверные сведения о Куше - стране "долговечных эфиопов" (древнем царстве Судана). В Египте множество странных и священных животных, возбуждающих любопытство Геродота. Он обожает составлять описания животных. Знаменитое описание крокодила: "Нравы крокодилов таковы: это четвероногое земноводное животное ничего не ест в течение самых суровых четырех зимних месяцев; кладет и высиживает яйца на суше, на суше же проводит и большую часть дня, а целую ночь живет в реке, потому что в воде теплее, нежели под открытым небом во время росы. Это единственное из всех известных нам животных, которое из очень маленького становится очень большим. Действительно, яйца крокодила только немного больше гусиных, новорожденный по величине соответствует яйцу, а с возрастом увеличивается до семнадцати локтей и даже больше. Глаза он имеет свиные, большие зубы и клыки, соответствующие размерам всего тела. Это - единственное животное, не имеющее языка. Нижнею челюстью крокодил не двигает, и из всех животных он один опускает верхнюю челюсть на нижнюю; когти у него крепкие, а кожа чешуйчатая, на спине не пробиваемая. В воде он слеп, а на открытом воздухе имеет острое зрение. Так как он живет обыкновенно в воде, то пасть его всегда полна пиявок. Все птицы и звери избегают крокодила; с одной ржанкой живет он в ладу, потому что пользуется ее услугами, именно: когда крокодил выходит из воды на сушу, он открывает свою пасть, - почти всегда по направлению к западному ветру, ржанка входит в пасть и пожирает пиявок. Это доставляет крокодилу удовольствие, и он не причиняет ржанке никакого вреда". В экзотической фауне его интересует отчасти странность внешнего вида и поведения животных, но еще больше характер связей, которые возникли между человеком и животными. Эта взаимосвязь в Египте гораздо теснее, чем в Греции, и налагает на человека необычные обязательства. Геродот задумывается над "договором", заключенным египтянином с кошкой, ибисом и крокодилом, и его исследования позволяют ему сделать поразительные открытия не в отношении животного, а в отношении человека. Путешественник с необычайным удовольствием собирает сведения о диковинных обрядах Его картина Египта, какой бы чудесной или неполной она ни была, все же в основном подтверждается современными историками или, во всяком случае, считается ими правдоподобной. Перечисляя народы, обитающие в Ливии, Геродот упоминает пастушеские племена, кочующие вдоль берегов Африки, и называет еще аммонийцев, которые живут в глубине страны, в местах, изобилующих хищными зверями. Аммонийцы построили знаменитый храм Зевса Аммонского, развалины которого были открыты на северо-востоке Ливийской пустыни, в пятистах километрах от города Каира. Он подробно описывает также обычаи и нравы ливийцев и сообщает, какие в этой стране водятся животные: змеи страшной величины, львы, слоны, рогатые ослы (вероятно, носороги), обезьяны-павианы - "звери без головы, с глазами на груди", лисицы, гиены, дикобразы, дикие бараны, пантеры и т. д. По Геродоту, Ливия населена двумя народами: ливийцами и эфиопами. Но действительно ли он путешествовал по этой стране? Историки в этом сомневаются. Скорее всего, многие подробности он записал со слов египтян. Но нет сомнения, что он действительно плавал к городу Тиру, в Финикии, так как здесь он дает вполне точные описания. Кроме того, Геродот собрал сведения, по которым составил краткое описание Сирии и Палестины. Вернувшись еще молодым человеком на свою родину, в Галикарнас, знаменитый путешественник принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444 году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий восторг. Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где и умер около 425 года до нашей эры, оставив по себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка. Геродот Галикарнасский (484-425 до нашей эры) - древнегреческий историк, один из первых известных путешественников. Именно он был автором первого трактата «История», который дошёл до потомков. В нём учёный описал обычаи и традиции народов, живших за несколько веков до нашей эры. О биографии Геродота известно немного. Имеющаяся информация была почерпнута из текстов историка и энциклопедии «Суда», изданной в Византии XX века. Некоторые данные в них расходятся, однако есть и общие сведения о жизни путешественника. О его личной жизни учёным узнать ничего не удалось. Изгнание и путешествияГеродот родился в Галикарнасе - колониальном поселении под Грецией. Сейчас там находится курортный городок Бодрум, а в 484 году до н.э. на территории проживали ионийцы и дорийцы. Самое известное сочинение историка было написано именно на ионийском наречии. Будущий учёный имел обеспеченных родителей, он получил прекрасное образование. В юности он принимал активное участие в политической жизни города. Вместе со своими согражданами он пытался свергнуть с престола тирана Лигдамида. За это юноша был наказан, ему пришлось уйти из города. В 446 г. он навсегда покинул родное поселение. После изгнания Галикарнасский поселился на острове Самос. Там он начал готовиться к путешествию по всем близлежащим территориям, доступным для человека. Юноша всегда мечтал увидеть мир собственными глазами, составить своё мнение, не ограничиваясь данными из учебников. Когда ему исполнилось 20 лет, Геродот отправился исследовать египетские территории. Он наблюдал за жизнью народа, уточнял важную информацию о пирамидах и разливах Нила. Из записей, сделанных в тот период времени, началась мировая историческая хроника. Из Египта историк спустился в Гибралтар, затем в Александрию и Аравию. Он стремился всегда быть возле океана, чтобы легко найти обратный путь. В Саудовской Аравии учёный провёл совсем немного времени. Возможно, это связано с чрезмерной религиозностью её населения. С Аравийского полуострова Геродот отправился в Вавилон, затем он посетил Персию, добрался до Индии. Позднее он описал в своём сочинении нравы этой страны, признал её могущество и равные силы. Почти 11 лет Галикарнасский провёл в путешествиях. Он исследовал Финикию, Сирию, Македонию, добрался даже до Скифии. На юге современной России историк пробыл немало времени. Он начертил карты трёх морей - Чёрного, Азовского и Каспийского, а также изобразил впадающие в них реки. Переезд в АфиныВ конце своего масштабного путешествия Галикарнасский занялся изучением традиций скифов. В своих сочинениях он рассказывал о племени амазонок, насчёт которых сейчас ведутся споры среди учёных. Геродот упоминал воинственных женщин, живших в браке с вождями скифских племён. Примерно в 446 году историк поселился в Афинах. На тот момент ему исполнилось 40 лет, Геродот пользовался признательностью влиятельных людей. Он цитировал отрывки из «Истории» элите общества, сблизился со сторонниками Перикла. Галикарнасский поддерживал демократические взгляды. Также он участвовал в восстановлении некоторых разрушенных поселений. Согласно данным историков, Геродот умер в 426 году до нашей эры. В то время он проживал в колонии Туриум, расположенной на территории современной Италии. Научные достижения«История» Геродота дала пищу для размышлений будущим поколениям. В ней сочетаются сразу несколько компонентов:
Некоторые современники критиковали Галикарнасского за его простую манеру изложения. Он описывал свои впечатления и наблюдения без научных формулировок, просто делился знаниями. Очень важно правильно осознавать задачу Геродота. Он не хотел путешествовать только с военными целями, как его соотечественники. Юношу интересовали разные люди, их обычаи и особенности. Он верил в то, что боги могут вмешиваться в жизни смертных. Одновременно с этим учёный не отрицал важности личных качеств политиков и обычных людей. Галикарнасский стремился познать и запомнить как можно больше, поэтому он столь скрупулёзно вёл свои записи. Примечательно, что историк уже тогда посетил страны, самые популярные для туристов в наше время, - Египет, Турцию и Индию. Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии ГЕРОДОТ - (ок. 484 – 425 до н. э.) Греческий историк, «отец истории». Из Галикарнаса переехал на Самос, а потом в Афины; много путешествовал по Египту, Восточной Европе и Азии. Умер в Фуриях (Южная Италия). Описывая в своей девятитомной «Истории» войну… … Список древнегреческих имен Геродот - Геродот (. около 425 г. до н.э.) древнегреческий историк. Родился в городе Галикарнас (). После установления в городе тирании Геродот покинул его. Он много путешествовал: посетил Малую Азию, Вавилон, Финикию, Египет, различные города балканской… … Энциклопедический словарь «Всемирная история» Геродот - (Herodotus, Ηρόδοτος). Отец истории, род. в Галикарнасе в 484 г. до Р. X. Чтобы собрать материалы для своей истории, он путешествовал по Греции и другим странам, а потому сочинения его заключают в себе множество личных наблюдений, часто… … Энциклопедия мифологии Геродот - Геродот, Herodotos, 485 ок. 425 гг. до н. э., греческий историк. Родился в Галикарнасе, греческом городе в Карии, основанном дорийцами, который в середине V в. до н. э. подвергся сильному ионийскому влиянию. Близким родственником Г. был поэт… … Античные писатели ГЕРОДОТ - (между 490 и 480 около 425 до нашей эры), древне греческий историк, отец истории. Автор сочинений о греко персидской войнах, истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое описание жизни и быта скифов … Современная энциклопедия ГЕРОДОТ - (между 490 и 480 ок. 425 до н. э.) древнегреческий историк, прозванный отцом истории. Автор сочинений, посвященных описанию греко персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое систематическое описание… … Большой Энциклопедический словарь Геродот - (Herodotus) (ок. 490/480 ок. 430/420 гг. до н.э.), др. греч. историк, отец истории. Г. принадлежит обстоятельное повествование в 9 ти книгах о греко персидских войнах. В действительности хронологические рамки его работы шире, они включают также… … Всемирная история Геродот - (между 490 и 480 около 425 до нашей эры), древне греческий историк, “отец истории”. Автор сочинений о греко персидской войнах, истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое описание жизни и быта скифов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь Геродот - (между 490 и 480 около 425 до н. э.), древнегреческий историк, прозванный отцом истории. Автор сочинений, посвящённых описанию греко персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое систематическое описание… … Энциклопедический словарь Книги
|
Новое
- Что определяет судьбу человека
- Способы наказания обидчика без вреда для себя
- Снится ходить по городу. К чему приснился город? Что значит во сне Город
- Сонник: к чему снятся способности К чему снится черный маг
- Объятия толкование сонника
- Тема Великой Отечественной войны в лирике А
- Болезнь Бехтерева — что это такое, причины, симптомы у женщин и мужчин, лечение, осложнения
- Симптомы, причины, методы лечения
- Трихомонадный кольпит – препараты и травы для быстрого лечения
- Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?