Главная - Оптимизация 
Лэпбук оружие эпохи возрождения. Продвижение технологического уровня. «О военном искусстве» эпохи Возрождения

Наоборот, Мастер Игры может продвинуть псевдоисторический фундамент игры на несколько сотен лет и установить свою кампанию в сеттинге стиля эпохи Возрождения (Ренессанса). Выполнение этого позволило бы ему включить оружие и возможно еще несколько частиц снаряжения из немного более поздних периодов истории. Часы, монгольфьеры, печатные машины, и даже грубые паровые двигатели могут быть доступными. Самым важным для ИП, однако, было бы новое оружие (см. Таблицу 5-4: Оружие эпохи Возрождения), которое детализировано ниже.

Огнестрельное оружие Эпохи Возрождения : Огнестрельное оружие нужно рассматривать, как другое стрелковое оружие. Владение экзотическим оружием (огнестрельное оружие) даёт существу владение всем огнестрельным оружием; в противном случае штраф –4 применяется ко всем броскам атаки.

Порох : В то время как порох горит (1 унция сгорает за 1 раунд и освещает, как солнцежезл ), или даже взрывается при правильных условиях, он в основном используется, чтобы вытолкнуть пулю из ствола пистолета или ружья, или служит для зарядки бомб (см. ниже). Чтобы выстрелить пулей, нужна унция пороха. Порох продаётся в маленьких бочонках (вместимость 15-фунтов, общая масса 20 фунтов, 250 золотых каждый) и в водостойких рогах-пороховницах (вместимость и общая масса 2 фунта, 35 золотых за полный рог пороха). Если порох промокает, он не может использоваться для выстрела.

Пули : Эти большие, круглые, свинцовые снаряды продаются в мешочках по 10 штук за 3 золотых. Мешок пуль весит 2 фунта.

Пистолет : Это огнестрельное оружие содержит единственный заряд и требует стандартного действия для перезарядки.

Мушкет : мушкет содержит единственный заряд и требует стандартного действия для перезарядки.

Взрывчатые боеприпасы Эпохи Возрождения, как оружие : Эти взрывчатые вещества не требуют никакой квалификации, чтобы использоваться. Попадание в цель таким оружием требует успешной дальней атаки касания, нацеленной на площадь. Прямое попадание взрывчатым оружием означает, что оружие поразило существо, на которое было нацелено, и все в пределах радиуса взрыва, включая то существо, получают обозначенное повреждение.

Если снаряд промахивается, он всё ещё приземляется где-нибудь. Брось 1d8, чтобы определить неверное направление броска, с «1» указывающей на направление обратно к метателю, а при «2–8» отсчитывай по часовой стрелке вокруг целевой клетки. (См. диаграмму на стр. 158 Руководства Игрока ). Затем, отсчитай 1 клетку от целевой клетки за каждые два приращения диапазона атаки.

Ручная граната (бомба) : Эта круглая пороховая граната должна быть зажжена прежде, чем будет брошена. Поджигание гранаты является действием движения. Граната причиняет 2d6 очков огненного повреждения. Любой, оказавшийся в пределах радиуса взрыва, может сделать спасбросок реакции с КТ 15, чтобы получить только половину повреждения.


Дымовая граната (бомба) : Эта цилиндрическая граната должна быть зажжена прежде, чем будет брошена. Поджигание её является действием движения. Через два раунда после того, как она подожжена, этот неразрушительный взрывчатый снаряд испускает облако дыма (как заклинание облако тумана ) в радиусе 20 футов. Умеренный ветер (11+ миль в час) рассеивает дым за 4 раунда; сильный ветер (21+ миль в час) рассеивает туман за 1 раунд.

Таблица 5-4: Оружие эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения оказалась началом заката долгой истории мечей на полях сражений. Распространение и совершенствование огнестрельного оружия постепенно приводило к снижению роли меча в бою. Сначала основным оружием на поле боя стала длинная пика, затем – достаточно продвинутый мушкет, а потом и ружьё. Артиллерия сделала бессмысленным ношение доспехов и щитов и того раньше. Мечи перестали быть спутниками только лишь рыцарей – тем более что и рыцарства-то, как института тяжёлых танков, не стало. Солдаты и офицеры ещё долгое время носили с собой мечи и пользовались ими, но меч постепенно занял нишу современного пистолета. Он стал вспомогательным оружием, к которому прибегают, когда основное по тем или иным причинам недоступно или неудобно.

Интересно, что меч всегда отличался от любого другого холодного оружия тем, что он очевидно является инструментом, сделанным специально для войны. Понятно, что боевой топор, более лёгкий по сравнению с топором хозяйственным – это тоже специальное оружие, а боевой молот вообще не имеет практически ничего общего со своим мирным аналогом. Так же понятно, что меч, как мы уже выяснили, строго говоря, произошёл просто от длинного ножа. Но всё же некое отличие меча от любого другого оружия всегда ощущалось. Поэтому, за редким исключением, мечи принадлежали только рыцарям и прочим профессиональным воинам, а простолюдинам, как правило, запрещалось владеть длинным клинковым оружием.

Со снижением важности меча как предмета военной экипировки появилась невиданная ранее в Европе категория оружия – гражданские мечи. Они были задуманы для самообороны преимущественно в мирное время. Их конструкция не предусматривает необходимости противостояния латнику или вообще каким-либо доспехам, потому что вне поля боя доспехи в мирное время никто из нормальных людей не носил. В отличие от привычных рыцарских, новые мечи должны были применяться без щита, часто и без баклера – просто меч и всё, так как щиты тоже уже никто не носил, они и на войне вышли из употребления благодаря артиллерии. Такая новая манера работы оружием требовала развития специфических фехтовальных техник, основанных на парированиях, а не на защите щитом. Изменилась техника фехтования, возникли учебники по фехтованию самой разной направленности. А под новые техники понадобилось новое оружие.

Военные, видя развитие нового «мирного» фехтования, немедленно принялись за его изучение и адаптацию в том числе и под боевые мечи, которые всё ещё оставались при них. Ведь как-то неправильно получится, если боевой офицер не справится с гражданским прощелыгой!

Шпага

На итальянском языке это оружие называется «spada da lato», собственно «боковой меч». Русское «шпага» как раз и произошла от этого итальянского «spada». По-английски ранее эти мечи просто назывались мечами. В современности, чтобы избежать путаницы, их стали называть «sidesword», буквально переведя итальянское название.

В начале XV века, когда основной разновидностью европейского меча были поздние рыцарские, появилась и распространилась манера перекидывать указательный палец через крестовину. Такой хват улучшает тонкое управление клинком и позволяет лучше колоть. В результате появились мечи типа XIX по типологии Оакешотта, о которых уже упоминалось ранее, в конце рассказа про рыцарские мечи: с колечком для защиты перекинутого пальца.

С этих мечей начался процесс трансформации средневекового эфеса, почти не отличавшегося от древних эфесов мечей бронзового века. И это очень важный момент как в развитии клинкового оружия, так и в понимании процессов этого развития.

Изначально гарда меча использовалась фактически для того, чтобы сделать хват более удобным и надёжным, чтобы исключить возможность соскальзывания кисти на клинок. Затем, уже в средние века, при эволюции каролинга в рыцарский меч, крестовина удлинилась, что позволило защищать кисть от случайного контакта со щитом противника, подставленным под рубящий удар.

Почему раньше до увеличения гарды не додумались какие-нибудь викинги? Очень просто: потому, что викингские щиты были большими, плоскими, круглыми, сравнительно лёгкими и с кулачным хватом. Техника их применения включает в себя постоянное прикрытие своей вооружённой мечом руки собственным щитом. Но в высоком и позднем средневековье щиты изменились, несколько уменьшившись в размере и утолщившись. Появилось локтевое крепление. Щит уже не защищал правую руку так хорошо, как раньше. Средневековые воины больше полагались на гарду и доспехи, щит же нужен был для общей защиты тела и превращения опасных ударов в скользящие.

Конечно, достаточно длинная крестовина защищает руку не так уж и плохо. Особенно если сравнить с полным отсутствием гарды как таковой или, например, с японской цубой. Но до появления шпаги оружие всерьёз конструктивно не защищало руку владельца.

Итак, колечко для защиты пальца, перекинутого через крестовину, было первым шагом в трансформации меча в шпагу. На родственных мечам фальшионах тоже появились такие колечки, потому что почему бы и нет. Затем на мечах произошло симметричное дублирование колечек по обе стороны от клинка. Фальшиону, мечу с односторонней заточкой, дублирование колечек не слишком полезно, но зато там появилась дужка, защищающая пальцы. Фальшионы чаще использовались для мощных рубящих ударов, открывающих пальцы, и наверняка после появления фальшионов с дужками многие задались вопросом «что же мы раньше до этого не додумались?» Конечно, почти сразу же дужка появилась и на прямых обоюдоострых мечах рыцарского типа.

Дальнейшему усилению эфеса послужило боковое кольцо, расположенное сбоку от крестовины, перпендикулярно пересечению гарды и клинка. Оно отлично защищает внешнюю часть кисти, с костяшками кулака. Потом, что никого уже не удивило, появилось ещё одно кольцо, закрывающее уже внутреннюю часть держащей меч кисти, с большим пальцем. Наконец, добавилось ещё несколько угловых дужек, улучшающих защиту пальцев.

Основная часть всей этой трансформации произошла в самом конце XV века и начале XVI века, буквально лет за 20-30. С такой скоростью холодное оружие никогда не развивалось, ни до этого, ни после. Эволюция эфеса гражданского меча в этот период изменила парадигму фехтования. Как уже говорилось выше, основной защитой стало парирование в широком смысле слова – щита-то не было.

И ещё один момент, очень важный для современного моделирования. Мы привыкли, что фехтовальщик стоит, как-то выставив руку с мечом вперёд. Так вот, эта фехтовальная традиция появилась сравнительно недавно – как раз вместе с нормальными эфесами. В более ранних стойках вооружённая рука вперёд обычно не выставлялась, разве что прикрытая щитом. Ведь так легко пропустить удар по пальцам – с этим согласится вообще любой человек, хоть раз участвовавший в любом фехтовальном спарринге. Если щита не было, то кисти располагались гораздо ближе к телу, чем привыкли современные люди, воспитанные на спортивном образе фехтования. И это справедливо как для запада, так и для востока. Конечно, были моменты и существовали техники, которые требовали вывод рук вперёд – но, преимущественно, этот вывод рук вперёд делался в активной фазе удара или защиты, а затем они убирались назад, к телу.

А что же шпага? Так меч с развитым эфесом и обоюдоострым клинком рыцарского типа и есть шпага. Вот так вот просто. В дальнейшем клинок потихоньку удлинялся и сужался, но шпагой можно называть любой меч европейского типа с эфесом более навороченным, чем у типа XIX. Пара колечек для пальцев – ладно, ещё переходная форма. Колечки и дужка – уже шпага. Колечки, дужка и боковые кольца – определённо шпага. Более поздние эфесы, встречавшиеся на рапирах, установленные на более ранний «рыцарский» или уже «шпажный» клинок – опять шпага. Рукоять на два кулака при развитом эфесе дела не меняет, это всё ещё шпага, пусть и размером с полуторный меч. Хотя это оружие действительно можно отнести уже к длинным мечам. Такими длинными шпагами, например, пользовались рейтары, германские тяжёлые кавалеристы.

Рапира

Не все знают, что боевая рапира имеет мало общего со спортивной. В английском они даже называются по-разному: «rapier» и «foil» соответственно.

Боевая рапира – это шпага с очень навороченным эфесом и очень длинным и узким клинком, которым можно как рубить, так и колоть. Причём если рубящие удары рапирой получаются не ахти какие, то уколы – превыше всяких похвал. Клинок рапиры длинный и жёсткий, опять-таки не имеющий ничего общего со спортивным снаряжением, в задачи которого входит минимизация вреда получившему удар. Боевая же рапира должна быть способна пронзить человека насквозь, пройдя между рёбер и пробив лопатку.

Некоторые люди, особенно те, кто настоящую рапиру не видели даже на хорошей картинке, но при этом, например, смотрели много аниме, абсолютно уверены в хлипкости и ломкости рапирного клинка. Дескать, противник с рапирой – это просто, ведь можно легко сломать/перерубить её клинок хорошим ударом могучей катаны (или любого другого «мужскогоЪ» меча. Предлагаю ознакомиться с экспериментом на эту тему.

Перевод всего видео неуместен. Взяли современную «практическую рапиру» от уважаемого производителя Hanwei Forge, и попробовали её сломать различным оружием. Сначала наносились удары, похожие на те, которые могут прийти в клинок рапиры в реальной схватке. Затем просто стали лупить под самым удобным для бьющего углом, как в тамесигири. Рапира использовалась тренировочная, без заточки и с более гибким клинком, чем у боевой. Однако, дабы нивелировать гибкость, удары по рапире наносились не в плоскость, а прямо в лезвие. Также, строго говоря, следует учитывать, что тупой клинок несколько более прочен, чем острый, поскольку он труднее зазубривается. Тем не менее, с учётом всего вышесказанного результаты эксперимента показывают, что этот меч разрубить-разломать ну никак не получается. Может быть, если ещё полчаса по нему лупить, то металл устанет, но так чтобы одним ударом или в рамках одного поединка реалистичной длительности – нет, просто нет. И, объективно, нет никаких причин предполагать, что боевая рапира внезапно окажется значительно более хрупкой. Даже если и так – хорошо, значит её нужно целенаправленно ломать не полчаса, а десять минут. В меньшее после просмотра видео поверить невозможно.

Сабля

Словом «сабля» называют чуть ли не любой выгнутый меч. Разве что нихонто, как правило, в сабли не записывают. А зря, раз уж шамшир и дао – сабли, то и нихонто тоже сабля. Но сейчас имеется в виду более узкий тип меча, характерный для Европы поздней эпохи Возрождения и нового времени.

Сабля представляет собой очередную вариацию на тему колюще-рубящего меча. Клинок длинный, с небольшим изгибом – у рассмотренных ранее тальваров-шамширов кривизна значительно выраженнее. Тут же геометрия ближе к ненавязчивому изгибу нихонто, причём скорее позднего, более прямого чем многие из них. Рукоять сабли, как правило, хорошо защищена развитым эфесом – это как минимум дужка, у более поздних вариантов чашка или корзинка. Отсутствие такой защиты, впрочем, не лишает меч права называться саблей, просто работать им более опасно.

На мой взгляд, среди одноручных мечей именно сабля имеет право считаться неким «средним вариантом», «мечом по умолчанию» и так далее. Любой рубяще-колющий меч способен так или иначе рубить и колоть. По определению. Так вот, именно сабельный клинок в наименьшей степени специализирован под одну или другую роль. Он нормально рубит и нормально колет. Любой другой меч может делать что-то одно лучше, но при этом другое он будет делать хуже.

Палаш

Так уж вышло, что с русскоязычными терминами для исторического оружия дела обстоят не очень хорошо. Хотя бы потому, что у нас в стране в соответствующие времена далеко не всё это оружие было известно, а то, что было известно, называлось как попало. Проблема, впрочем, характерна не только для русского языка. Как уже говорилось выше, в современных реалиях англоязычные энтузиасты используют не совсем историчные «cut-and-thrust sword» и «sidesword». Добавим в коллекцию ещё и «backsword», «меч со спиной». Строго говоря, термином «backsword» можно назвать и саблю, но если сразу же волевым усилием добавить к значению этого термина определение «прямой», то всё становится гораздо удобнее. К счастью, в нашем языке есть готовый термин для этого оружия: палаш.

При употреблении слова «палаш» сразу же возникает страшное: этим словом по стечению обстоятельств называют два совершенно разных меча, объединяет их лишь регион происхождения – Шотландия. Первый из этих мечей – здоровый двуручник шотландских горцев, второй – рубяще-колющий прямой меч с корзинкой, защищающей руку, часто с односторонней или полуторной заточкой. Для ясности предлагаю вообще никогда не называть шотландские двуручники палашами. Если уж хочется дать им специфическое название, хотя двуручник – он и в Шотландии, и в Швейцарии, и в Китае, по сути, просто двуручник – проще и понятнее калькировать оригинальное слово «claymore», «клеймор». Звучит не более и не менее не по-русски, чем «палаш». Многие так и делают и считают правильным, но не все, поэтому я и заостряю на этом моменте внимание.

Подобные шотландскому палашу мечи были популярны в самых разных регионах Европы. Отдельно достойна внимания итальянская скьявона (слово «schiavona» читается именно так). Этим мечом часто пользовались югославские наёмники и авантюристы, хотя и не только они. Клинок обычный, типичный для любого другого палаша, но корзиночная гарда уж очень характерная, с диагональными «прутьями».

Ещё один собирательный термин для палашей – «broadsword», «широкий меч». В отличие от «backsword» вполне историчный: так называли военные мечи, которые действительно обладали более широкими клинками, чем гражданские рапиры. Более поздние палаши, впрочем, становятся достаточно узкими. Термином «broadsword» иногда ошибочно называют рыцарский меч, на что нет вообще никаких оснований.

Итак, ещё раз, что такое палаш? Это одноручный меч с прямым клинком и корзиночным эфесом. У него может быть односторонняя или полуторная заточка («backsword»), а может быть и двусторонняя, обычная для клинка шпаги или рыцарского меча («broadsword»), обычно более широкая, чем у гражданских мечей своей эпохи. И то и другое – палаш. А клеймор – не палаш.

В новое время палаши истончились и перестали соответствовать термину «broadsword». Последний из британских палашей, меч пехотного офицера образца 1897 года, стоит на вооружении до сих пор, хоть и используется только на парадах. Это хороший, очень лёгкий рубяще-колющий меч с усиленными колющими возможностями. Ветераны конфликтов конца XIX и начала XX века, которым довелось пользоваться в бою этим оружием, отзывались о нём положительно. В конструкции данного палаша интересно отсутствие заточки в сильной части клинка, ближней к эфесу – что логично, никто никогда не атакует этой частью меча, только защищается, и заточка в защите только мешает. Замечательна также асимметрия защитной чашки: она шире с внешней стороны, как и кисть, держащая меч. Более узкая сторона достаточна для прикрытия кисти со стороны большого пальца, при этом она более удобна, чем обычная симметричная чашка, так как при ношении в ножнах почти не впивается в тело владельца.

Гроссмессер

Или «большой нож». С точки зрения фехтования – ничего особенного, очередной остроконечный фальшион. В наличии двуручная рукоять с длинной крестовиной. Традиционен дополнительный защитный элемент, «гвоздь»: в месте пересечения крестовины с линией клинка-рукояти вбок перпендикулярно отходит ещё один стальной брусок, прикрывающий кисть снаружи. В ряде случаев вместо бруска-гвоздя использовалось боковое кольцо. Гроссмессер чисто визуально воспринимается как нихонто (катана) с европейским эфесом. Разве что клинок пошире и обычно попрямее, но в целом то же самое. Замечу, что более широкий клинок гроссмессера мог быть уже, чем более узкий клинок нихонто, так что их масса и баланс совсем недалеки.

Интересна особенность крепления хвостовика гроссмессера. У обычных европейских мечей хвостовик целиком размещён внутри рукояти и его кончик скрепляется с яблоком. У гроссмессеров же, как и у обычных бытовых ножей, хвостовик скреплён с рукоятью на нескольких заклёпках. Эта особенность и позволяла германским (гроссмессер оттуда) простолюдинам юридически доказывать своё право на ношение данного оружия. «Какой же это меч, ваша честь, это просто большой нож, я им по хозяйству орудую!»

То есть в случае гроссмессера мы третий раз встречаем конвергентную эволюцию меча от ножа. Первый раз нож превратился в меч где-то в бронзовом веке, затем в начале средневековья из сакса появился фальшион. Гроссмессеры не дали такого обильного потомства, как ксифосы-науэ и фальшионы, так как практически все ниши длинного холодного оружия уже были заняты.

Абордажная сабля

К сабле, о которой ниже, относится слабо, если вообще относится. Скорее уж это потомок фальшиона-тесака. Да и называется по-английски «cutlass» или, другая разновидность очень сходного оружия, «hanger». Ни о какой «сабле» речи вообще нет.

Абордажная сабля – прекрасное оружие в естественных для неё условиях. Мощная чашка отлично защищает кисть, позволяя в процессе рубки не думать о каком-то там фехтовании. Короткий клинок, несмотря на ширину, достаточно лёгок: мало кто на кораблях пользовался доспехами, поэтому, хоть это и военное оружие, переутяжелять его нет необходимости. Но абордажная сабля далека от универсальности. На суше, в поединке против той же рапиры – практически абсолютно бесполезный кусок железа. Очень сомнительно, что адекватный рапирист при условии наличия пространства для манёвра даст подойти к себе на расстояние удара абордажной саблей.

Если подумать, то абордажная сабля чем-то напоминает гладиус по духу. Только вместо щита – хорошая гарда и рубящая техника, которая сама работает как веерная защита. Ну и вместо плотного строя тесная свалка. А так то же самое: наступай и атакуй.

Длинный меч

Сразу же важное. Термин «longsword» или «long sword» в разного рода фентези играх и сопутствующих им источниках обозначает то оружие, которое мы определили в соответствии с его историческим названием: рыцарский меч. В фентези, базирующемся в большинстве случаев на средневековой Европе, помимо одноручного «длинного» меча ещё существует некий «короткий» меч, с длиной клинка раза в полтора меньше, чем у «длинного» (рыцарского на самом деле, ну вы поняли). В реальном же средневековье никто не пользовался ничем подобным. Короткие мечи – это, например, гладиусы, или бронзовые рапиры – значительно более древние виды вооружения. При этом гладиус, как мы выяснили, это узкоспециализированный строевой клинок, а бронзовая рапира и рада бы быть подлиннее, но материал клинка уже не позволял её удлинять. Вообще вооружение в фентези – это тема, возможно достойная отдельной статьи.

Что же такое длинный меч на самом деле? Элементарно: берём рыцарский меч и увеличиваем так, что он становится великоват под одну руку. Да, длинный меч – это именно двуручное оружие. Одноручные мечи никто не называл длинными, это были просто нормальные мечи, тем более что одновременно с ними не существовало коротких. Разница длины в одном классе оружия никого не волновала, так как всегда имелся простор для личных предпочтений.

Фактически длинные мечи в широком смысле слова появились задолго до эпохи Возрождения. Но в более древние времена они встречались значительно реже, а суть у них была та же. Замечу, что длинный меч изготовить значительно сложнее, чем короткий, нужна продвинутая металлургия. Поэтому архетип «голый варвар с двуручным мечом» достаточно сильно бредов. Можно, конечно, объяснить, что он где-то украл это высокотехнологичное оружие, изготовленное весьма цивилизованными кузнецами. Но тогда не понятно, почему он не украл ещё хотя бы кольчугу. Да, статья про вооружение в фентези так и напрашивается…

Ещё один популярный тип меча – так называемый «полуторный» меч, в английской терминологии либо «hand-and-half sword», либо «bastard sword». В отличие от чисто фентезийного короткого меча, полуторники имеют право на существование, хоть и достаточно прозаичное. Это просто достаточно лёгкие и не слишком длинные мечи, которыми можно пользоваться как в двух руках, так и в одной. Важно понимать, что здесь вообще граница чисто субъективна. Один и тот же меч может считаться как длинным, так и полуторным – всё зависит от физической силы владельца.

Практически все японские длинные мечи – полуторные. Различий у не слишком большого длинного европейского меча и у японской катаны всего ничего. Стиль фехтования практически одинаковый. У каждого из этих видов оружия есть свои плюсы и минусы. Однако плюсы и минусы эти несколько разного калибра. К плюсам катаны, например, относятся такие вещи как удобство ношения и наличие популярной техники мгновенного обнажения меча, ну и очень мощный режуще-рубящий удар. Плюсы длинного меча – большая универсальность и более совершенный эфес. Получается, что если надо выбирать меч для ежедневного ношения с вероятной необходимостью внезапно кого-то зарубить – катана удобнее. Но если надо выбирать меч для боя, неважно какого, будь то турнирный поединок или групповая свалка, то длинный меч всё-таки выигрывает.

Федершверт

Набирающие популярность в наше время реплики тренировочных снарядов эпохи Возрождения, федершверты – это хороший компромисс между реалистичностью и безопасностью. Они исторически не затачиваются. Клинок гибкий, почти как стальная линейка, при уколе это позволяет минимизировать возможные повреждения партнёра. У них имеется усиленная защита кистей благодаря значительному расширению клинка возле крестовины. В результате ими можно фехтовать возможно даже в полный контакт, если на фехтовальщиках надето лёгкое защитное снаряжение. И это не тимбары или деревяшки, нормальная сталь. Приятно.

Если же сделать федершверт с не таким гибким клинком и заточить, то получится обычный длинный меч с интересной дополнительной защитой рук, почти со второй гардой.

Двуручный меч

Английское «greatsword» или «great sword» (пробел в названиях оружия традиционно плавает) – это двуручный меч, или просто двуручник. Берём за основу всё тот же рыцарский меч, делаем из него длинный и делаем его ещё длиннее и тяжелее. Получаем предмет массой 3-4 кг, которым совершенно невозможно фехтовать одной рукой. Носить в одной руке легко, а фехтовать – нет.

Существует два основных типа двуручных мечей. Первый – это уже упоминавшийся выше клеймор шотландских горцев. С ним всё просто – это большой длинный меч с впечатляющей рукоятью и такой же крестовиной. Кстати, с позднего средневековья существует общее правило: длина крестовины меча должна примерно равняться длине его рукояти. Если крестовина сильно длиннее, то она начинает мешать. Если же она короче, то во многих положениях одна из рук защищена слабовато.

Второй тип двуручных мечей – германо-швейцарский. Английское (немецкое на самом деле, конечно) «zweihander» неисторично, хотя и всем известно. Реально использовались термины «bidenhander» и «doppelhander». Эти двуручники обладают дополнительной гардой непосредственно на клинке, с незаточенной и часто обмотанной для удобства хвата частью клинка между гардами, называемой «рикассо» или «пята» (я привык к итальянскому термину). На рикассо можно переложить правую руку для превращения громоздкого двуручного меча в подобие ловкого древкового рубяще-колющего оружия, отлично работающего в условиях сравнительно тесной битвы.

Некоторые клинки самых разных видов оружия делаются «пламенеющими», с волнистыми изгибами по всей длине. Самый известный из таких клинков – крис или керис, популярный в Индонезии, Малайзии и на Филиппинах вид кинжала. Пламенеющими клинками снабжали самые разные мечи. Двуручники германо-швейцарского типа делались пламенеющими заметно чаще другого оружия. Связано это с комплексом причин. Пламенеющий клинок либо шире и тяжелее, либо уже и менее прочен по сравнению с аналогичным клинком без наворотов. Плюс его сложнее производить, он дороже. Тяжесть отнюдь не всегда пугала заказчиков германо-швейцарских двуручников, а деньги у человека, заказывающего двуручник, в любом случае есть. Поэтому именно на мечах такого типа пламенеющие клинки встречаются чаще обычного. Некоторые думают, что двуручник с пламенеющим клинком – это отдельный вид оружия, «фламберг». На самом деле нет, тот же двуручник. Но если уж хочется красивым словом подчеркнуть наличие пламенеющего клинка, то следует использовать термин «фламмард», собственно и обозначающий пламенеющий клинок.

Огнестрельное оружие было изобретено в начале XIV в. После этого прошло немало времени, прежде чем оно стало широко применяться, но, так или иначе, это изобретение полностью изменило способ ведения войн. средневековья постепенно ушли в прошлое. Рыцарские доспехи не могли защитить от пуль, поэтому рыцари уже не подходили к врагу на близкое расстояние, чтобы пустить в ход свои мечи и копья. А стены замков, в свою очередь, не могли противостоять пушечным ядрам.

Примерно с начала XIV в. в пехоте стали использоваться большие, в рост стрелка, луки, которые были очень эффективны в бою против конных рыцарей. Они стреляли на немалое расстояние и с большой точностью попадания. Взятие замков и укрепленных городов было нелегким делом, но когда в XV в. при осаде начали использоваться пушки, даже самые толстые стены не могли против них устоять.

Доспехи и вооружение стоили дорого. Когда крестьяне поднимали восстание против феодалов, как это нередко случалось в XV - XVI вв., у них было мало надежды выстоять против хорошо вооруженных рыцарей. На этом рисунке немецкий рыцарь наносит удар копьем крестьянину-мятежнику. Первые ружья были не очень удобны в бою, потому что на их перезарядку уходило много времени и точность попадания была невелика. Поэтому рядом со стрелками ставили солдат, вооруженных пиками, которые прикрывали их во время перезарядки ружей.

Затем было изобретено ружье под названием мушкет. Оно стреляло более метко, но было слишком тяжелым для того, чтобы держать его в руках. Поэтому мушкетерам приходилось во время стрельбы ставить ружье на специальную подпорку. Стрельба из пистолетов была более меткой, но менее дальней, чем из ружья. Из пистолетов обычно стреляли кавалеристы, которые, подскакав к врагу, разряжали пистолеты, а затем отъезжали на безопасное расстояние, чтобы их перезарядить. К концу XVII в. на вооружении у пехоты появились штыки, которые прикреплялись к дулу ружья. Теперь на близком расстоянии стрелки могли защитить себя сами.

Вместо того чтобы полагаться на военную поддержку своих вассалов и их ополчений или использовать наемников, короли стали создавать свои собственные регулярные армии. Эти армии были гораздо лучше обучены и дисциплинированны, чем те войска феодалов в прошлом. Военачальникам теперь приходилось серьезно изучать военную науку, чтобы научиться планировать боевые действия и военные походы.

Способы ведения войны на море тоже изменились. Англичане и голландцы научились строить более легкие и маневренные корабли. Благодаря таким кораблям английский флот смог разгромить Испанскую армаду. На каждом борту военного корабля устанавливались пушки. Противники старались стрелять друг в друга бортовыми залпами, то есть всеми орудиями борта сразу, чтобы увеличить вероятность попадания. Из-за болезней, плохого питания и суровых наказаний корабельная жизнь матросов была очень тяжелой. Правительствам часто приходилось пользоваться отрядами вербовщиков, которые похищали людей и насильно доставляли на корабль.

Ленинград

Блокада Ленинграда - длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) - 872 дня.

Одесса

Героическая оборона Одессы длилась с 5 августа по 16 октября 1941 года войсками Отдельной Приморской армии. Сравнительно небольшим силам обороняющихся удалось отражать удары значительно превосходящих сил 4-й румынской армии.

Севастополь

Севастополь - это город, для которого война началась на 40 минут раньше, чем для всего Советского Союза. Севастопольский оборонительный район к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире.

Волгоград

(бывший Сталинград)

Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943) - боевые действия советских войск по обороне города Сталинграда и разгрому крупной стратегической немецкой группировки в ходе Великой Отечественной войны. Является крупнейшей сухопутной битвой в ходе Второй мировой войны, которая стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу.

Киев

Оборона Киева длилась в период с 7 июля 1941 по 26 сентября 1941. По некоторым данным потери СССР при обороне Киева составили: убитых и пропавших без вести, взятых в плен - 616304, раненых - 84240, всего - 700544 человек (8543 в сутки), 1764,9 тыс. ед. стрелкового оружия, 411 танков и САУ, 28419 орудий и минометов, 343 боевых самолета.

Брестская крепость

Оборона Брестской крепости - одно из первых сражений Великой Отечественной войны - началась 22 июня 1941 года и закончилась 30 июля 1941 .

Москва

Битва за Москву длилась с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942. Ее можно разделить на два периода: оборонительный (30 сентября - 4 декабря 1941) и наступательный (5-6 декабря 1941 - 20 апреля 1942).

Керчь

В годы Великой Отечественной войны Керчь стала ареной жестоких сражений между советскими и германскими войсками. Линия фронта четырежды проходила через Керчь.

Новороссийск

Героическая оборона Новороссийска длилась в период с 19 августа 1942г по 26 сентября 1942 года.

Минск

3 июля 1944 года столицу БССР освободили войска 1-го, 2-го и 3-го Белорусского фронтов при содействии партизан, которые за годы войны уничтожили и взяли в плен около полумиллиона оккупантов и их пособников.

Тула

Тульская оборонительная операция - была проведена с 24 октября 1941 года по 5 декабря 1941 года. Операция сыграла важную роль в стабилизации линии фронта на южных подступах к Москве.

Мурманск

С началом войны в городе сразу начали формироваться истребительные батальоны и народное ополчение. На подступах к Мурманску жители города в считанные дни построили четыре линии обороны.

Смоленск

Орден Отечественной войны

Орден имеет две степени.

Первыми кавалерами ордена Отечественной войны стали капитан И. Криклий, старший сержант А. Смирнов, младший политрук И. Стаценко и другие, которые в бою на Харьковском направлении летом 1942 года отразили многочисленные танковые атаки гитлеровцев.

В 1943 в ходе коренного перелома Великой Отечественной войны у руководства страны возникла необходимость в учреждении высшего военного ордена, к которому можно было представлять особо отличившихся полководцев. Этим орденом награждали и наших союзников.

В годы Великой Отечественной войны 11635 воинов, а также партизан и подпольщиков заслужили звание Героя Советского Союза. 115 из них были удостоены этого отличия дважды, а двое - летчики-истребители Александр Иванович Покрышкин и Иван Никитич Кожедуб ко дню Победы над фашистской Германией носили на груди по три медали «Золотая Звезда».

Первая девушка, получившая эту награду, – Зоя Космодемьянская.

Медаль предназначалась для награждения рядовых партизан, командиров и организаторов партизанского движения, проявивших «стойкость и мужество в партизанской борьбе за нашу Советскую Родину в тылу против немецко-фашистских захватчиков».

Право на получение этой медали имели все военнослужащие, принимавшие участие в защите столицы не менее месяца с 19 октября 1941 года, когда город был объявлен на осадном положении, и до 25 января 1942 года, когда враг был отброшен от его стен.

В декабре 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда» для награждения всех активных участников защиты города на Неве.

Таня Яценко
Музыкальные «почемучки» для старших дошкольников. Эпоха Возрождения

Эпоха: Возрождение

Время: с XV-XVII век

Особенности:

Музыка становится более доступной, светской, музыкантов становится больше.

Музыка разделилась на 3 жанра: вокальные произведения, виртуозные пьесы с импровизациями, танцевальные произведения.

Музыкальные достижения эпохи:

Музыкантов, которые сочиняли музыку, стали называть композиторами.

В XV веке был изобретен станок, на котором можно было печатать ноты.

Появились сборники нот для домашнего музицирования.

На музыкальных инструментах стали играть не только мужчины, но и женщины. Любимым женским инструментом стала лютня.

Появляется полифония.

Появился новый жанр светской музыки – мадригал.

Открылись музыкальные отделения в Оксфордском и Кембриджском университетах.

Имена эпохи:

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

Орландо Лассо

Клаудио Монтеверди

Джезуальдо ди Веноза

Странности эпохи:

Главным городом итальянского возрождения был Рим. Но ни один знаменитый художник, скульптор, композитор или музыкант Ренессанса не родился в этом городе.

Если кавалер эпохи Ренессанса снимал шляпу перед дамой левой рукой – это значило, что он приветствует даму от всего сердца.

Новые струнные смычковые инструменты итальянцы прозвали виолами, что в переводе означает «фиалка». Виолы делали из ценных пород деревьев, украшали золотом и перламутром. Поэтому на этих инструментах могли играть только очень богатые люди.

Художники эпохи Возрождения часто изображали ангелов с музыкальными инструментами в руках. Так они подчеркивали божественное происхождение музыки.

Самая высокая похвала для всех произведений искусств эпохи Возрождения была «божественный». «Божественной» считали музыку итальянского люниста и композитора XVI века – Франческо да Милано. Между прочим, песня «Город золотой», знакомая многим взрослым, была создана именно на мелодию этого композитора.

В эпоху Возрождения во Франции появился … шансон. «Шансон» в переводе с французского языка означает «песня». Ренесансный шансон – это светская песня, которую исполняли несколько голосов (многоголосная песня).

Почему в эпоху Возрождения дорого платили за уроки учителям танцев?

Потому что в моду вошли балы, а на балах надо было хорошо танцевать. Учителя танцев обучали своих подопечных не только движениям, но и придворному этикету, декламации (красиво говорить) и даже помогали с выбором фасона платья, чтобы кавалер или дама эффектно смотрелись на балу. Учителей танцев часто называли «преподаватель изящных манер».

Почему самым популярным песенным жанром был мадригал?

Потому что в эпоху Возрождения людей очень волновали их чувства и любовные переживания. Многие поэты Ренессанса сочиняли лирические стихи любовного характере. Говорят, о любви проще спеть, чем прочитать стих. Поэтому и появились песни о любви, о чувствах, о переживаниях – мадригалы. Мадригал считали серьезным, утонченным жанром светской музыки.

Почему и как появилась полифония?

Потому что церковная музыка продолжала развиваться, усложняться. В эпоху Средневековья в храмах исполняли 3-х и 4-хголосные произведения. Но в этих песнях и органумах главным был один голос. Слово «полифония» произошло от греческих слов «полис» - «многочисленный» и «фоне» - «звук», «голос». Полифония – это музыкальное произведение, в котором несколько голосов и все они равные – главные.

Почему в эпоху Возрождения появились первые музыкальные ансамбли?

Потому что стали печатать нотные сборники разных произведений и песен - музыка стала более доступной. Появились не только композиторы, профессиональные певчие и музыканты, но и музыканты-любители. Музыканты-любители виртуозно играть не умели, но им нравилось исполнять музыку не по одиночке, а вдвоем (дуэтом, втроем (трио) или вчетвером (квартетом) – так музыкальные произведения звучали более эффектно.

Словарь

Виртуоз – талантливый музыкант, который отлично играет на музыкальном инструменте самые сложные произведения.

Виртуозные пьесы – эффектные произведения, которые обычно исполняются в быстром темпе.

Полифония – звучание двух и более голосов или мелодических линий.

Мадригал – любовная, лирическая песня, которая исполняется на родном (материнском) языке.

Месса – музыкальная часть католического или протестантского богослужения в исполнении хора и органа. Мессы могут исполняться не только в церквях, но и на концертах.

Магнификат – хвалебная песнь на текст слов девы Марии из Евангелия.

Регент – дирижер церковного хора.

Кантор – певчий католической церкви.

Капельмейстер – управляющий хором или оркестром или и тем и другим (дирижер).

Инквизиция – институт Римско-католической церкви, который разыскивал и наказывал врагов церкви.

Светская музыка – музыка для Света – обыденная, мирская, а не духовная (церковная).

Публикации по теме:

Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире». Современные же статистические данные говорят о том, что.

Цель:продолжение знакомства со своей малой Родиной, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного к творчеству П. П. Бажова.

Картотека физкультминуток для старших дошкольников Картотека физкультминуток для старших дошкольниковБегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.) Гулять, гулять в луга:.

Ежегодно на дорогах города нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают,.

Массленица для старших дошкольников Дети выходят на улицу. Ведущий: Здравствуйте друзья! Выходите на улицу – Весну встречать! Славный денёк отмечать. Ребята, а какой праздник.

Методическая разработка «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации дошкольников в детском коллективе» Данная методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей ДОУ. Дошкольное детство-важнейший период в становлении личности.

 


Читайте:



Финансовый гороскоп для Крысы

Финансовый гороскоп для Крысы

Год будет хорошим – как для денег, так и для карьерного роста. В год Петуха для Крысы жизнь будет уютной, обеспеченной и комфортной. 4 февраля 2017...

Толкование что означает мужское имя али Имя али значение имени

Толкование что означает мужское имя али Имя али значение имени

Обладатель имени Али, безусловно, может гордиться своим красивым и благозвучным именованием. Вслушайтесь в свое имя, и Вы ощутите связь времен и...

Приснилось что шиншилла родила во сне

Приснилось что шиншилла родила во сне

Сонник "felomena" К чему снится Шиншилла во сне по соннику ? Шиншилла - отражение того, что вам предстоит пойти на жертвы в своих интересах....

К чему снится ржавое железо

К чему снится ржавое железо

К чему снится железоСонник МиллераВидеть во сне железо - суровый знак беды.Видеть сон, в котором вы ощущаете на себе тяжесть железа и пытаетесь...

feed-image RSS