Главная - Планирование
"История развития химии" (урок). История науки о резании металлов Сейчас алюминий играет большую роль

Cлайд 1

Cлайд 2

Цели урока Развивающие: Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Воспитательные: Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических, экономических качеств личности. Образовательные: Способствовать запоминанию основной терминологии, формированию представления о металлах, их свойствах и области применения

Cлайд 3

Свойства материалов и полуфабрикатов свойства определение физические Отличительные стороны материалов, которые проявляются при взаимодействии их с окружающей средой. механические химические технологические Отличительные стороны материалов, которые проявляются в способности сопротивляться воздействию внешних механических усилий. Способность материалов взаимодействовать с окружающей средой при различных температурах (окисляемость, растворимость, коррозионная стойкость и др.) Способность материалов подвергаться обработке

Cлайд 4

Свойства материалов и полуфабрикатов Термины «физический» и «механический» происходят от греческих слов, означающих соответственно «природа» и «орудие, машина». Термин «химический» произошёл от древнелатинского слова «алхимия» (наука о веществах и их превращениях).

Cлайд 5

Cлайд 6

Физические свойства Цвет Способность материалов вызывать определенные зрительные ощущения. Температура плавления Тепловое состояние металлов и сплавов, при котором они из твердых становятся жидкими. Блеск Способность материалов отражать свет Плотность Количество массы материала в единице объёма (измеряется в кг/м 3, гр/см 3) Теплопроводность Способность материалов передавать теплоту от более нагретых частей тела к менее нагретым. Электропроводность Способность материалов проводить электрический ток. Тепловое расширение Увеличение размеров (объёма) металлов и сплавов при нагревании Намагничиваемость Способность материалов и сплавов намагничиваться под действием магнитного поля.

Cлайд 7

Cлайд 8

Механические свойства Прочность Способность материалов выдерживать нагрузки без разрушения. Пластичность Способность металлов и сплавов изменять свою форму и размеры под действием внешних сил, не разрушаясь, и оставаться в этом состоянии после прекращения действия этих сил. Твёрдость Способность материалов сопротивляться проникновению других, более твёрдых тел. Упругость Способность материалов восстанавливать первоначальную форму после прекращения действия внешних сил. Вязкость Способность материалов необратимо поглощать энергию при мгновенном на них воздействии. Хрупкость Способность металлов и сплавов разрушаться под действием ударных нагрузок. Хрупкость – свойство, обратное вязкости.

Cлайд 9

Металлы и сплавы материалы, обладающие высокой теплопроводностью, электрической проводимостью, блеском, ковкостью и другими характерными свойствами. М е т а л л ы - С п л а в ы - Сложные вещества, являющиеся сочетанием какого-либо простого металла (основы сплава) с другими металлами или неметаллами. Виды металлов и сплавов Чёрные (железо и его сплавы) Цветные (все остальные металлы и их сплавы)

Cлайд 10

Металлы и сплавы Сплавы железа с углеродом и некоторыми другими элементами (марганцем, фосфором, серой и т.п.) Железоуглеродистые сплавы - Виды железоуглеродистых сплавов Чугун (свыше 2% углерода Сталь (до 2% углерода) Чугун выплавляют из руды в доменных печах, а сталь – из чугуна в металлургических печах разных конструкций. Углерод в чугуне может находиться в химическом соединении с железом или в свободном состоянии – в виде частиц графита: пластинок, зёрен, хлопьев или шариков.

Cлайд 11

Металлы и сплавы Чугун выплавляют из руды в доменных печах, а сталь – из чугуна в металлургических печах разных конструкций. Углерод в чугуне может находиться в химическом соединении с железом или в свободном состоянии – в виде частиц графита: пластинок, зёрен, хлопьев или шариков.

Cлайд 12

Металлы и сплавы!? Это интересно В глубокой древности люди познакомились с железом, которое содержалось в метеоритах. Египтяне называли этот металл небесным, а греки и жители Северного Кавказа – звёздным. Метеоритное железо вначале ценилось гораздо выше золота. Железные украшения носили в то время самые знатные и богатые люди.

Cлайд 13

Чугуны Белый чугун на изломе матово-белого цвета, очень твёрдый и хрупкий, плохо обрабатывается резанием и имеет низкие литейные свойства. Чаще всего используется на переделку в сталь, поэтому его также называют предельным, часть идёт на получение ковкого чугуна. Белые Серые Ковкие Высокопрочные В и д ы ч у г у н о в

Cлайд 14

Чугуны С е р ы й ч у г у н Характеристика Применение На изломе – серый цвет. Он мягче белого чугуна, хрупок, но хорошо обрабатывается резанием. Имеет высокие литейные свойства и используется для получения отливок, поэтому его также называют литейным.

Cлайд 15

Чугуны К о в к и й ч у г у н Характеристика Применение Название «ковкий» условное, т.к. этот чугун практически не куется. Получают его путём отжига из белого чугуна. Он обладает повышенной прочностью, вязкостью, но невысокой пластичностью.

Cлайд 16

Чугуны В ы с о к о п р о ч н ы й ч у г у н Характеристика Применение Получают из серого чугуна введением в него в жидком состоянии специальных добавок. Он прочнее серого чугуна и труднее обрабатывается.

Cлайд 17

С т а л и Общая классификация сталей По способу производства По качеству По назначению По химическому составу

Cлайд 18

С т а л и Классификация сталей по способу производства Мартеновская Электросталь Конвертерная (бессемеровская и томасовская) Получают в конвертерах – стальных сосудах грушевидной формы. Бессемеровский процесс разработал в 1855-1856 гг. английский изобретатель Генри Бессемер, томасовский – в 1978 г. английский металлург Сидни Томас Получают в мартеновских печах. Способ предложил в 1864 г. французский Металлург Пьер Мартен Выплавляют в электропечах. Это наиболее совершенный способ получения стали. Его предложил в 1802 г. русский физик и электротехник Петров

Cлайд 19

С т а л и Сплавы железа с углеродом (до 2%) в состав которых Входят обычные примеси: кремний, марганец, сера, фосфор и др. Углеродистые стали Классификация сталей по назначению Конструкционные Инструментальные Специальные с особыми свойствами Классификация сталей по химическому составу Сплавы, в состав которых, кроме железа, углерода (до 2%) и обычных примесей, входят легирующие элементы (хром, никель, вольфрам и др.) Легированные стали

Cлайд 20

С т а л и Конструкционные Классификация углеродистых сталей Инструментальные Конструкционные стали обычного качества маркируются буквами и цифрами, например: Ст3. Буквы Ст обозначают «сталь», цифры указывают условный номер марки стали. Конструкционные качественные стали маркируются цифрами, указывающими содержание углерода в сотых долях процента. Например «сталь45» - сталь, содержащая 0,45% углерода Инструментальные качественные и высококачественные стали маркируются буквами и цифрами, указывающими содержание углерода в десятых долях процента. Например, У7 и У7А. У – углеродистая сталь, 7 – 0,7% углерода, А – высококачественная сталь.

Cлайд 21

С т а л и Применение углеродистых сталей Детали машин и металлические конструкции Режущие и измерительные инструменты

Cлайд 22

Cлайд 23

С т а л и Классификация легированных сталей Конструкционные Инструментальные Специальные с особыми свойствами!? Это интересно Начало производству легированной стали в России положил русский металлург Аносов. Ему удалось проникнуть в тайну кузнецов Древнего Востока – найти секрет изготовления булатной стали, узорчатого сплава с необычайно высокой твёрдостью и упругостью. Термин «легирование» произошёл от немецкого слова, означающего «сплавлять», а оно, в свою очередь, было образовано от латинского, означающего «связываю, соединяю».

Cлайд 24

С т а л и Применение легированных сталей Инструментальные Специальные с особыми свойствами Ответственные детали машин и металлические конструкции Инструменты с высокими эксплуатационными качествами Конструкционные Детали машин с особыми свойствами

Цели урока:

Образовательные: Закрепить понятия “тело”, “вещество”, “физические явления”, “химические реакции”. Рассмотреть этапы становления химии как науки.

Развивающие: Развивать внимание, речь, память, познавательные интересы учащихся, учить сравнивать.

Воспитывающие: воспитывать чувство гордости за вклад русских ученых в науку, чувство патриотизма.

Тип урока: Комбинированный.

Форма проведения: фронтальный опрос, демонстрация опытов, лекция.

Приборы: спиртовка, стакан, пробирки, фарфоровая чашка, стеклянная палочка, предметный столик.

Реактивы: сахароза, вода, медь, парафин, сода, уксусная кислота.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами проверим, как вы поняли, что является предметом изучения химии, и какие явления окружают нас. А также познакомимся с историей становления химии как науки, чем может гордиться Российская наука, какие задачи стоят перед химией ХХ1 века.

II. Проверка домашнего задания.

Начнем с проверки домашнего задания (фронтальный опрос):

  1. Что изучает химия?
  2. Что такое вещество?
  3. Что называется химическим элементом?
  4. Какие вещества называются простыми? Приведите примеры.
  5. Какие вещества называются сложными? Приведите примеры.
  6. Что такое свойство вещества?
  7. Какие явления называются химическими?
  8. Какие явления называются физическими?

Итак, мы все с вами повторили. Теперь попробуем применить наши знания на практике.

Шестеро учащихся будут работать по карточкам. Двое будут выбирать из перечня вещества и тела, двое – разделять, где речь идет об элементе, а где – о простом веществе, а оставшиеся будут по алгоритму описывать физические свойства вещества.

Теперь, класс, расчертите в тетрадях таблицу:

Ребята, сейчас я буду показывать опыты, отражающие физические и химические явления.

Ваша задача, на основе полученных знаний, разделить их по колонкам. Один учащийся будет работать у доски. Затем мы сравним и обсудим наши результаты.

Демонстрации:

  1. Горение лучины.
  2. Растворение сахара в воде.
  3. Почернение медной пластины в пламени.
  4. Плавление парафина.
  5. Гашение соды уксусом.
  6. Таяние льда.

Проверка и обсуждение результатов.

Выполняющие по карточкам задания сдайте свои работы.

Мы с вами закрепили знания, полученные на предыдущих уроках, а теперь перейдем к новой теме.

III. Объяснение нового материала(лекция).

Химия. Одна из древнейших наук.

Когда человек стал применять химические реакции? Да тогда, когда в пещерах синантропов – древнейших людей появился огонь. А это было 5 млн. лет до н.э. В Древнем Египте умели выплавлять из руд металлы (железо, свинец, олово, медь, сурьму), получать их сплавы, применяли золото, серебро, производили керамику, стекло, краски, духи.

Первыми учеными–химиками были египетские жрецы. Они владели многими до сих пор не разгаданными химическими секретами: бальзамирование тел фараонов, получение красок, которые и через тысячи лет остаются яркими. К сожалению, знания жрецов были элитными и передавались только касте жрецов, потому и не сохранились в веках.

Химические производства существовали в Греции, Месопотамии, Индии, Китае.

Но испокон веков человека интересовало золото.

Существует миф Древней Греции о царе Мидасе. За услугу, оказанную богам, он попросил у них, чтобы все, к чему он прикасается, превращалось бы в золото. Вы скажете: “Вот хорошо!” А теперь представьте: он уже насладился видом золота вокруг себя – и диван, и подушки, и стол – все из золота. А он захотел есть: берет виноград – золото, берет хлеб – золото, мясо – золото. Так и умер царь Мидас от голода. Значит все-таки не это самое главное. Но человек упрям, он хочет богатства.

Новой эпохой в развитии химии стала алхимия, цель которой – поиск философского камня, а уж он и железо превратит в золото, и от болезни излечит, и обеспечит бессмертие.

А теперь представьте себе германский средневековый город, узенькие улицы, готические дома и среди них – какой-нибудь ветхий, считающийся необитаемым, дом. По его потрескавшимся стенам лепится мох, ползет сырость. Окна наглухо заколочены. Это жилище алхимика. Ни что не говорит в нем о присутствии живых. Но в гулкую от тишины ночь из трубы вылетает дым, который доказывает о неусыпном бодрствовании старца, уже поседевшего в своих исканиях, но все еще живущего надеждой.

“Чтобы подготовить эликсир мудрецов, возьми, сын мой, философскую землю, положи в реторту и прокаливай ее, покуда не превратится в Зеленого Льва. Прокаливай далее – и Зеленый Лев обернется Красным. Киммерийские тени покроют реторту темным покрывалом, а внутри ее ты увидишь Черного дракона, который пожирает собственный хвост…”

“Что это?” – спросим мы, не привыкшие в такой манере изъясняться.

Бормотание колдуна, заклинание или просто сочетание слов? Все понемножку, но давайте не будем строгими. Хотя на первый взгляд это мало похоже на описание научного опыта, там содержится зашифровка настоящего химического эксперимента. Поэтому мы не можем сказать, что алхимия – это бесполезный этап в истории развития химии. Вот послушайте:

Алхимики считают, что ртуть – в любом металле …
Алхимики мешали буру и купорос.
Мешали вместе с глиной толченый рог козлиный,
Пять перьев петушиных, один крысиный хвост.
Все в печки обжигали, а после возгоняли
И снова очищали, добавив, волчий ус.
И, выпарив искусно, рассматривали сгусток,
И падали без чувства, попробовав на вкус.
Надеялись случайно раскрыть Природы тайну…
Нашли мышьяк и фосфор.
А это чем не клад?
За хитрые приборы, кислоты и растворы
Все химики алхимикам спасибо говорят. (Ефимовский).

Серная, соляная, азотная кислоты, царская водка, аммиак, поташ, щелочи, уксусная кислота и многое – многое другое открыто и описано алхимиками. Однако алхимия – это еще не наука. Наукой химия стала гораздо позже благодаря ученым, которые открыли ее законы.

А что же Россия? Какое место она занимает в истории становления химии?

Истории химии как науки связана в России с именем М.В.Ломоносова.

Ребята, а что вы слышали об этом ученом?(Дети рассказывают о сведениях, которые они уже получили о М.В.Ломоносове на других уроках: русском языке, литературе, географии, истории).

Да, это был человек, который оказал огромное влияние на развитие науки и культуры в России: он и поэт, художник и создатель грандиозных мозаичных панно, автор первого русского учебника древней истории России и картограф, геолог и один из создателей первого в стране Московского университета в 1755 году.

М.В. Ломоносов внес огромный вклад в создание атомно-молекулярного учения, в 1748 году первым сформулировал важнейший закон химии – закон сохранения массы веществ.

Значительный вклад в развитие химии внесли выдающиеся русские ученые А.М.Бутлеров, создавший теорию строение органических соединений, и Д.И.Менделеев, открывший периодический закон.

Мы можем гордиться Российской химической наукой и великими русскими химиками: В.В.Морковников, С.В.Лебедев, Н.Ю.Зелинский, Г.И.Гесс, Н.Н.Семенов и другие.

Чем же занимается химия сейчас?

И можем ли мы обойтись без достижения химии? (Обсуждение).

Подводим итоги: краски, волокна, пластмассы, медикаменты, бумага – вот небольшой перечень того, без чего мы не можем представить своей жизни.

Но задачи химии на данном этапе более сложные: создание веществ с заданными свойствами. Например, нужна сталь, которая не будет ржаветь, будет устойчива к агрессивным средам, выдерживающая высокие температуры. И ученые – химики создают необходимое.

Но давайте не будем забывать, что химия – волшебница, кудесница и очень интересная наука. Давайте вместе в этом убедимся.

Проводим занимательные опыты по алгоритму подготовки и демонстрации (“Вулкан”, “Молоко, компот, газировка”, “Дым без огня” или любые другие опыты)

IV. Заканчиваем урок переходом к следующей теме.

Вы посмотрели опыты, которые проходят между веществами, последние состоят из молекул, молекулы из атомов, а определенный вид атомов – это химический элемент. В честь кого или чего его назвали? Где он живет? Это вы узнаете на следующем уроке.

Презентация на тему "Краткий очерк истории развития химии" по химии в формате powerpoint. В презентации рассказывается об истории возникновения и развитие химии как науки, отдельно рассмотрен вопрос становления химии в нашей стране. Автор презентации: учитель биологии и химии первой квалификационной категории Яковлева Лариса Александровна.

Фрагменты из презентации

Химия в древности

Химическое производство существовало уже за 3 – 4 тысячи лет до н. э.

Египет

  • В Древнем Египте умели выплавлять из руд металлы, получать их сплавы, производили стекло, керамику, пигменты, краски, духи, делали вино. Египтяне были непревзойдёнными скульпторами и строителями.
  • Египетские жрецы владели приёмами бальзамирования тел умерших фараонов и знати.

Древняя Месопотамия

Некоторые химические производства существовали в древности в Месопотамии,

Демокрит.

Жил в V в. до н. э., впервые высказал мысль о том. Что все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых твёрдых частиц материи, которые он назвал атомами.

Аристотель

Считал, что в основе окружающей природы лежат четыре стихии.

Алхимия.

Цель алхимии – поиск путей превращения неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества – философского камня.

Агрикола – «отец» металлургии

АГРИКОЛА Георг (наст. фам. Бауэр, Bauer) (1494-1555), немецкий ученый. Впервые обобщил опыт горно-металлургического производства в труде «О горном деле...» (1550, 12 книг, издан 1556), который до 18 в. служил основным пособием по геологии, горному делу и металлургии.

Парацельс – «отец» ятрохимии – науки о лекарствах

ПАРАЦЕЛЬС (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493-1541), врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину.

Химия в Древней Руси

В Киевской Руси выплавляли металлы, производили стекло, соли, краски, ткани. При Иване Грозном в Москве в 1581г была открыта аптека.

Русские учёные - химики

  • М.В. Ломоносов;
  • Д.И. Менделеев;
  • А.М. Бутлеров;
  • Н.Н. Бекетов;
  • В.В. Марковников;
  • C.В. Лебедев;
  • Д.К. Чернов;
  • П.П. Аносов.
М.В. Ломоносов

Сформулировал закон сохранения массы веществ в химических реакциях

Д.И. Менделеев

Открыл периодический закон и создал Периодическую систему химических элементов.

А.М. Бутлеров

Создал теорию строения органических веществ.

Н.Н. Бекетов

Открыл ряд активности металлов.

В.В. Марковников

Работал в области теоретической химии

С.В. Лебедев

Получил первый синтетический каучук

Д.К. Чернов

Разработал наилучшие условия отливки, ковки и термической обработки стали.

П.П. Аносов

Металлург, изобрёл способ закалки стали. Раскрыл секрет получения булатной стали

Слайд 2

Цель:

Рассказать об открытии металлов

Слайд 3

Гипотеза:

Возможно открытие металлов никак не повлияло на развитие цивилизаций

Слайд 4

Медь

История цивилизаций Древнего Египта, Древней Греции, Вавилона и других государств неразрывно связанна с историей металлов и их сплавов. Установлено, что египтяне за несколько тысячелетий до нашей эры уже умели изготавливать изделия из меди

Слайд 5

Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Люди заметили, что раскаленный кусок меди меняет форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди ножи, шилья и другие предметы. Затем люди научились выплавлять медь из руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида.

Слайд 6

Бронза

Первыми людьми из древнего мира которые выплавили бронзу были египтяне. Они создали прочный по тем временам сплав – бронзу смешав олово и медь. Это позволило усовершенствовать орудия труда и победить соседей не обладавших бронзой

Слайд 7

Железо

Первое железо люди выплавляли из метеоритов, оно было очень дорогим. Даже победителям Олимпийских игр на ряду с золотыми медалями давали кусок железа. Железный клинок был обнаружен в гробнице Тутанхамона. Позднее люди научились выплавлять железо из руд, и оно стало массовым.

Слайд 8

История алюминия.

Древний историк Плиний Старший рассказывает об интересном событии, которое произошло два тысячелетия назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что этот никому неизвестный металл он сумел получить из глинистой земли.

Слайд 9

Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому не повадно было заниматься производством «опасного» металла.

Слайд 10

Быль это или легенда - трудно сказать, но так или иначе «опасность» миновала и, к сожалению, надолго. Лишь в ХVI веке, то есть спустя примерно полторы тысячи лет, в историю алюминия была вписана новая страница...

  • Тема: история цивилизаций – история металлов.

  • Выполнили: Индриксон А., Попков П., Анискин А., Ковальков Г.

  • Научный руководитель – Кудрявцева Н. В.

Цель:

  • Рассказать об открытии металлов


Гипотеза:

  • Возможно открытие металлов никак не повлияло на развитие цивилизаций


Медь

  • История цивилизаций Древнего Египта, Древней Греции, Вавилона и других государств неразрывно связанна с историей металлов и их сплавов. Установлено, что египтяне за несколько тысячелетий до нашей эры уже умели изготавливать изделия из меди


  • Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Люди заметили, что раскаленный кусок меди меняет форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди ножи, шилья и другие предметы. Затем люди научились выплавлять медь из руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида.


Бронза

  • Первыми людьми из древнего мира которые выплавили бронзу были египтяне.

  • Они создали прочный по тем временам сплав – бронзу смешав олово и медь.

  • Это позволило усовершенствовать орудия труда и победить соседей не обладавших бронзой


Железо

  • Первое железо люди выплавляли из

  • метеоритов, оно было очень дорогим.

  • Даже победителям Олимпийских игр

  • на ряду с золотыми медалями давали

  • кусок железа. Железный клинок был обнаружен в гробнице Тутанхамона.

  • Позднее люди научились выплавлять железо из руд, и оно стало массовым.


История алюминия.

    Древний историк Плиний Старший рассказывает об интересном событии, которое произошло два тысячелетия назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что этот никому неизвестный металл он сумел получить из глинистой земли.


  • Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому не повадно было заниматься производством «опасного» металла.


  • Быль это или легенда - трудно сказать, но так или иначе «опасность» миновала и, к сожалению, надолго. Лишь в ХVI веке, то есть спустя примерно полторы тысячи лет, в историю алюминия была вписана новая страница...


  • Сейчас алюминий играет большую роль

  • в нашей жизни. Он является основой современного авиа- и ракетостроения.


 


Читайте:



Финансовый гороскоп для Крысы

Финансовый гороскоп для Крысы

Год будет хорошим – как для денег, так и для карьерного роста. В год Петуха для Крысы жизнь будет уютной, обеспеченной и комфортной. 4 февраля 2017...

Толкование что означает мужское имя али Имя али значение имени

Толкование что означает мужское имя али Имя али значение имени

Обладатель имени Али, безусловно, может гордиться своим красивым и благозвучным именованием. Вслушайтесь в свое имя, и Вы ощутите связь времен и...

Приснилось что шиншилла родила во сне

Приснилось что шиншилла родила во сне

Сонник "felomena" К чему снится Шиншилла во сне по соннику ? Шиншилла - отражение того, что вам предстоит пойти на жертвы в своих интересах....

К чему снится ржавое железо

К чему снится ржавое железо

К чему снится железоСонник МиллераВидеть во сне железо - суровый знак беды.Видеть сон, в котором вы ощущаете на себе тяжесть железа и пытаетесь...

feed-image RSS