Разделы сайта
Выбор редакции:
- Рецепт: Колбаски из баранины с зеленью - Колбаски из баранины с зеленью и курдючным жиром Домашняя колбаса из баранины в кишках рецепт
- Печенье "мазурка" с грецкими орехами и изюмом Ингредиенты для крема
- Готовим лазанью с фаршем
- Калорийность скумбрии запеченной в фольге в духовке Скумбрия в духовке калорийность на 100 грамм
- Маш в мультиварке Приготовление маша в мультиварке
- Варим повидло из красной смородины на зиму – рецепт приготовления смородинового повидла в домашних условиях
- К чему сильно чешется правое или левое запястье
- Вычисления пифагора по дате рождения
- Гадание «Вернется ли он ко мне
- К чему снится наряженная елка осенью
Реклама
Академия закрывается. Московская академия образования натальи нестеровой. В каких случаях можно получить компенсацию |
Один из самых перспективных инвестиционных проектов 2017 года FCT Academy соскамился, то есть перестал выполнять свои финансовые обязательства перед партнерами. Произошло это 17 ноября. Именно в этот день организаторы проекта разослали всем участникам уведомления, содержащие примерно следующее:
Согласно информации на форуме mmgp.ru, потери FCT Academy произошли по весьма банальной причине — трейдеры компании вложили большую часть денег в одну из криптовалют, которая вместо ожидаемого роста — упала. Насколько это правда — не известно, но звучит вполне правдоподобно. Непонятно только следующее: «почему трейдеры вложили так много денег всего-лишь в одну криптовалюту, если основное правило трейдинга — грамотно распределять финансовые средства и не вкладывать в одну сделку более 1% средств». В общем, FCT Academy закрылся. Выплаты до безубытка если и произойдут, то будет это не скоро. Хотя если такие выплаты все-таки будут, то репутация организаторов FCT Academy будет на высоте, что в дальнейшем поможет им открыть новые проекты. С другой стороны, причина, которая обсасывается на форумах в сети, может оказаться ложной и организаторы FCT Academy могли просто собрать деньги инвесторов и свалить за границу. Хотя в таком случае непонятно — почему они сделали это так рано, ведь хайп был в самом начале, количество инвесторов росло и за полгода-год организаторы могли заработать миллионы долларов. Подведем итоги:
Дополнение от 26.12.2017Спустя месяц после закрытия пирамиды FCT Academy выплаты участникам проекта до безубытка так и не были сделаны. То есть, организаторы проекта Ильвир Шафико и Сергей Денежный — мошенники, так как при закрытии компании они де-юре не нарушили соглашение, а спустя месяц нарушили собственные финансовые обещания. Собственно, что Ильвир Шафико и Сергей Денежный — мошенники и так всем стало понятно очень быстро, а вот 1 интересный факт: з месяц после закрытия FCT Academy с bitcoin счета компании было выведено около 2000 биткоинов или около 30 млн. долларов. Как раз эти средства и являются вкладами инвесторов и как раз их украли Ильвир Шафико и Сергей Денежный. Собственно на этом эпопею с FCT Academy можно считать завершенной. В 2014 году Рособрнадзор лишил лицензии уже 160 вузов и их филиалов. Некоторым вузам ведомство запретило принимать студентов прямо в разгар приёмной кампании. Причины разные: нет специально оборудованных лабораторий, компьютерных классов, привлекают к работе преподавателей, не имеющих специального профессионального образования, нет условий для питания и медицинского обслуживания студентов и многое другое. Самым известным и крупным из вузов-нарушителей оказалась Современная гуманитарная академия, судьба её лицензии сейчас решается в суде. В столичном отделении и многочисленных филиалах вуза учится около 100 тысяч человек. АиФ.ru попробовал разобраться в истории одного из вузов, вызвавших претензии у Рособрнадзора. Почему же учебное заведение с 22-летней историей, неоднократно проходившее лицензирование и аккредитацию, оказалось в столь незавидном положении? С чего начались проблемыВ случае с Современной гуманитарной академией Рособрнадзор пошёл на крайнюю меру: летом 2014 года он запретил вузу проводить приёмную кампанию. Фактически эпопея с нарушением государственных стандартов началась не в головном отделении, а в филиалах Современной гуманитарной академии. Март 2013 года . Наряду с плановыми проверками качества образования в вузах Рособрнадзор решил провести и несколько внеплановых. В результате последних ведомство выявило нарушения лицензий в 13 учебных заведениях. В эту чертову дюжину попал и Махачкалинский филиал Современной гуманитарной академии . Но ни лицензии, ни аккредитации тогда филиал не лишили: он продолжил работу, взяв курс на исправление ошибок. Сентябрь 2013 года . Хлынула основная волна проверок. 22 сентября в программе «Вести недели» на канале «Россия» вышел сюжет под названием «Вузы-прокладки: мошенники нашли способ обойти ЕГЭ». В нём рассказывалось о махинациях, позволяющих студентам фиктивных или мелких частных учебных заведений получать дипломы известных государственных институтов. Человек поступает в никому не известный университет, даже имея совершенно никчёмные баллы ЕГЭ, а на последнем курсе переводится в крупный государственный вуз, чей диплом и получает. После выхода программы Рособрнадзор лишил лицензий названные в сюжете вузы. Но этим всё не ограничилось. Началась масштабная проверка других вузов и их филиалов, как государственных, так и частных. В итоге к концу 2013 года Рособрнадзор исключил из реестра 69 лицензий образовательных организаций. Среди них оказались и «многочисленные филиалы Современной гуманитарной академии », указано на сайте ведомства . При этом Сергей Кравцов , глава Рособрнадзора, отметил, что у большей части вузов и филиалов, у которых отозваны лицензии, наблюдались признаки неэффективности ещё в 2012 году. В этих вузах проверки выявили несоответствие образовательным стандартам: от проблем с помещениями до работы в них неквалифицированных специалистов. Фото: АиФ / Надежда Никифорова Студенты от закрытия филиалов не пострадали. Поскольку учебные заведения давали только заочное образование, всех их безболезненно перевели в головной вуз. Январь 2014 года . Уже упомянутый Махачкалинский филиал попал в список нуждающихся в реорганизации и оптимизации. Но руководители и учредители вуза посчитали, что не смогут устранить нарушения, и сами подали заявление об аннулировании лицензии на образовательную деятельность. Так же поступили и учредители Волжского филиала . За нарушения российского законодательства об образовании также лишили лицензий 12 учебных заведений Сибири , в том числе Ачинский, Барнаульский, Томский и Горно-Алтайский филиалы Современной гуманитарной академии . Причём лицензию, выданную Горно-Алтайскому отделению, уже на полгода приостанавливали в 2008 году . 27 февраля 2014 года . Рособрнадзор опубликовал очередной список вузов , которым запрещено вести образовательную деятельность. Почти половину списка составили филиалы Современной гуманитарной академии: 51 позиция из 126 . Интересно, что все эти региональные отделения, кроме Волжского и Петровского (причины отсутствия которых неясны), до сих пор обозначены на официальном сайте академии как работающие: приводятся ссылки на их страницы, ФИО директоров, адреса, e-mail и телефоны. Хотя получается, что с февраля 2014 года реально действующих филиалов у вуза не 140, а 94 . Причём лицензия Кировского отделения приостановлена с 2011 года .«Возникли серьёзные вопросы к работе этой академии»Май 2014 года . Внеплановая проверка дошла и до головного отделения Современной гуманитарной академии. Как было указано на её официальном сайте (новость по неизвестным причинам удалили), Рособрнадзор в образовательное учреждение пришёл с проверкой по четырём обращениям. Два выпускника жаловались на то, что им несвоевременно выдали дипломы («это нарушение было связано с введением с 1 января 2014 г. новых бланков документов об образовании и тем, что предприятия, уполномоченные на их печать, не успели своевременно направить бланки в образовательные учреждения, в том числе в СГА»). Ещё о двух заявителях известно лишь то, что они никогда не учились в академии и указали адреса, по которым никогда не жили, в том числе двухэтажную баню, находящуюся на реконструкции. Чем были недовольны эти люди, не уточняется. Вероятно, причиной внеплановой проверки вуза могло стать и то, что он официально отказался участвовать в обязательном (по закону об образовании) мониторинге эффективности высших учебных заведений. По мнению замминистра образования и науки Александра Климова , это противоречит действующему законодательству Российской Федерации. «Соответствующую информацию мы направили в Рособрнадзор и Генпрокуратуру РФ, чтобы получить правовую оценку таких заявлений», — сообщил он. Фото: АиФ / Александр Горбунов Какие именно нарушения обнаружил в академии Рособрнадзор, на сайте вуза не указано. Между тем, по словам главы ведомства , у них «возникли серьёзные вопросы к работе этой академии, качеству и условиям подготовки студентов». Среди этих вопросов — отсутствие необходимой материально-технической базы, например открытого стадиона. «Взамен, правда, у них было соглашение об использовании стадиона, принадлежавшего другой организации. Но данное соглашение о сетевом взаимодействии не соответствует законодательству: оно почему-то касалось только студентов из города Химки. А ни один из них, как показала проверка, на этот стадион не ходит», — пояснил в интервью «МК» Сергей Кравцов . Не оказалось в академии и должного количества лингафонных кабинетов со специализированным программным обеспечением: «Скажем, для будущих психологов в вузе должен быть компьютерный класс со специальным оборудованием, включая фиксирующее психологическую реакцию. Количество комплектов такого оборудования зависит от числа студентов. И если в Современной гуманитарной академии их должно быть 80, то нам смогли показать лишь 15». Нельзя сказать, что запрет принимать новых студентов был исключительно «бюрократически-стандартной мерой», как пишут на сайте академии . В мае - июне Рособрнадзор также проверял качество организации в учебных заведениях приёмной кампании 2014 года. В результате этой проверки вуз получил неудовлетворительные показатели по двум показателям из трёх . При этом Сергей Кравцов подчеркнул, что карательная мера Рособрнадзора не коснулась тех, кто уже учится в академии : «21 июля суд в административном порядке рассмотрит наш протокол по проверке этого вуза. И если он признает наличие невыполненных предписаний, можно будет поднимать вопрос о приостановлении лицензии. Но до тех пор — хочу это подчеркнуть — вуз продолжит учить студентов, принимать экзамены и т. д. Единственное, что он не может сейчас делать, — набирать новых студентов». «Масштабная кампания по дискредитации СГА в глазах общества»Если с претензиями Рособрнадзора академия не соглашалась, то распоряжение о запрете приёма студентов восприняла и вовсе в штыки. И немудрено: приёмная кампания в вузе была в самом разгаре. На момент 10 июля СГА уже успела принять 340 заявлений на очное обучение, 14 — на очно-заочное и 1497 — на заочное, а также зачислить 794 студентов-заочников в бакалавриат и 59 — в магистратуру. Особенно от учебного заведения досталось средствам массовой информации. Когда в СМИ начали появляться новостные сюжеты о запрете приёма абитуриентов в восьми вузах, в официальной группе академии «ВКонтакте»Сначала мы перечислим вузы, лишенные лицензии и/или аккредитации. Потом разберемся в понятиях. И в самом конце статьи суммируем все в памятках для школьника и студента. Узнавайте всю информацию о вузе до подачи документов Лишенные лицензии вузыСамая серьезная проблема вузов. Без лицензии они не имеют права вести образовательную деятельность. Обучение в таком учреждении не несет никакой ценности. Список вузов без лицензии:
Приостановлены лицензии: Списки постоянно обновляются: кто-то возвращает себе право обучать студентов, кто-то его теряет. Будьте осторожны! Некоторые недобросовестные вузы не сообщают об отзыве лицензии и продолжают принимать документы. Если лицензию отозвали во время учебного года, вы имеете право требовать перевода в другое учреждение с аналогичными условиями обучения. Вузы, лишенные аккредитацииТолько аккредитованные учреждения могут выдавать дипломы государственного образца. Вузы без аккредитации могут набирать студентов, вести учебный процесс. Но диплом вы получите установленного образца, который на рынке труда ценности не имеет. Также такие учреждения не имеют права предоставлять отсрочку от армии. Список вузов, которые недавно лишились аккредитации:
Спустя год после лишения аккредитации вуз может попытаться вернуть ее. Вуз может быть лишен аккредитации полностью или только по некоторым направлениям. Если статус потерян в течение учебного года, вы имеете право на перевод в другое учебное заведение на аналогичных условиях обучения. При этом можете выбрать другую специальность. Для перевода нужно написать заявление. Неэффективные вузыКаждый год Минобрнауки проводит мониторинг эффективности вузов. При проверке анализируется:
Если вуз отстает от нормы по четырем и более показателям, он признается неэффективным. На исправление ситуации у таких учреждений есть девять месяцев. Самым слабым вузам грозит реорганизация или лишение лицензии. Приведем список некоторых неэффективных вузов по результатам мониторинга за 2017 год. Неэффективные вузы:
В этот список могут попасть не только малоизвестные учебные заведения, но и топовые вузы страны. Это может быть связано, например, с их узкой направленностью. Кроме результатов мониторинга, посмотрите на рейтинг вуза, найдите отзывы студентов, изучите преподавательский состав. Реорганизованные вузыЧаще всего реорганизация вузов проводится с целью повышения качества образования. Наиболее слабые учебные заведения присоединяют к сильным. Происходит это только по взаимному согласию обеих сторон. Самые крупные процессы реорганизации за последние годы:
На самом деле реорганизация для студентов и абитуриентов несет только положительные изменения. У них появится возможность получить более качественное образование в сильном вузе. Студенты, которые обучались в учреждении в момент его присоединения, с их письменного согласия переходят в новый вуз. Памятка для абитуриентов
Памятка для студентов
Не спешите с выбором вуза. Проверьте несколько раз, все ли с ним в порядке. Тогда вам не придется тратить время зря. И помните, что из любой ситуации можно найти выход. фев. 21, 201308:56 pm - Гибель Платоновской академии в Афинах и завершение христианизации греческой философииВ 529 г. император Юстиниан издал закон, запрещавший язычникам, в числе прочего, заниматься преподавательской деятельностью – они должны были либо принять крещение, либо подвергнуться конфискации имущества и ссылке (Cod. Just. I. 5. 18. 4; I. 11. 10. 2). Иоанн Малала в своём историческом сочинении сообщает дополнительно, что тогда же в Афины был послан указ о запрете преподавания философии: «В консульство того же самого Декия василевс послал в Афины указ, приказав, чтобы никто не преподавал философию, не толковал законы и не устраивал игрального притона ни в одном из городов» (Хронография, кн. XVIII).
Итак, разочаровавшись в персах и их царе, афинские платоники уже к концу 532 г. вернулись в пределы Римской империи. Как сложилась их дальнейшая судьба? Прямых сведений об этом в источниках нет, но по крайней мере о двоих из них можно сделать обоснованные предположения. В «Греческой антологии» содержится несколько стихотворений под именем диадоха Дамаския, в том числе эпиграмма на надгробии девочки-рабыни. В начале ХХ в. это надгробие было найдено возле города Эмесы в Сирии. К счастью, оно оказалось датированным – 538 годом. Дамаский родился в Сирии, в окрестностях Дамаска. Разумно заключить, что по возвращении из своей персидской поездки в 532 г., будучи в преклонном возрасте (около 80 лет), он решил остаться в родных краях. Самым выдающимся из учеников Дамаския был Симпликий. После возвращения из Персии он написал обширную серию комментариев к Аристотелю (несколько тысяч страниц), входящих в число наиболее эрудированных античных сочинений на эту тему. При этом свои источники он обильно цитирует по оригиналам, а не по доксографической традиции, как было принято уже в течение многих столетий (например, он упоминает находившийся в его распоряжении экземпляр поэмы Парменида). Из этого следует, что Симпликий имел доступ к уникальной по богатству философской библиотеке. Наличие подобных библиотек в VI в. можно предполагать лишь в очень небольшом количестве мест, список которых ограничивается Константинополем, Александрией и Афинами. О проживании Симпликия в Константинополе в источниках нет никаких намёков, да и невозможно предположить, чтобы закоренелый язычник решил поселиться в самом средоточии христианских властей, преследованию которых он подвергался. Александрия тоже исключается на следующих основаниях. В своих сочинениях Симпликий яростно оспаривает с языческих позиций своего младшего современника, христианина Иоанна Филопона, всю жизнь прожившего в Александрии. При этом в комментарии на сочинение Аристотеля «О небе» он упоминает, что никогда не встречал Филопона лично. Живя в Александрии и занимаясь философией, Симпликий не мог бы не встречаться с Филопоном. Остаются Афины. Свидетельство о том, что после 532 г. Платоновская академия в Афинах возобновила свою работу, дошло до нас в составе сочинений Олимпиодора, возглавлявшего кафедру философии в Александрии в середине VI в. В своём комментарии к платоновскому диалогу «Алкивиад» он заявляет, что Платон не брал с учеников плату за обучение, будучи состоятельным человеком, «вот почему средства на содержание главы школы (диадохика) имеются по сей день, несмотря на происходящие многочисленные изъятия» (In Alc. 141.1-3). В том же комментарии Олимпиодор упоминает случай, имевший место в период, когда августалом Александрии был Гефест (т.е. в 546-551 гг.), причём из его слов понятно, что после этого случая прошло уже довольно много времени. На этом основании комментарий Олимпиодора к «Алкивиаду» вряд ли можно отнести ко времени раньше 560 г., из чего следует, что Платоновская академия в Афинах тогда ещё существовала и располагала собственными финансовыми средствами. Во времена Прокла диадохика составляла 1000 золотых солидов в год. Известно, что при Юстиниане риторы и грамматики в Карфагене получали в год 70 солидов. Отсюда видно, что даже с учётом конфискаций Академии должно было хватать средств, чтобы обеспечить по крайней мере безбедную жизнь её главы. Ни в одном из своих сочинений Симпликий не называется диадохом. Возможно, формально он не носил этого титула, будучи диадохом de facto и получая причитающиеся этой должности средства. Год его смерти неизвестен. Последние из его сочинений могли быть написаны в 560-х гг., когда ему должно было быть около семидесяти лет. Таким образом, нет никаких оснований исключать, что ремарка Олимпиодора относится именно к Симпликию. Но как же указ Юстиниана 529 г. о запрете язычникам преподавать? Необходимо учитывать, что принятие большинства позднеримских законов означало, по выражению одного из историков, немногим более того, что «злоупотребления, которые они были призваны устранить, известны центральному правительству». Прекрасной иллюстрацией этого тезиса служит судьба уже упоминавшегося александрийского философа Олимпиодора. От него сохранились 3 комментария к Платону (к «Алкивиаду», «Горгию» и «Федону») и 2 комментария к Аристотелю (к «Категориям» и «Метеорологике»), представляющие собой студенческие записи его лекций. Самый поздний датируемый из них – комментарий к «Метеорологике» – с определённостью датируется временем после 565 г. Из этих записей ясно, что Олимпиодор был язычником и не делал из этого никакой тайны. Например, в комментарии к «Горгию», объяснив богиню Геру аллегорически как воздух или разумную душу, Олимпиодор заявляет: «Вследствие этого вы не должны так поверхностно истолковывать учения, представляемые в виде мифа; на самом деле мы, со своей стороны, тоже прекрасно понимаем, что есть только одна первая причина, Бог, потому что множество первых причин невозможно» (In Gorg. 32.15-33.3). Далее он защищает язычников от обвинений в идолопоклонстве: «Не считайте, что философы воздают божественное поклонение камням или идолам. На самом деле, учитывая, что мы живём в чувственном мире, вследствие чего бестелесная и нематериальная сила для нас недостижима, идолы были изобретены как напоминание нам об этом виде бытия, чтобы мы, взирая на эти идолы и поклоняясь им, приводились бы тем самым к постижению бестелесных и нематериальных сил» (In Gorg. 246.7-12). В отличие от Афин, кафедра философии в Александрии была государственной и её глава получал содержание от городских властей. После антиязыческого указа Юстиниана 529 г. указы против язычников повторялись в 545-546 и 562 гг. И после всех этих указов, в середине 560-х гг., государственную кафедру философии в Александрии возглавлял открытый язычник, который позволял себе свободно отстаивать собственные взгляды перед своей преимущественно христианской аудиторией! На этом фоне продолжение существования Платоновской академии в Афинах в 560-х гг. выглядит полностью возможным. Александрия представляет также прекрасный пример того, что христианизация греческой философии имела преимущественно естественный, а не насильственный характер. Учеником и преемником Олимпиодора на философской кафедре был Элий, носивший почётный титул апоэпарха. От него сохранились пролегомены к философии Аристотеля, комментарий к «Категориям», комментарий к «Введению» Порфирия и несколько более мелких философских сочинений. Преемником Элия был Давид, обычно ложно отождествляемый со своим тёзкой – армянским богословом, жившим на век раньше. От Давида, именуемого в рукописях «боголюбивейшим и богомысленным философом», сохранились комментарии к «Аналитике» Аристотеля и «Введению» Порфирия. Судя по именам и титулам Элия и Давида, они оба были уже христианами. Однако записи их лекций свидетельствуют, что преподавать они продолжали во вполне традиционном духе, выражая идеи о вечности мира, божественности небесных тел, неразумных духах-мстителях, нимфах-долгожительницах и т.п., свойственные нехристианскому аристотелизму и платонизму. Можно предполагать, что такой же процесс постепенной естественной христианизации происходил и в Афинах, о чём к тому же есть свидетельства, о которых будет сказано далее. Следствием этого процесса должна была стать полная христианизация Платоновской академии, если бы её существование не было прервано, на этот раз окончательно, около 580 г. в ходе катастрофического разгрома Афин вторгшимися в пределы империи славянами:
Современные этим событиям историки ничего не сообщают о судьбе конкретно Афин, но их молчание компенсируется красноречивыми свидетельствами археологии:
Именно в районе южного склона Акрополя, подвергшемся в числе прочих славянскому разгрому, и располагалась в V-VI вв. Платоновская академия. Её первоначальное здание, находившееся на расстоянии мили к северу от городских стен Афин, было ещё в 86 г. до Р.Х. разрушено Суллой. Примерно с 400 г. Академия размещалась в доме, специально для неё построенном диадохом Плутархом. Его местонахождение описывает Марин в Житии Прокла: «…Этот дом, где жил и он, и родитель его Сириан, и прародитель (так он выразился) Плутарх, расположен был очень удобно по соседству с храмом Асклепия, прославленным у Софокла, и с храмом Диониса, что возле театра, на виду и во всяческой близости к акрополю самой Афины». В 1960-х гг. греческими археологами были обнаружены остатки здания, соответствующие этому описанию. Среди находок оказался бюст философа – вероятно, Прокла или кого-то другого из диадохов. Таким образом, афинская Платоновская академия, сумевшая пережить гонения христианских имперских властей, погибла от рук язычников. О том, что уровень философского образования в Афинах накануне их разгрома славянами продолжал оставаться весьма высоким, свидетельствует пример последнего родившегося в этом городе философа – Стефана Афинского или Александрийского, закончившего свою карьеру главой кафедры философии в Константинопольском университете. Самое раннее событие из биографии Стефана упоминается в «Церковной истории» Дионисия Тельмарского и относится к 581 г., когда в Александрию прибыл монофизитский патриарх Антиохии Пётр. Сопровождавшие его учёные богословы вступили там в спор с софистом Стефаном, который раньше был монофизитом, но затем стал распространять противоречившее их взглядам учение и был изгнан из монофизитской церкви. Иоанн Мосх (умер в 622 г.) в «Луге духовном» («Синайском патерике») рассказывает, как он и его друг софист Софроний во время своего первого пребывания в Александрии между 581 и 584 гг. посещали уроки софиста и философа Стефана, которые тот давал в пристройке к церкви Богородицы, именуемой Дорофея, построенной Евлогием (православный патриарх Александрии в 581-608 гг.): «Азъ же и господь мой Софроний идохове въ домъ философа Стефана да пребудемъ: бе же пладьнуя. Живяше же идуще къ Святей Богородици, юже съзьда блажены папа Еулогий на въстокы великаго Тетрафола» (Слово 99). Из философских сочинений Стефана сохранились комментарии к «Об истолковании» и 3-й книге «О душе» Аристотеля и к «Введению» Порфирия. Ему также принадлежат комментарии к «Прогностикону» и «Афоризмам» Гиппократа и «Терапевтике к Главкону» Галена и несколько трактатов на частные медицинские темы. О том, что Стефан занимался математикой и астрономией, свидетельствует написанное им введение к малому комментарию Теона Александрийского к «Таблицам» Птолемея. Ему также приписывается ряд астрологических и алхимических трактатов. В заголовках ряда рукописей Стефан называется уроженцем Афин, что также косвенно подтверждается его собственными сочинениями. Примерное время его рождения – 550-555 гг. В Афинах же, по-видимому, он получил в 560-570-х гг. и своё первое образование. Трудно сказать, застал ли он в живых Симпликия, но, во всяком случае, учиться у его учеников он мог вполне. В 581 г. мы находим его уже в Александрии. Вряд ли его переезд туда не был никак связан со славянской угрозой Афинам, возникшей в конце 570-х гг. Круг интересов и некоторые черты сочинений Стефана свидетельствуют, что в Александрии он сблизился с последователями Иоанна Филопона. Это объясняет, почему он, родившись, по всей видимости, в христианской православной афинской семье, на некоторое время примкнул в Александрии к монофизитству. Обнаружив логические несообразности в учении монофизитов, он вступил с ними в спор, был отлучён от их церкви и вернулся к халкидонитам. Философский дар Стефана был замечен православным патриархом Александрии Евлогием, который предоставил ему место для проживания и преподавания в пристройке к церкви Богородицы, где его уроки, в числе прочих, посещали Иоанн Мосх и софист Софроний. Во введении к комментарию Теона Стефан именует себя «великим философом из Александрии» и упоминает о своём преподавании mathemata в Константинополе при императоре Гераклии (610-641 гг.). Введение датировано 9-м годом правления Гераклия, т.е. сентябрём 618 г. – августом 619 г. В своей переработке сочинения Теона, написанного в Александрии, Стефан приспособил его данные к константинопольским реалиям, использовав таблицы для климáта Визáнтия, употребив юлианские месяцы и описав метод вычисления даты Пасхи. Армянский учёный Анания Ширакаци (610-685 гг.) в своей автобиографии рассказывает, что его учитель Тихик около 612-613 г. приехал в Константинополь, «где он встретил знаменитого человека, учителя из Афин, города философов, который преподавал философам этого города». Этим афинским философом несомненно был Стефан. По всей видимости, он был приглашён в Константинополь из Александрии возглавить кафедру философии в Императорском университете, восстановленном Гераклием после свержения в 610 г. узурпатора Фоки. Об этих событиях упоминается в диалоге Философии и Истории, открывающем «Историю» Феофилакта Симокатты (ок. 630 г.):
Одно из сохранившихся философских сочинений Стефана – комментарий к «Введению» Порфирия (его автор ранее именовался Псевдо-Элием или Псевдо-Давидом) представляет собой традиционную для александрийской философской школы запись лекций (praxeis), сделанную со слуха (apo phones) студентами уже во время его преподавания в Константинополе. Примечательно, что в своих философских комментариях Стефан, как и его христианские предшественники Элий и Давид, без каких-либо опровержений выражает противоречащие христианству традиционные философские идеи, включая вечность мира («согласно Аристотелю»), пятый элемент («как говорят некоторые»), предсуществование человеческих душ и бесстрастность разумных небесных тел. Из рассказа Анании Ширакаци о своём учителе Тихике, учившемся у Стефана, можно заключить, что Стефан умер ещё при жизни императора Гераклия (т.е. до 641 г.) и константинопольского патриарха Сергия (т.е. до 638 г.). Таким образом, он не дожил до захвата арабами в 641 г. Александрии, положившего конец существованию её философской школы. В истории греческой философии поздней античности и раннего средневековья Стефан представляет собой одну из наиболее показательных переходных фигур. Родившийся и получивший начальное образование в Афинах, достигший философской зрелости и славы в Александрии, он пережил гибель философской школы первых и немного не дожил до гибели философской школы второй. Его переезд в Константинополь знаменовал окончательное прекращение этого города в центр греческой учёности, а его деятельное и несомненно искреннее участие в богословских спорах знаменовало окончательную христианизацию греческой мысли. Вспомним, что крупнейший греческий философ VII в. Максим Исповедник родился и получил образование в Константинополе и до своего монашеского пострижения в 630 г. служил секретарём у императора Гераклия, т.е. вряд ли мог избежать ученичества у Стефана. В течение VII в. записи философских лекций (их последним по времени известным образцом является комментарий Стефана к «Введению» Порфирия) полностью вытесняются в качестве основного жанра греческой философской литературы логическим компендиумом или сборником философских определений с примерами. Здесь Стефан вновь оказывается связующим звеном, потому что ряд его логических формулировок был включён в конце седьмого столетия в антимонофизитский сборник «Учение отцов о воплощении Слова». Самым же знаменитым образцом подобного логического компендиума является «Диалектика» Иоанна Дамаскина, опирающаяся, в числе прочего, на традиции александрийского аристотелизма, включая комментарии Стефана. Список использованной литературы: Cameron, Alan. La Fin de l’Académie // Le Néoplatonisme. Paris, 1971 The Last Days of the Academy at Athens // Cameron, Alan. Literature and Society in the Early Byzantine World. Variorum Reprints. L., 1985 Thompson, Homer A. Athenian Twilight: A.D. 267-600 // The Journal of Roman Studies. Vol. XLIX, 1959. Parts I & II Frantz, Alison. From Paganism to Christianity in the Temples of Athens // Dumbarton Oaks Papers. No. 19. 1965 Metcalf, D.M. The Slavonic Threat to Greece circa 580: Some Evidence from Athens // Hesperia. Journal of the American School of Classical Studies at Athens. Vol. XXI, No. 2. April-June 1962 Westerink, L.G., Segonds, A.Ph., Trouillard, J. Prolégomènes à la philosophie de Platon. Paris, 1990 Wolska-Conus, W. Stéphanos d’Athènes et Stéphanos d’Alexandrie. Essai d’identification et de biographie // Revue des études byzantines. No. 47. 1989 Roueché, Mossman. Byzantine Philosophical Texts of the Seventh Century // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 23. Band. 1974 Roueché, Mossman. A Middle Byzantine Handbook of Logic Terminology // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 29. Band. 1980 |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Печенье "мазурка" с грецкими орехами и изюмом Ингредиенты для крема
- Готовим лазанью с фаршем
- Калорийность скумбрии запеченной в фольге в духовке Скумбрия в духовке калорийность на 100 грамм
- Маш в мультиварке Приготовление маша в мультиварке
- Варим повидло из красной смородины на зиму – рецепт приготовления смородинового повидла в домашних условиях
- К чему сильно чешется правое или левое запястье
- Вычисления пифагора по дате рождения
- Гадание «Вернется ли он ко мне
- К чему снится наряженная елка осенью
- Гадания на суженого на картах