Главная - Планирование
Презентация - закономерности наследования - моногибридное скрещивание. Презентация на тему "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем" Основные понятия генетики

Слайд 1

Моногибридное скрещивание

Слайд 2

Повторение. Дайте определение следующим терминам:

Генетика Гены Наследственность Изменчивость Генотип Фенотип Доминантный признак Рецессивный признак

Слайд 3

Проверь себя:

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства Изменчивость – способность организма приобретать новые признаки Генотип - совокупность всех генов организма, которые он получает от родителей. Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма. Доминантный признак – проявляется в первом поколении. Рецессивный признак – подавляется действием доминантного, находится в скрытом состоянии.

Слайд 4

Новые понятия:

Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и последующий анализ характера наследования этих признаков у потомства Моногибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга лишь по одному признаку Чистые линии – генотипически однородное потомство, гомозиготное по большинству генов Аллельные гены – гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака Альтернативные признаки – противоположные (красный – белый; высокий – низкий) Гомологичные хромосомы – парные, одинаковые Гомозигота – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена Гетерозигота - организм, содержащий два разных аллельных гена

Слайд 5

Моногибридным называется скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных (взаимоисключающих) признаков.

Слайд 6

Гибридологический метод.

В середине-конце 19-го столетия чешский учёный Г. Мендель занимался тем, что скрещивал между собой различные сорта гороха. Так были заложены основы того, что мы сейчас называем гибридологическим методом изучения наследственности. Самый простой тип скрещивания – это моногибридное скрещивание. В этом случае анализ проводится по паре взаимоисключающих (аллельных) признаков. Т.е. скрещиваются организмы, отличающиеся одним признаком, например, цветом.

Слайд 7

Альтернативные признаки

Слайд 8

P – родительское поколение F1 - первое поколение потомков F2 – второе поколение потомков A – ген, отвечающий за доминантный признак а – ген, отвечающий за рецессивный признак ♀ - женская особь ♂ - мужская особь АА – гомозигота по доминантному гену аа – гомозигота по рецессивному гену Аа - гетерозигота

Слайд 9

Первый закон Менделя (правило единообразия первого поколения)

– при скрещивании двух гомозиготных организмов (чистых линий), отличающихся друг от друга одним признаком, в первом поколении проявляется признак только одного из родительских организмов. Этот признак называется доминантным, а поколение по данному признаку будет единообразным

Слайд 10

АА А генотип фенотип Единообразие F1 Чистая линия

Слайд 11

Слайд 12

доминантный признак

рецессивный признак

гомозиготные организмы

Слайд 13

х А А а а ГАМЕТЫ Р(родители)

F1 (первое поколение потомков)

Слайд 14

Второй закон Менделя (закон расщепления)

– при скрещивании между собой особей первого поколения во втором поколении наблюдается расщепление признаков в отношении 3:1 (3ч доминантных и 1ч рецессивных)

Слайд 15

Слайд 16

F2 (второе поколение потомков)

АА Аа Аа аа

Расщепление по фенотипу - 1:3 Расщепление по генотипу - 1:2:1

Слайд 17

Анализирующее скрещивание.

Анализирующее скрещивание – один из основных методов, позволяющих установить генотип особи, по этой причине оно широко используется в генетике и селекции. Случается, селекционеру надо выяснить генотип неизвестной особи – гомозигота это или гетерозигота. В этих случаях проводят анализирующее скрещивание. Скрещивают организм неизвестного генотипа с организмом, гомозиготным по рецессивному аллелю. Рыжий теленок может быть по генотипу гомозиготой или гетерозиготой (рыжий цвет доминирует над белым). Для установления генотипа этого быка его скрещивают с коровой, гомозиготной по рецессивному аллелю, т.е. проводится анализирующее скрещивание. Если все телята при этом скрещивании будут рыжими, то бык гомозигота по доминантному аллелю; если в потомстве появляются и белые, и рыжие телята, то бык – гетерозигота. Для улучшения стада используются чистопородные животные, которые по генотипу являются гомозиготами (передают свои ценные качества потомству). Таким образом, становится понятным, почему определение генотипа является важным для фермера.

Слайд 18

НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ

Ситуация, в которой ни один ГЕН не является ДОМИНИРУЮЩИМ. В результате в организме наблюдается влияние обоих генов. Например, растение с генами красных и белых цветков может цвести розовыми.

Далеко не всегда гетерозиготные организмы по фенотипу точно соответствуют родителю, гомозиготному по доминантному гену. Случаи, когда гетерозиготные потомки имеют промежуточный фенотип, называют неполным доминированием. Неполное доминирование ни в коей степени не отменяет закон расщепления, но при неполном доминировании в потомстве гибрида (F2) расщепление по фенотипу и генотипу совпадает, поскольку гетерозиготные особи (Аа) отличаются по внешнему виду от гомозигот (АА). Неполное доминирование или, как еще говорят, промежуточное проявление признака широко распространено в природе. Причины, приводящие к доминированию одного аллеля над другим, до сих пор еще не ясны. Однако ясно, что это не только следствие свойств гена, но и результат действия внешних условий, которые могут повлиять на степень доминирования.

Разделы: Биология , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока : восприятие, осознание нового материала, закрепление

Задачи :

  • объяснить, что возникновение генетики было вызвано реальными потребностями человеческого общества;
  • возобновить в памяти учащихся знания о важнейших свойствах всего живого – наследственности и изменчивости;
  • охарактеризовать работы австрийского ученого Г.Менделя; показать практическое значение генетики
  • опираясь на знания учащихся сформировать знания о моногибридном скрещивании, законе единообразия гибридов первого поколения и законе расщепления признаков;

Методы :

  1. Словесные: беседа, рассказ;
  2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО;
  3. Практические : решение задач.

Средства обучения :

  1. Основные:
    А) Знаковые (рисунки, схемы – конспекты);
    Б) Вербальные (тесты, инструкции, слово, учебник).
  2. Вспомогательные: ТСО.

Оборудование : опорная схема-конспект «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание».

План урока

  1. Предмет и основные понятия генетики.
  2. У истоков генетики.
  3. Цитологические основы моногибридного скрещивания.
  4. Отработка практических навыков решения задач.

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Здравствуйте. Меня зовут А.Н. Сегодня урок биологии проведу у вас я. Давайте проверим как вы готовы к уроку. У вас на столах должно быть: учебник, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Кто отсутствует сегодня в классе? Молодцы!

II. Постановка темы, учебной цели и мотивация.

Наш урок я хотела бы начать с высказываний великих людей. В конце урока я хотела бы, чтобы каждый из вас выбрал себе одно из них в качестве своего девиза по сегодняшнему уроку.

Великие люди говорили (работа по цепочке – читают высказывания):

Тема нашего урока: Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Сегодня на уроке мы : Возобновим в памяти знания о науке генетике, о закономерностях наследования и о моногибридном скрещивании.

– Скажите мне, пожалуйста, а какие задачи мы поставим себе на урок, исходя из плана, приведенного на доске (ДЕТИ сами формулируют задачи)

– Правильно, мы попытаемся возобновить в памяти знания о важнейших свойствах всего живого – наследственности и изменчивости; охарактеризуем работы австрийского ученого Г.Менделя, сформируем у себя знания о моногибридном скрещивании.

– Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация)

(Чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор)

III. Изучение нового материала

1. Предмет и основные понятия генетики

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что объединяет эти рисунки?

(Правильно, потомство похоже на родительские особи)

СЛАЙД 4 Рис. растений, животных

На протяжении всей истории своего существования человечество всегда интересовал вопрос о причинах сходства детей и родителей.

Почему подобное рождает подобное?

«Как он похож на своего отца!» – восклицают родственники, придя на день рождения и глядя на выросшего юношу. В голубых глазах родителей светится гордость за подрастающее поколение, а виновник торжества, невинно моргая такими же голубыми глазами, незаметно съедает приготовленные для гостей конфеты.

Мы наследуем от своих родителей не только цвет глаз и волос, форму носа и группу крови. Мы наследуем черты темперамента и особенности движений, склонность к изучению языков и способность к математике. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.

Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом как две стороны одной медали.

– Какая наука занимается изучением этих свойств?

ГЕНЕТИКА. Запишите в конспект определение генетики.

А что такое наследственность, по вашему мнению?

(НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению)

Не забываем записывать к себе конспект определения, которые мы даем.

– А что же такое изменчивость?

(ИЗМЕНЧИВОСТЬ – способность живых организмов существовать в различных формах, т.е. приобретать в процессе индивидуального развития признаки, отличные от качеств других особей того же вида)

Наследственность обеспечивает материальную и функциональную преемственность между поколениями, сохраняя определенный порядок в природе. Основными структурами, которые обеспечивают материальную основу наследственности, являются хромосомы. Строго говоря, мы наследуем не свойства, а генетическую информацию. Материальная преемственность между поколениями в сходстве родителей и потомков по морфолог, биолог, анатомич признакам. А функциональная преемственность заключается в сходстве инстинктов в поведении родителей и потомков.

Что служит элементарной структурной единицей наследственности? (ГЕН)

– А что такое ген? (Участок ДНК, содержащий информацию о структуре одного белка)

А что такое генотип? (Это сумма всех генов организма, т.е. совокупность всех наследственных задатков).

– Хорошо, молодцы!

– А что, по-вашему, называется фенотипом?

(ФЕНОТИП – совокупность свойств и признаков организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа особи и окружающей среды)

Запишите термины к себе в конспект.

ПО СЛАЙДУ: Реализация наследственной информации находится под постоянным давлением факторов окружающей среды. Однако следует отметить, что существуют признаки, проявление которых не зависит от влияния внешней среды. Где бы мы ни жили: на севере или юге, как бы нас ни кормили в детстве и какими бы болезнями мы не болели, группа крови, с которой мы родились, останется неизменной на протяжении всей жизни.

2. У истоков генетики (1 вариант)

– А вот кто был основоположником генетики мы узнаем из сообщения, которое приготовил(а) ________________________

(СООБЩЕНИЕ):

Основные закономерности наследования признаков впервые были описаны во второй половине 19 века австрийским ученым Г.Менделем. Мендель не был первым ученым, который пытался ответить на вопрос: как передаются из поколения в поколение свойства и признаки? Но именно он смог обнаружить закономерности в передаче признаков от поколения к поколению. Английский генетик Шарлотта Ауэрбах сказала: «Успех работы Менделя по сравнению с исследованиями его предшественников объясняется тем, что он обладал двумя существенными качествами, необходимыми для ученого: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы». К основным особенностям работы Менделя, которые позволили ему добиться успеха относят:

  1. В качестве экспериментальных растений Мендель использовал разные сорта посевного гороха, поэтому потомство, получаемое в таких внутривидовых скрещиваниях, было плодовито;
  2. Горох – самоопыляющееся растение;
  3. Горох неприхотлив и имеет высокую плодовитость;
  4. В качестве экспериментальных признаков Мендель выбрал простые качественные альтернативные признаки по типу «или-или» (цветки пурпурные или белые, семена желтые или зеленые);
  5. При обработке получаемых данных Мендель вел строгий математический учет фенотипов всех растений и семян.

В течение восьми лет Мендель экспериментировал с 22 сортами гороха, которые отличались друг от друга по семи признакам. За это время он получил в общей сложности более 10 тысяч растений. Скрещивая различные организмы и исследуя получаемое потомство, Мендель, по сути, разработал основной и специфический метод генетики. Гибридологический метод – это система скрещиваний в ряду поколений, дающая возможность при половом размножении анализировать наследование отдельных свойств и признаков организмов, а также обнаруживать возникновение наследственных изменений.

Результаты своих экспериментов Г. Мендель представил в 1865 году на заседании Общества естествоиспытателей и изложил в статье «Опыты над растительными гибридами». Но современники Менделя работы не оценили. Весной 1900 года три ботаника – Г. Де Фриз в Голландии, К. Чермак в Австрии и К. Коренс в Германии – независимо друг от друга, на совершенно разных объектах, открыли важную закономерность наследования признаков в потомстве гибридов. Но оказалось, что они просто «переоткрыли» закономерности наследования, рассмотренные Г. Менделем в 1865 году. Тем не менее официальной датой рождения генетики считается все-таки 1900 год.

2. У истоков генетики (2 вариант)

С целью определения основоположника генетики и его вклада проведем самостоятельную работу

– Откройте учебник параграф 3.10. стр. 138-139. Прочитайте пункт «У истоков генетики» и ответьте устно на вопросы, приведенные на этом слайде.

Итак, на работу вам отводится 3 минуты.

Проверка самостоятельной работы

МОЛОДЦЫ! Вы хорошо справились с этой работой!

3. Цитологические основы моногибридного скрещивания

– Подробно рассмотрим моногибридное скрещивание. РИС. 67 стр. 141

Классическим примером моногибридного скрещивания является скрещивание растений гороха, имеющих желтые и зеленые семена.

СЛАЙД 10

При скрещивании сорта гороха, имеющего желтые семена, с растением, имеющим зеленые семена, все потомство первого поколения получилось с желтыми семенами. При скрещивании растений гороха с морщинистыми и гладким семенами все потомство оказалось с гладкими семенами. Обнаруженная Г. Менделем закономерность получила название правила единообразия гибридов первого поколения, или закона доминирования (1 закон Менделя).

Признак, который проявляется в первом поколении, получил название доминантного (желтая окраска, гладкая поверхность), а признак непроявившийся (подавленный признак) – рецессивного (зеленая окраска, морщинистая поверхность). Мендель для записи результатов скрещивания ввел генетическую символику: (Я ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ, А ВЫ К СЕБЕ В КОНСПЕКТ)

  • P – (от лат. Парента – родители) – родительское поколение
  • F1 – (от лат. Филии – дети) – гибриды первого поколения
  • F2 – гибриды второго поколения
  • ♀ – зеркало Венеры – женская особь
  • ♂– копье Марса – мужская особь
  • Х – знак скрещивания
  • А – доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян
  • а – рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску. Запишите символику в конспект.

Составляя схему скрещивания, необходимо помнить, что каждая соматическая клетка имеет диплоидный набор хромосом. Все хромосомы парны. Гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом, называют аллельными.

В зиготе всегда два аллельных гена, и генотипическую формулу по любому признаку необходимо записывать двумя буквами. Если какая-либо пара аллелей представлена двумя доминантными (АА) или двумя рецессивными (аа) генами, такой организм называется гомозиготным. Если в одной и той же аллели один ген доминантный, а другой рецессивный, то такой организм называют гетерозиготным (Аа)

Генетическая запись осуществляется следующим образом:

Запишите эту задачу за мной. Я на доске.

Глядя на запись решения задачи, какой вывод мы можем сделать:

ВЫВОД : При скрещивании двух гомозиготных организмов все гибриды первого поколения окажутся единообразными как по фенотипу, так и по генотипу, и будут нести в генотипе признаки обоих родителей.

Затем Г. Мендель провел скрещивание гибридов первого поколения между собой и вот, что у него получилось можно увидеть на рисунке.

Эта закономерность получила название правила расщепления гибридов второго поколения, или 2 закона Менделя, который формулируется так: При скрещивании двух гетерозиготных особей (гибридов Аа), имеющих пару альтернативных вариантов одного признака, в потомстве происходит расщепление по этому признаку в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу

Запись скрещивания можно производить еще одним способом, с использованием так называемой решетки Пеннета, которую предложил английский генетик Пеннет. Принцип построения решетки прост: по горизонтали линии вверху записывают гаметы женской особи, а по вертикали слева – гаметы мужской особи, и на пересечении вертикальных и горизонтальных строк определяют генотип и фенотип потомков.

Запись на доске:

ФИЗМИНУТКА

IV. Отработка практических навыков решения задач

Задача 1.

Задача 2.

Задача 3.

Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Самостоятельная работа по вариантам:

Задача. Определите генотип потомства от скрещивания:

Дано:
АА х аа
Дано:
Аа Х Аа
F1 - ? F1 - ?
Дано:
ВВ х вв

Дано:
Вв х Вв
F1 -?
F1 - ?
Дано:
СС х сс


Дано:
Сс х Сс
F1 - ? F1 - ?
Дано:
DD x dd

Дано:
Dd x Dd
F1 - ? F1 - ?
Дано:
FF x ff


Дано:
Ff x Ff
F1 - ? F1 - ?
Дано:
GG x gg


Дано:
Gg x Gg
F1 - ? F1 - ?
Дано:
RR x rr


Дано:
Rr x Rr
F1 - ? F1 - ?
Дано:
ZZ x zz


Дано:
Zz x Zz
F1 - ? F1 - ?
Дано:
VV x vv


Дано:
Vv x Vv
F1 - ? F1 - ?

V. Закрепление:

  • Что такое генетика?
  • Что изучает генетика?
  • Кто является основоположником генетики?
  • Как звучит I закон Менделя?
  • В суть II закона Менделя?
СЛАЙД 16

VI. Подведение итогов урока

– С какой темой урока мы сегодня познакомились?

Я бы хотела вернуться к началу урока. Когда мы читали с вами высказывания великих людей. Подумайте и ответьте, какое из этих высказываний вы бы взяли себе за девиз урока и почему?

VII. Домашнее задание.

П. 3.10-3.11. Решите дома задачи, которые я вам раздала.

Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Спасибо за вашу активность! Оценки за урок –

Желаю удачи!

РЕЗЕРВ: Задача. При скрещивании гетерозиготных красноплодных томатов с желтоплодными получено 352 растения, имеющих красные плоды. Остальные растения имели желтые плоды. Определите, сколько растений имело желтую окраску?

Cлайд 1

Cлайд 2

На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, при моногибридном скрещивании Научиться использовать генетическую символику при решении задач

Cлайд 3

Давайте вспомним: Что служит предметом изучения генетики? Что такое наследственность? Что такое изменчивость? Что является материальными носителями наследственности? Где расположены аллельные гены? Как распределяются аллельные гены при мейозе? Какую роль выполняют гаметы? Почему дети наследуют одни признаки от отца, другие от – матери? Какая разница между гомозиготой и гетерозиготой? Отчего зависит фенотип?

Cлайд 4

1865 год. Грегор Мендель. «Опыты над растительными гибридами». 1900 год. Г. де Фриз, К. Корренс, Э.Чермак - независимо друг от друга переоткрыли законы Г. Менделя.

Cлайд 5

Почему Г. Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные? (1822 – 1884гг.)

Cлайд 6

Преимущества гороха огородного как объекта для опытов: Легко выращивать, имеет короткий период развития Имеет многочисленное потомство Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков Самоопыляющееся растение Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды плодовиты

Cлайд 7

Cлайд 8

Альтернативные признаки гороха, заинтересовавшие Г. Менделя: Признаки доминантный рецессивный Окраска венчика Окраска бобов Рост Окраска семени Поверхность семени Форма бобов Расположение цветков красная зелёная высокий жёлтая гладкая простая пазушное белая жёлтая низкий зелёная морщинистая членистая верхушечное

Cлайд 9

Гибридологический метод – основной метод исследования Скрещивание (гибридизация) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам Анализ характера проявления этих признаков у потомков (гибридов) P F1 F2 Высокий рост низкий высокие высокое низкое

Cлайд 10

При проведении опытов Мендель: Использовал чистые линии Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами Наблюдал за наследованием малого количества признаков Вёл строгий количественный учёт потомков Ввёл буквенные обозначения наследственных факторов Предложил парность определения каждого признака

Cлайд 11

Условные обозначения: P – родительские организмы F – гибридное потомство F1,F2,F3 - гибриды I, II, III поколений G – гаметы ♀- женский пол ♂ - мужской пол X – знак скрещивания А, В – неаллельные доминантные гены а, в – неаллельные рецессивные гены

Cлайд 12

Моногибридное скрещивание Скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков X P P высокий рост низкий рост жёлтые семена зелёные семена

Cлайд 13

I закон Менделя - закон доминирования, единообразия гибридов первого поколения: При скрещивании двух гомозиготных организмов отличающихся друг от друга одним признаком, всё первое поколение будет нести признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным P F1 X По фенотипу: единообразно ♀ ♂

Cлайд 14

II закон Менделя - закон расщепления: При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют ¼ от всего числа потомков второго поколения При скрещивании двух потомков (F2 P от F1 3: 1 Расщепление по фенотипу:

Cлайд 15

Гипотеза чистоты гамет: При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак А А АА аа а а P G X ♀ ♂

Cлайд 16

Цитологические основы моногибридного скрещивания: Аа Аа А Аа Аа Аа Аа АА АА А А А аа а а а а аа F2 P G F1 Расщепление по фенотипу 3: 1; по генотипу 1: 2: 1 Решётка Пеннета X ♀ ♂ G

Cлайд 17

Решите задачу: Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминирует? Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого (F1) и второго (F2) поколений? Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации? P F1 F2

Cлайд 18

Решение: А – высокий рост а – низкий рост Р ♀АА x ♂аа высокий рост низкий рост G А а F1 Аа высокий рост P от F1 ♀Аа x ♂Аа высокий рост высокий рост G А, а А, а F2 АА Аа Аа аа высокий рост низкий рост По фенотипу 3: 1 по генотипу 1: 2: 1

Cлайд 19

Генетические закономерности: Закон доминирования (единообразия F1) – гибриды F1 все высокого роста, поэтому высокий рост – доминантен Закон расщепления – ¼ потомков F2 по фенотипу и генотипу имеет низкий рост (рецессивный признак) Гипотеза чистоты гамет – каждая гамета несёт только один из аллельных генов высоты растения
  • Что служит предметом изучения генетики?
  • Что такое наследственность?
  • Что такое изменчивость?
  • Что является материальным носителем наследственности?
  • Где расположены аллельные гены?

1865 год. Грегор Мендель.

«Опыты над растительными

гибридами».

1900 год. Г. де Фриз, К. Корренс, Э.Чермак - независимо друг от друга подтвердили законы Г. Менделя.


Почему же Г. Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

(1822 – 1884гг.)


Преимущества гороха огородного как объекта для опытов:

  • Легко выращивать, имеет короткий период развития
  • Имеет многочисленное потомство
  • Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков
  • Самоопыляющееся растение
  • Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды плодовиты

Альтернативные признаки гороха, заинтересовавшие Г. Менделя:

Признаки

доминантный

  • Окраска венчика
  • Окраска бобов
  • Окраска семени
  • Поверхность семени
  • Форма бобов
  • Расположение цветков

рецессивный

пазушное

морщинистая

членистая

верхушечное


Гибридологический метод – основной метод исследования

  • Скрещивание (гибридизация) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам
  • Анализ характера проявления этих признаков у потомков (гибридов)

высокое

низкое

F 1

высокие

F 2

высокий рост низкий


  • Использовал чистые линии
  • Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами
  • Наблюдал за наследованием малого количества признаков
  • Вёл строгий количественный учёт потомков
  • Ввёл буквенные обозначения наследственных факторов
  • Предложил парность определения каждого признака

Почему дети наследуют одни признаки от отца, другие от – матери?

Как распределяются аллельные гены при мейозе?


  • P – родительские организмы
  • F – гибридное потомство
  • F 1 , F 2 , F 3 - гибриды I , II , III поколений
  • G – гаметы
  • - женский пол
  • - мужской пол
  • X – знак скрещивания
  • А, В – неаллельные доминантные гены
  • а, в – неаллельные рецессивные гены

  • Скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков


I закон Менделя -

  • При скрещивании гомозиготных организмов отличающихся по одному признаку, всё первое поколение будет нести признак одного из родителей, и будет единообразным

F 1

По фенотипу : единообразно


I закон Менделя - закон доминирования, единообразия гибридов первого поколения:

F 1

По фенотипу : единообразно

- Доминантный признак

- Рецессивный признак


II закон Менделя - закон расщепления:

  • При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют ¼ от всего числа потомков второго поколения
  • При скрещивании двух потомков (

P от F 1

F 2

3 : 1

Расщепление по фенотипу:


Гипотеза чистоты гамет:

  • При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак

Цитологические основы моногибридного скрещивания:

F 1

F 2

Решётка Пеннета

Расщепление по фенотипу 3: 1; по генотипу 1: 2: 1


Определите:

  • Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминирует?
  • Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого ( F 1 ) и второго (F 2 ) поколений?
  • Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

F 1

F 2


Решение:

  • А – высокий рост а – низкий рост
  • Р АА x аа

высокий рост низкий рост

G А а

F 1 Аа

высокий рост

P от F 1 Аа x Аа

высокий рост высокий рост

G А, а А, а

F 2 АА Аа Аа аа

высокий рост низкий рост

По фенотипу 3: 1 по генотипу 1: 2: 1


Генетические закономерности:

  • Закон доминирования (единообразия F 1 )

гибриды F 1 все высокого роста, поэтому высокий рост – доминантен

  • Закон расщепления

¼ потомков F 2 по фенотипу и генотипу имеет низкий рост (рецессивный признак)

  • Гипотеза чистоты гамет

каждая гамета несёт только один из аллельных генов высоты растения


  • Доминирование – явление преобладания признака
  • Доминантный признак - преобладающий признак, появляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий
  • Расщепление – явление, при котором часть особей несёт доминантный, а часть - рецессивный признак
  • Рецессивный признак – подавляемый признак
  • Аллельные гены – гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, отвечающие за развитие одного признака
  • Гомозигота – организм, в генотипе которого одинаковые аллельные гены
  • Гетерозигота – организм, в генотипе которого разные аллельные гены
  • Гибридизация - скрещивание
  • Гибриды – потомки от скрещивания

Решите задачу:

Известно, что у кролика чёрная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента, белая шерсть и красные глаза). Какая окраска шерсти будет у гибридов первого поколения, полученного в скрещивания гетерозиготного чёрного кролика с альбиносом?


Ответьте на вопросы:

  • Обозначь буквами генотип:

а) рецессивная гомозигота - …..

б) доминантная гомозигота - …..

в) гетерозигота - …..

  • Какой закон отражает запись:

Р ♀ простые бобы X вздутые бобы

F 1 простые бобы (100%)

  • Как называется признак у гибридов F 1 ?
  • Какой закон отражает запись:

Р от F 1 ♀ простые бобы X простые бобы

F 2 простые (75%) : вздутые (25%)

5. Как называется признак у 25% потомков F 2 ?


Проверь себя:

2. Закон доминирования или

Закон единообразия гибридов F 1

3. Доминантный признак

4. Закон расщепления

5. Рецессивный признак

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Презентацию подготовила учитель биологии МБОУ «Кадетская школа №14» г. Чебоксары Чувашской республики Путякова Констанция Вячеславовна

В 1856 г. Г.Мендель опубликовал статью, заложившую основы современный генетики. Термин «генетика» был предложен английски ученым У. Бэтсоном в 1906 году 1909г. Иогансен: понятие «ген» 1923г. Т.Морган: «гены находятся в хромосомах» Немного об истории генетики

Основные понятия Генетика - наука о наследственности и изменчивости Наследственность- способность организмов передавать свои признаки следующим поколениям Изменчивость- способность организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития

Аллельные гены -гены, расположенные в гомологичных хромосомах и отвечающие за один признак Гетерозиготный организм- организм, у которой два гена, определяющие какой-либо признак, различны Гомозиготный организм- … Доминантный признак- подавляющий признак (А) Рецессивный признак- подавляемый признак (а)

Гибридологический метод – основной метод исследования Скрещивание (гибридизация) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам P F 1 F 2 Высокий рост низкий высокие высокое низкое

Моногибридное скрещивание – скрещивания родительских форм, наследственно различающихся лишь по одной паре признаков. Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов е первого поколения: при скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, всё первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей

Второй закон Менделя (закон расщепления): гибриды первого поколения F1 при дальнейшем размножении расщепляются; в их потомстве F2 снова появляются особи с рецессивными признаками, составляющие примерно четвертую часть от всего числа потомков.

Иллюстрации первого и второго законов Менделя

Задача У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Определить генотипы и фенотипы детей: Если женщина гомозигота Если – гетерозигота?

Дигибридное скрещивание- скрещивание родительских форм, различающихся друг от друга двумя парами альтернативных признаков

Закон независимого наследования (третий закон Менделя) - при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях (как и при моногибридном скрещивании)

Иллюстрация третьего закона Менделя

Задача При скрещивании гомозиготной кукурузы с фиолетовыми и гладкими зернами початков с гомозиготной кукурузой с желтыми и морщинистыми зернами, в первом поколении гибридов было 3 растения с фиолетовыми и гладкими зернами и 1- с желтыми и морщинистыми. Определить потомство F2- ?

Неполное доминирование- форма наследования, при которой у гетерозиготных особей первого поколения в фенотипе проявляется промежуточный признак

Иллюстрация неполного доминирования

Задача Желтая морская свинка при скрещивании с белой дает кре­мовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дало 13 желтых, 11 белых и 25 кремовых. Почему? Определить генотипы всех членов семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист. Индивидуальное развитие организмов.Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Рабочий лист для самостоятельной работы учащихся. Учебник Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс...

 


Читайте:



Рецепт: фрикадельки в сливочном соусе Рецепт фрикаделек со сливками и сыром

Рецепт: фрикадельки в сливочном соусе Рецепт фрикаделек со сливками и сыром

Приготовить фрикадельки в сливочном соусе не составит труда даже начинающему кулинару. Вкусное и простое блюдо, которое можно подавать с любым...

Джем из вишни: как вкусно приготовить

Джем из вишни: как вкусно приготовить

Джем из вишни — общее описаниеВишня славится антиоксидантом антоцианином. Собственно, именно он придает ей красно-бордовый цвет. Вишня, свежая и...

Гадание на любовь и отношения онлайн

Гадание на любовь и отношения онлайн

Гадание на любовь очень популярно в наше время. Наверное, нет ни одной женщины, которая хотя раз в жизни не прибегала бы к такому способу узнать...

Год петуха для козерога мужчины

Год петуха для козерога мужчины

Гороскоп для Козерогов на 2017 год Красного Огненного Петуха У каждого представителя знаков зодиака своя сфера успехов в этом году, но только...

feed-image RSS