Разделы сайта
Выбор редакции:
- Рецепты постных блюд Вторые блюда в пост
- Рецепты постных сладостей Постные сладости к чаю
- Знакомство с бразильской кухней
- Карьера что делать овен в году
- Как, зная имя и фамилию парня, погадать на его чувства?
- Приснилась икона Божьей Матери
- Никита Турчин — эпатажный ребенок-индиго, видеоблогер, актер
- Биография Лизы Кутузовой: фото, рост, вес, родители, настоящее имя
- Холотропное дыхание - Жена «Иванушки» чуть не попала в секту
- Учение о спасении Климента Александрийского
Реклама
Мероприятие на тему: "Международный день родного языка". Сценарий мероприятия "международный день родного языка" Международный день родного языка в библиотеке сценарий |
Существование планеты неразрывно связанно с развитием населения и речи. Языковое разнообразие неумолимо стремится к уменьшению, что вызывает опасения за полное исчезновение большинства существующих сейчас языков. ИсторияМеждународный день родного языка появился в 1999 году по учреждению Генеральной конференции ЮНЕСКО и вошел в календарную жизнь нашей планеты в 2000 году. Провозглашая этот праздник, была поставлена первостепенная задача – сохранить «вымирающие» языки, а также сблизить культурное и языковое множество народов мира. Датой проведения Дня языка был выбран памятный день. В Дакке в 1952 году 21 февраля, во время демонстрации в поддержку родного языка, студенты, которые предлагали поднять праздник до уровня официального, были убиты сотрудниками полиции. Каждый год этот праздник приобретает определенную тематику, привлекая внимания к различным проблемам лингвистической области. Поднимаются и рассматриваются следующие вопросы:
Сотрудниками ЮНЕСКО было определено, что на нашей планете населением использовалось огромное количество языков, 200 из которых исчезли совсем, и более 2-х тысяч находится на грани исчезновения, а используется всего около 6 тысяч языков. В каждой стране существуют языки, которые могут исчезнуть со смертью их последних носителей. Странами с самым высоким количеством умирающих языков сейчас являются Индонезия, Индия, Китай, Бразилия, Мексика, США. Причины исчезновения языка самые разнообразные:
В современном мире к этим факторам добавляется также появление доминантных языков, знание которых является более выгодным. Исчезновение языков опасно не только с лингвистической точки зрения. Могут исчезать целые культурные пласты из-за утраты традиций и народного творчества, которые напрямую связаны с историей языка. ТрадицииВ этот день сотрудниками всех филиалов ЮНЕСКО организовываются языковые мероприятия, во всех странах проходят различные конференции, семинары, выставки, концерты. В России во многих школах проходят уроки, которые знакомят детей с языковой историей нашей планеты и темой исчезновения языков. Педагоги рассказывают, почему некоторые языки «стираются с лица Земли», учат ребят любить и уважать как родной язык, так и иностранные. Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности ксвоим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят. Ход мероприятия 1. Сегодня на празднике мы будем говорить о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. 2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения. 3. Я люблю свой родной язык! 4. Он – язык Луны и планет, 5. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. 6.Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие. 7. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000… 8. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка. 9. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.В России государственным является один язык – русский. В Московской области, в Чеховском районе проживают носители различных языков. Послушаем приветствия ребят на их родных языках. Дети приветствуют гостей праздника на английском, азербайджанском, украинском, молдавском языках, держа в руках флажки этих стран. 10. Но, как родной, люблю язык я русский, Русская народная песня в исполнении ученицы 2а класса. 11. С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни. 12. Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели. Дети читают высказывания о русском языке: 13."Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн) 14."Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький) 15."Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой) 16. "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев) 17. С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его. Русский язык “имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”, это “звучный и выразительный язык”, “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах”, ему свойствены “величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность”. В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа. 18. Сценка (отрывок из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”) 19. Как же прекрасен родной мой язык, 20. В нём каждое слово – бесценный алмаз. Девочки 2б исполняют русскую народную песню “Во поле береза стояла” и водят хоровод. 21. Язык наш прекрасный - 22. В нём есть и усмешка, 23. Страницы волшебных, 24. Инсценирование басни И.А.Крылова “Квартет”. 25. Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок. 26. Пословицы недаром молвятся, Пословицы. 27. Сначала подумай - потом говори. 28. У народа речь - союзница, 29. Когда ты хочешь молвить слово, 30. Оно ограбит, иль одарит, 31. Сценка “Словечки-колечки”. Грустный, сонный, невеселый (Входит с ранцем ученик) Сел к столу. Разок зевнул. (Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.) Что ты Женя сделал с нами? Апельсин. Я не какой не “ОПЛЬСЫН”! Колечко (плачет). Я – никакая не “КАЛЕЧКА”! Можно только лишь со сна Апельсин. Мы, слова, оскорблены Невозможно без вниманья Если ты ещё хоть раз Будешь ты ежом колючим! Женя вздрогнул, ужаснулся, 32. Два прихлопа, два притопа, Русский народный танец исполняет ученица 2г класса. 33. Иду тропинкой узкой – 34. И в радости, и в грусти – 35. Русь талантами богата, Частушки в исполнении ребят 2а класса. 36. Два триместра уж прошло 37. Чтобы выучить глагол 38. Люблю тебя, грамматика, 39. Встретил признак я предмета: 40. На урок литературы, 41. Ты б сначала научился 42. С языком дружить нам нужно 43. Части речи, предложенья, 44. Сценка “Разговор друзей” (Исполняют ребята 2д класса) 45. Наш язык и скромен и богат. 46. Ты скажи: “Кругом белым-бело” - 47. Вспомнится наречие “светло” - 48. Если скажешь “ароматно”, ты 49. Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО” Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Дети исполняют песню “У моей России”. 50. Если ты хочешь судьбу переспорить, 51. Он твой наставник - великий, могучий, 52. Русское слово живет на страницах 53. Горького зоркость, бескрайность Толстого, Дети исполняют песню “Чему учат в школе”. 54. Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее! 22.01.2017 В Международный день родного языка, который мы отмечаем 21 февраля, прошли мероприятия в детской библиотеке №3, библиотеках-филиалах №7, №9. «Родной язык, как ты прекрасен!» 21 февраля
весь мир отмечает Международный день родного языка
. В этот день в детской библиотеке-филиале №3
состоялся час словесности «Родной язык, как ты прекрасен!».
В течение всего дня ребята знакомились со словарями русского языка, нормами речевого этикета, исправляли грамматические ошибки, отвечали на вопросы викторины, подготовленные заранее на листах, пытались закончить известные пословицы и афоризмы о книге, объясняли значение фразеологических оборотов. «Русской речи государь…» В библиотеке-филиале №7 с учащимися 5-6-х классов провели библиотечный урок «Русской речи государь по прозванию Словарь» , посвященный Международному дню родного языка. Эпиграфом к уроку стали слова К.Г.Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Ведущая Гришина Г.И.рассказала ребятам, как восхищённо и уважительно относились к русскому языку знаменитые писатели и философы не только в России, но и за рубежом, привела примеры их высказываний. Затем ребята узнали об известных составителях словарей русского языка – В.И. Дале и С.И. Ожегове, об их неоценимом вкладе в развитие языкознания и речевой культуры нашего родного языка. Прослушав отрывки стихотворений В. Солоухина и В. Шефнера о значимости и силе языка, ребята сделали вывод о том, что надо умело пользоваться богатством языка в устной и письменной речи, беречь его. Ребята приняли участие в небольшой викторине «Я и словари», в которой им пришлось ответить на вопросы о назначении различных словарей, о словарном запасе человека и о том, как его пополнять. В ходе мероприятия ребята познакомились с различными видами словарей. Вторая часть библиотечного урока была практической. Ребятам были предложены задания: с помощью толкового словаря найти значения некоторых слов, с помощью этимологического словаря узнать происхождение заданных слов, вставить пропущенные буквы в словах, проверяя себя по орфографическому словарю. Очень интересными оказались задания на карточках. В первом надо было к иностранному слову подобрать его русский эквивалент, а в другом – к карточкам с фразеологическими оборотами подобрать соответствующую расшифровку. Все ребята справились на «отлично». Все читатели, посетившие в этот день библиотеку, познакомились с выставкой «Язык есть исповедь народа», посвященной нашему родному русскому языку. «Я голову пред ним склоняю снова…» 21 февраля, в Международный день родного языка, в актовом зале гимназии № 11 для обучающихся 7А и 7Б классов (56 чел.) коллектив библиотеки-филиала №9
провёл литературный лингвовечер «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!»
. Целью праздника стало сохранение и поддержка русского языка как национального достояния России. Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО половина из 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге. Вот что говорит об этом празднике генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура: «Отмечая Международный день родного языка... мы отдаем дань уважения несметному числу существующих в мире языков, культурам, которые они отражают, тому творческому заряду, который придают людям их развитие и формы выражения. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать» Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой. Даже притом, что глубоко проникнуть в культуру другого языка очень трудно, знание языков расширяет кругозор и открывает перед нами многообразный мир. Знакомство с людьми, говорящими на других языках, дает возможность узнать о наших различиях, способно рассеять страхи перед миром, порождающие национальную рознь. Сделать мышление более свободным. Если мы говорим лишь на одном языке, часть нашего мозга развивается меньше, наши творческие способности многое теряют. Существует около 300 слов, которые во всех языках имеют точно такой же смысл: я, ты, мы, кто, что, нет, все, один, два, большой, длинный, маленький, женщина, мужчина, есть, видеть, слышать, солнце, луна и т.п. Но если мы возьмем другие слова, например, слово терпение по-китайски (жень), то оно также обозначает терпимость, терпеливость... Если по-французски je t"aime (я тебя люблю) можно сказать подруге, ребенку, возлюбленному, то это немыслимо для других языков, например, для английского или итальянского в которых существуют разные слова для обозначения понятия «любить». Один пример. В Индии около 1600 языков и диалектов, ситуация очень сложная. Конституция гарантирует всем гражданам право «сохранить» их языки, и все этнические и религиозные меньшинства имеют право на управление в учебных учреждениях. На деле же существует языковая иерархия. Малые языки могут исчезнуть, будучи замененными английским, который воспринимается как нейтральный язык, символ современности и хорошего социального положения. Каждому веку нужен родной язык...
Каждому веку нужен родной язык, Так я скажу и молча, босой, пройду С улицы инвалид ухом к стеклу приник. Камни сотрут подошву, молодость отберут, Что ж - отдирая корку со сжатых губ, На языке родном, потому что вновь О родном языке
Уму и сердцу язык твой проводник, Язык твой как родная мать, Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч, Не дай повесить родному языку чужой ярлык. Родной русский язык Не стану я с братом своим за язык воевать, И так с молоком материнским вливался мне в кровь Когда перестанет кружится годов карусель, Родной язык Все увлекаются арабским, Как просто – бросить все и скрыться, Теперь родном уже наречьи, Родной язык
Мой верный друг! Мой враг коварный! Ты дал мечте безумной крылья, Как часто в тайне звуков странных Но часто, радостью измучен Ты ждешь, подобен великану. Нет грани моему упорству. Твои богатства, по наследству, Но, побежден иль победитель, Родной язык
Благодарю я прежние эпохи, Благодарю я мать, что мне читала Благодарю я Куприна, Толстого, И если в напасть, в годы лихолетья, И не имея часто даже хлеба, Родная речь, родной язык любимый, Язык родной, поведай нам слова... Язык родной, поведай нам слова: Предтечей быть – завидная судьба, В семье живых российских языков Священный штАтол пусть хранит огонь,
ТАСС-ДОСЬЕ. 21 февраля отмечается Международный день родного языка. Он был установлен 17 ноября 1999 года на 30-й генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) с целью сохранения и развития языкового и культурного разнообразия и поддержки многоязычного образования. Дата - 21 февраля - была выбрана в память о событиях в Дакке (в то время - столица провинции в составе Пакистана, в настоящее время - столица Бангладеш) в 1952 году. Тогда от пуль полицейских погибли студенты-демонстранты, требовавшие придать языку бенгали государственный статус (язык стал официальным в 1956 году). День отмечается ежегодно с 2000 года. Темы ДняКаждый год День посвящается определенной теме. В разные годы они касались взаимосвязи между родным языком и многоязычием, системы Брайля (специальный шрифт для незрячих людей) и языка жестов, охраны нематериального наследия человечества и сохранения культурного разнообразия, издания книг для обучения на родном языке. Тема 2018 года: "Сохранение лингвистического разнообразия и продвижение многоязычия в рамках достижения целей в области устойчивого развития". МероприятияВ этот день во многих государствах проходят акции по защите государственного языка, устраиваются лекции и конференции, выставки и презентации, проводятся конкурсы среди знатоков родного языка. В некоторых странах придерживаются определенных традиций. Так, жители Бангладеш возлагают цветы к монументу "Шахид минар" в память о событиях в Дакке. В регионах России к Международному дню родного языка приурочены "Недели родного языка", заседания круглых столов с участием носителей языка, книжные выставки, фестивали и конкурсы. СтатистикаСогласно данным международной некоммерческой организации SIL International, в настоящее время в мире существует свыше 7 тыс. языков. Из них примерно 32% приходится на Азию, 30% - на Африку, 19% - на Тихоокеанский регион, 15% - на Американский континент и 4% - на Европу. Из общего количества языков только 560 активно используются в государственной сфере и в системе образования. На 40 самых распространенных языках разговаривает примерно две трети населения Земли. Наиболее употребительными из них являются китайский, английский, русский, хинди, испанский, португальский, французский и арабский. Русским языком, то по разным оценкам, владеют от 240 до 260 млн человек в мире. 2007 год, объявленный в России Годом русского языка, отмечался в 76 странах. Языки, находящиеся под угрозой исчезновенияВ 1996 году ЮНЕСКО впервые опубликовала "Атлас языков мира, находящихся под угрозой" (переиздавался в 2001 и 2010 годах при поддержке правительства Норвегии) с целью привлечь внимание общественности и правительств разных стран к проблеме сохранения языкового разнообразия. В последней версии атласа числится около 2500 языков (в 2001 году данная цифра была практически в три раза меньше - 900 языков), жизнеспособность которых оценивается от "уязвимых" до "вымерших" (указано 230 языков, исчезнувших с 1950 года). Под угрозой исчезновения в первую очередь находятся языки малых народов. Так, в Соединенных Штатах из нескольких сотен индейских языков, на которых говорили местные жители до прихода европейцев, сохранилось менее 150. В Центральной и Южной Америке исчезло большинство индейских языков, а оставшиеся вытесняются испанским и португальским. Сохранение редких языков осложняется, если власти ограничивают их использование в школах, в госадминистрации, в СМИ. По оценкам ЮНЕСКО, язык находится под угрозой или серьезной угрозой исчезновения, если его изучают менее 70% детей или на нем говорят лишь немногочисленные представители старшего поколения. Считается, что для сохранения языка необходимо, чтобы на нем говорили не менее 100 тыс. человек. Согласно последнему изданию атласа ЮНЕСКО, на территории России вымершими признаны 16 языков. Так, в 2003 году умер последний носитель бабинского саамского (Магаданская область), исчезли убыхский (Краснодарский край), южно-мансийский и западно-мансийский языки. Уязвимыми признаны 20 языков, в том числе адыгейский (300 тыс. носителей), тувинский (242 тыс.), бурятский (125 тыс). В числе языков, находящихся на грани исчезновения, водский, сохранившийся лишь в двух деревнях в Ленинградской области на границе с Эстонией. По данным переписи населения России 2010 года, на тот момент им владели 68 человек. В ноябре 2015 года сотрудники Института языкознания РАН отметили, что по-водски в повседневной жизни уже никто не говорит. Всего в атласе значится 136 вымирающих языков на территории России. Меры по сохранению языковВо многих странах предпринимаются усилия по сохранению умирающих языков. Так, при содействии ЮНЕСКО в Республике Корея поддерживается исчезающий язык чеджу (в 2010 году им пользовались от 5 до 10 тыс. человек преимущественно преклонного возраста), на Соломоновых Островах разрабатывается экологическая энциклопедия на местном языке марово, в Никарагуа проводится работа по сохранению языка маянгна. В Великобритании в последние годы жители острова Мэн (в Ирландском море) вновь начали изучать мэнский язык, последний носитель которого скончался в 1974 году, а в графстве Корнуолл успешно возрождается корнский язык (движение за его восстановление возникло в начале XX века). В селе Ёна на Кольском полуострове пытаются восстановить бабинский саамский язык - издана грамматика, имеются аудиозаписи. Есть сведения, что в последние годы повысился интерес к водскому языку среди молодежи. Например, устраиваются этнические праздники, во время которых исполняются песни на этом языке. Самым известным примером возрожденного языка является иврит (считавшийся только книжным в течение 18 веков, в XX века стал языком повседневного общения и государственным языком Израиля). ДокументыНесколько международных документов содержат положения, касающиеся вопросов сохранения языков. В их числе Международный пакт ООН о гражданских и политических правах (1966), декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и о правах коренных народов (1992 и 2007), конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (1960), об охране нематериального культурного наследия (2003), об охране и поощрении форм культурного самовыражения (2005). 2008 год был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом языков. 2010 год был объявлен Международным годом во имя сближения культур. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Морковный пирог — лучший рецепт с фото пошагово |
Новое
- Рецепты постных сладостей Постные сладости к чаю
- Знакомство с бразильской кухней
- Карьера что делать овен в году
- Как, зная имя и фамилию парня, погадать на его чувства?
- Приснилась икона Божьей Матери
- Никита Турчин — эпатажный ребенок-индиго, видеоблогер, актер
- Биография Лизы Кутузовой: фото, рост, вес, родители, настоящее имя
- Холотропное дыхание - Жена «Иванушки» чуть не попала в секту
- Учение о спасении Климента Александрийского
- Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила