Главная - Стратегия
Конферансье и ведущий программы - традиционные и современные модели. Роман в стихах “Дон Жуан” – самое крупное произведение поэта
  • Зачинатель жанра исторического романа в западноевропейской литературе - Вальтер Скотт.

  • Подчеркивание исторического своеобразия, национальной самобытности народов.

  • Особенности исторического романа В.Скотта.

  • Для своих романов писатель выбирал исторически переломные моменты, когда решались целые судьбы народов.

  • Самые известные его произведения: “ Пуритане”,“Айвенго”, “Квентин Дорвард”. Художественное своеобразие романов.

  • Сочетание романтизма с реалистическим началом.


Джордж Байрон (1788-1842)

  • Яркий тип художника-романтика, давшего название целому художественному явлению - байронизм.

  • Идея трагической, непримиримой борьбы героя против враждебной действительности – главная черта поэзии Дж.Г. Байрона.

  • Ранняя лирика поэта.

  • Многогранность его лирической поэзии.

  • Сочетание в ней глубокой скорби, чувства обреченности и любви к жизни, восторга перед ее красотой.

  • Самое известное произведение - романтическая поэма “Паломничество Чайльда Гарольда” (1812).


  • Философская драматическая поэма “Манфред”.

  • Участие Байрона в движении карбонариев и мистерия “Каин” как вершина творчества этого периода.

  • Роман в стихах “Дон Жуан” – самое крупное произведение поэта.

  • Образ Прометея – олицетворение силы духа страдающего героя, способного “смерть в победу обращать”.

  • Прометей Гете и Прометей Байрона.

  • Художественная заслуга романтиков.


Перси Биши Шелли (1792-1822)

  • Друг Байрона. Много лет провел в Италии.

  • Поэт романтизировал саму поэзию как вид творчества. Поэты – законодатели мира, создающие вечные образы.

  • Многообразное творческое наследие – стихотворения, поэмы, оды.

  • Широко использовал мифологические и библейские образы, символы и аллегории.

  • Обращаясь к истории, стремился осмыслить современную действительность.

  • В центре произведений – герой-романтик. Увлекательная любовная линия, тонкость лирического переживания.

  • Особая известность – “Освобожденный Прометей”.


  • Характерные черты его новеллистики - острота сюжета, занимательность, соединение серьезного и комического, сочетание иронии с четко выраженным рационалистическим началом.

  • Тема несоответствия мечты и действительности в творчестве Ирвинга, ставшая одной из основных в американском романтизме.

  • Произведения об Америке: “История Нью-Йорка”, рассказы “Легенда о Сонной Лощине”.

  • Одно из ключевых произведений Ирвинга - “Рип Ван Винкль”. Фантастический вымысел и изображение реальности.


Реализм в литературе XIX века.

    Формирование реализма в недрах романтической литературы начала XIX века. Современная трактовка понятия “критический реализм”. Реализм как отражение реальной жизни - своеобразный эстетический стержень художественной культуры в эпоху Возрождения (“ренессансный реализм”) и в эпоху Просвещения (“просветительский реализм”). Критический реализм 30-40-х годов XIX века.


Английский реалистический роман XIX в.

  • Диккенс, Теккерей, сестры Бронте, Гаскелл.

  • Критицизм английских романистов, их эстетические принципы, этический идеал, связь с романтической традицией. Связь европейской революции 1848 года и чартистского движения в Англии 30-40- х годов с литературной жизнью эпохи.


Чарлз Диккенс (1812-1870)

  • Чарлз Диккенс – великий писатель-юморист.

  • В романах показана жизнь Англии XIX в.

  • Смех как орудие обличения пороков действительности и как выражение оптимизма писателя.

  • Сатирическое мастерство Диккенса.

  • Основные периоды творчества писателя.

  • Особенности творчества определялись чертами личной биографии писателя. Обстоятельства его детства нашли отражение в романе“Дэвид Копперфилд”. Судьба мальчика, который пройдя через испытания, не разочаровывается в жизни, сохраняет доброту и отзывчивость.

  • Мировоззрение писателя.


  • Дети и тема детства в романах “Домби и сын” и“Оливер Твист”.

  • Роман “Посмертные записки Пиквикского клуба” принес славу писателю.

  • Мистер Пиквик и другие чудаки в произведении писателя.

  • Мировая известность его романов.

  • Восприятие творчества Диккенса в России. Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский о Диккенсе.


Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863)

  • Самое значительное произведение – роман “Ярмарка тщеславия”.

  • Английское общество. Все персонажи одержимы жаждой наживы, все продается и все покупается.

  • Язвительность и саркастичность в описании героев и ситуаций.

  • Сочетание реалистической основы с игривой, комической.


Французский реалистический роман

  • Стендаль, Бальзак, Флобер.

  • Связь реализма во Франции с прагматизмом, преобладанием материалистических взглядов.

  • Сочетание романтической образности и символики с трезвым анализом, реалистическое отображение атмосферы Парижа после революции 1830 года.


Стендаль (1783-1842)

  • Наст. имя Анри Мари Бейль.

  • Книга “Расин и Шекспир»” (1823-1825) – один из манифестов реалистической школы.

  • Мастерство психологического анализа, реалистическое изображение общественных противоречий в произведениях писателя.

  • Романы “Красное и черное” (1831), “Пармская обитель” (1839).

  • Автор “Истории живописи в Италии” (1817), “Жизни Гайдна, Моцарта и Метастазио” (1817), психологического трактата “О любви” (1822).


Оноре де Бальзак (1799-1850)

  • Глава реалистической школы первой половины XIX в.

  • Классик социального романа.

  • С 1829 г. создавал эпопею “Человеческая комедия” из 90 романов и рассказов.

  • Эпопея – грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества 1816-1848 гг.

  • Показ социального среза общества, отражение его противоречия, нравов и отношений.


“Человеческая комедия”

  • Общий замысел и персонажи эпопеи: этюды нравов, философские этюды, этюды аналитические.

  • Этюды нравов – отображение сцены провинциальной, парижской, сельской, частной, политической и военной. Обобщение – одна из главных заповедей эстетики Бальзака.

  • “Неведомый шедевр” (1831), “Шагреневая кожа” (1830-1831), “Евгения Гранде” (1833), “Отец Горио” (1834-1835), “Утраченные иллюзии” (1837-1843), “Кузина Бетта” (1846).


Гюстав Флобер (1821-1880)

  • Романы “Госпожа Бовари” и “Воспитание чувств” – энциклопедия французской провинции и Парижа XIX века.

  • Показ глубинных истоков окружающей пошлости, морального ничтожества провинциальных буржуа, удушливой атмосферы Второй империи.

  • Цветовой и звуковой строй романа “Госпожа Бовари” как своеобразный аккомпанемент к печальной истории Эммы Бовари.

  • Продолжатель тенденции О.Бальзака, блестящий стилист, Флобер оказал влияние на развитие реализма в мировой литературе.


Натурализм

  • Направление в искусстве (от лат. – природа) второй половины XIX в.

  • Возникло на основе неприятия художественных идеалов романтизма и реализма.

  • Требование тщательного и бесстрастного воспроизведения потока жизни в сочетании со строгой социально-биологической детерминацией изображаемых явлений.

  • Утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека.

  • Философская основа натурализма позитивизм.

  • Основоположник эстетики натурализма –Ипполит Тэн. В его трудах заложен основной принцип натурализма как метода: уподобление искусства науке.


Эмиль Золя (1840-1902)

  • Глава натурализма.

  • В 1868 г. задумывает цикл романов “Ругон-Маккары”.Художественная летопись жизни буржуазной Франции.

  • 20-томная эпопея “Руггон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи” (1871-1893).

  • 1870-е гг.- первые 8 романов цикла. Популярность в России, враждебная встреча во Франции. Только роман “Западня” (1877) принес признание.

  • 1880-1887 гг. - расцвет творчества, появление романов “Нана” (1880), “Жерминаль” (1885), “Творчество” (1886), “Земля” (1887).


  • Споры вокруг романа “Земля” – повод раскола французского натурализма.

  • Критические работы “Экспериментальный роман” (1880), “Наши драматурги”, “Романисты-натуралисты”, “Натурализм в театре” (1881).

  • Изложение в них своих теоретических взглядов, концепции натуралистического романа и драмы.

  • 1893 г. – Золя заканчивает цикл (последние романы – “Деньги” (1891), “Разгром” (1892), “Доктор Паскаль” (1893).

  • Участие по делу Дрейфуса – подлинный подвиг Золя.


Значение творчества Золя

  • Влияние на развитие натурализма во всем мире.

  • Большое значение для реализма. Необычайно расширил предмет реалистического изображения, разработал новые механизмы художественного исследования действительности.

  • Разработал новое жанровое образование – цикл романов, представляющий общество целой эпохи в «вертикальном» (историческом) срезе.

  • В рамках историко-семейного цикла выработал особый тип романа, в центре которого оказалось предприятие, «экономический организм».


Жизнь С. М. Хромченко, рожденного в начале прошлого века, а умершего в начале века нынешнего – это история о том, как юный провинциал, проникшись ниспосланным ему свыше даром, преданно служил ему до последних лет долгой жизни. В не меньшей степени это история жизни его коллег по искусству, прежде всего, по Большому театру.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Солист Большого театра (Матвей Хромченко, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Зачинатель жанра

Какие только песни ни напевала у колыбели младшего сына мама: еврейские, украинские, русские, неаполитанские. И потому он предъявлял свой юный альт первым экзаменаторам украинской «Дывлюсь я на небо», неаполитанской «Как ярко светит после бури солнце», и – непостижимо для малыша – старинной студенческой грустной «Быстры как волны дни нашей жизни». Понятно, что в синагоге и еврейском ансамбле звучал идиш. В «Тачке» начинающий певец услаждал слушателей комсомольско-коммунальными шедеврами на украинском языке. В институте и аспирантуре его репертуар пополнился классикой – русскими и европейскими романсами.

Сегодня можно сказать, что песня сопровождала его с первых дней и до последних лет, а он в благодарность стал её, по Голованову, пропагандистом (не только еврейской), бояном (не только русской) и зачинателем нового песенного жанра. Это не я, любящий сын, придумал, так написал многолетний коллега отца Анатолий Орфёнов.


А. И. Орфенов

Один из представителей пред- и послевоенного поколения солистов Большого театра, о них автор предисловия к книге его воспоминаний, Андрей Хрипин, назвав имена, пишет: «это были уникальные голоса, редкостные индивидуальности, многие из них ещё и прекрасные актёры» (Музей ГАБТа).

Дорогого стоят и другие его признания. «Он обладал самым красивым по тембру голосом в Большом театре», «И что радостно теперь, когда позади полувековая творческая жизнь: никогда нигде мы – два лирических тенора, исполнявшие в Большом театре одни и те же партии, ни разу не огорчили друг друга ни завистью, ни интригой и остались до конца друзьями».


С. Хромченко в роли Рябого парня в опере «Тихий Дон»


После того как в 1937-м Хромченко вошёл в состав исполнителей в операх Ивана Дзержинского «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (Запевала казачьей песни, Рябой мужик), писал Орфенов, «в концертах они вместе с Петром Киричеком создали новый для того времени вокальный номер – дуэт исполнителей советской песни. Много позже, во время войны, возник замечательный дуэт В. Бунчикова и В. Нечаева, но зачинателями, создателями этого нового песенного жанра были Хромченко и Киричек».


Петр Тихонович Киричек (Музей ГАБТа)


Благодарно цитируя Анатолия Ивановича, я всё же вынужден его в хронологии поправить: их дуэт впервые прозвучал в 1934-м «Песней о Щорсе» Матвея Блантера на слова Михаила Голодного, а спустя два года в его же «В путь дорожку дальнюю» и «Краснофлотской» Юрия Данцигера и Дмитрия Долева. Потом отец будет петь (записывая с ансамблями и оркестрами) произведения многих композиторов – Рейнгольда Глиера, Дмитрия Кабалевского, Тихона Хренникова и забытых ныне Иосифа Ковнера, Климентия Корчмарева, Михаила Старокадомского, Наума Фурмана; в конце 1940-х к нам приходил Никита Богословский, что-то отцу предлагал, не сложилось.


(Слева направо) М. Блантер, Т. Хренников, двое мне неизвестные, Н. Богословский, С. Хромченко, В. Соловьев-Седой (РГАЛИ)


1930-е стали годами рождения советской массовой песни, их писали Исаак Дунаевский, братья Самуил, Дмитрий и Даниил Покрасс, Матвей Блантер, Константин Листов, Сигизмунд Кац, Климентий Корчмарев… но если к мелодиям, как правило, непритязательным и потому быстро запоминавшимися, особых претензий нет, то слова, вся эта патриотическая лабуда любого автора, – это, как сказали бы в Одессе, «нечто особенного».

Выделю одну вечную тему: вбивание в подсознание слушателей неизбежности скорой войны («Мы стоим за дело мира, мы готовимся к войне», Александр Галич).

Зачинают «Три танкиста, экипаж машины боевой»: «На границе тучи ходят хмуро». Подхватывает фильм «Вратарь»: «готовься к бою, часовым ты поставлен у ворот, за тобою полоса пограничная идёт». Продолжает любящая девушка «Я на подвиг тебя провожала, над страною гремела гроза», хотя фильм с этой проходящей рефреном песней детский по роману «Остров сокровищ», а до войны ещё четыре года. И «в путь дорожку дальнюю я тебя отправлю» всё о том же, но не смешно ли, если за границей наращивают производство «Мессершмиттов» и «Фердинандов», просить «подари мне сокол на прощанье саблю, вместе с саблей пику подари» (не было ли это посвящено главному военспецу Будённому?). И уже послевоенная, в 1960-е одна из лучших, «Хотят ли русские войны»: о том автор предлагает спросить у тишины, берёз и тополей (поэзия…), а не ответят, «спросите у матерей, у жены моей». Но кто, они – или идеологи КПСС и гении генштаба определяли, быть войне или погодить, однако у них добиваться ответа поэт не предлагал; между прочим, он же потом рассказал, что песню как пацифистскую пыталось запретить именно Главное политуправление армии – «деморализует наших солдат»…

Не задумываясь о словах – запоминал, отец был столь увлечён расширением своего песенного репертуара, что, сообщив читателям журнала «Советская музыка» (№ 10–11, 1937 г.) «в театре готовлю партии Ленского и Фауста», тут же анонсировал «мой рапорт славной двадцатой годовщине родного комсомола – сольный концерт из произведений советских композиторов старшего поколения и композиторов-комсомольцев».

Спел ли он такой концерт, я не знаю, как не знаю, был ли комсомольцем Хренников. Его выделяю потому лишь, что в октябре 1938-го в Большом прошло заседание юбилейного пленума ЦК ВЛКСМ, после чего гостей ублажали концертом, в котором тогда уже кандидат в члены ВКП/б/ «рапортовал» «Серенадой» Тихона Николаевича («Ночь листвою чуть колышет», слова Павла Антокольского).

Как бы там ни было, «советская песня получила в лице Хромченко проникновенного, строгого и взыскательного интерпретатора». Или из другой рецензии: «Артист был всегда чужд какой-либо подражательности. Как сказали бы наши предки, он был „самогласен“, т. е. подобен самому себе. Искусство безыскусственности – великое достоинство певца. И это делало его исполнение отличным от других, естественным, непринуждённым».

Был ли он «подобен самому себе», не мне судить, но как исполнитель народных или авторских, советских, неаполитанских или испанских песен всегда оставался верным академической манере. Как-то я попытался его «вразумить», мол, вроде бы надо в каждой из них как-то отразить национальный колорит, приводя в пример тогда популярных Николая Сличенко и Михаила Александровича, но отец отстаивал своё: пусть они поют, как хотят, а я подпускать «краски» никогда не буду.


Обложка компакт-диска с записями романсов


В 1930-е правило бал всеохватное, как ныне телевидение, радио, транслируя на страну выступления мастеров художественного чтения, спектакли оперных и драмтеатров, а также сборные концерты – в них выступали артисты самых разных жанров, собиравшие полные залы филармоний и заводских клубов, популярность песенного жанра достигла небывалых размеров. Тем более в годы войны, когда после сводок Информбюро о ситуации на фронтах более всего звучали песни. Не удивительно, что певцы, особенно эстрадные – Изабелла Юрьева, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Ирма Яунзем, Леонид Утесов, Вадим Козин, были фантастически популярны, при всём том, что в этом замечательном по мастерству хит-параде свой взыскательный слушатель был и у «академических» певцов.

Разыскивать тексты отца и о нём я попросил главного библиотекаря Отдела газет Российской государственной библиотеки Лидию Дмитриевну Петрову, нашла она много больше, чем я ожидал, в том числе опубликованный в газете, о которой я понятия не имел – «Долгопрудненские страницы». В написанной к 60-летию Московской битвы статье ветеран Великой Отечественной А. Павленко вспоминал, как родилась песня Листова и Суркова «В землянке». Её, впервые прозвучавшую в январе 1942 года в исполнении самого композитора, «подхватили фронт и тыл, исполняли во всех фронтовых бригадах, её пели прославленные артисты в концертных залах и солдаты тихонько мурлыкали в блиндажах на передовой. Почти ежедневно по просьбе фронтовиков и тружеников героического тыла её передавали в концертах по радио… Справедливая, задушевная, интимная интонация песни… выдержанно и благородно высвечивалась в пении одного из её лучших исполнителей – солиста Большого театра СССР С. Хромченко».


Крым , Гурзуф, 1938 г.


Мой брат собрал в своём архиве почти все имеющиеся в фонде Гостелерадио отцовские записи и потому был убеждён, что песни Листова папа не пел. Скорее всего, решил Саша, автор статьи спутал «Землянку» с другими, часто исполняемыми отцом и не менее любимыми слушателями «Огоньком» и «В лесу прифронтовом» Блантера.


Александр Хромченко

Тогда он работал в главной редакции музыкального радиовещания в отделе симфонической, оперной и камерной музыки; позже на «Радио России» выходил в эфир с авторской программой «Время музыки с Александром Хромченко».

Так это же замечательно, подумал я, значит, голос Соломона Хромченко и сегодня помнят слышавшие его полвека назад соотечественники. Оказалось, помнить – помнят, но прав всё же ветеран: вскоре я в Интернете наткнулся на воспоминания артистов Большого периода эвакуации в Куйбышеве с фрагментом статьи отца в газете ГАБТа «Советский артист» (о чём мог бы знать и раньше, в музее театра листая годовые подшивки газеты):

«Трудно описать наши выступления в Москве и Куйбышеве, когда с Петром Ивановичем Селивановым мы под аккомпанемент баяна пели в госпиталях песни советских композиторов: „Землянку“ Листова, „Любимый город“ Соловьева-Седова, пели, переходя из одной палаты в другую. Это были концерты без аплодисментов, потому что для аплодисментов нужны руки, а перед нами лежали безрукие, а то и безногие бойцы»…

Увы, ни эти две песни, а теперь я уверен, что и немало других отцом в дуэтах и соло исполняемых, записаны не были.

Заключая эту главку, вернусь к Блантеру, с кем у отца с довоенных времён сложились не так чтобы дружеские, но вполне приятельские отношения (в 1970-е соседи по дачному посёлку часто захаживали в гости друг к другу), чьи предвоенные патриотические (в дуэте) и военные лирические (соло) спел первым, это документировано. В 1943-м с джаз-оркестром Александра Цфасмана – «Огонёк» («На позиции девушка провожала бойца»), потом её многие исполняли, а спустя год записал на грампластинку вальс «В лесу прифронтовом» («С берёз неслышен, невесом, слетает жёлтый лист»).

В изданных много позже воспоминаниях обласканный властью (сталинский лауреат, народный артист СССР, два ордена Ленина, Герой соцтруда) Матвей Исаакович почитал соавторами не только авторов слов, но и исполнителей своих произведений: «Певцы являются третьими авторами песен. Большая благодарность за то, что они трудились и доносили песни до слушателя»… А дальше: «симпатии здесь трудно выделить, и всё же в первую очередь это замечательные солисты Большого театра, которые обращались к моим песням: Рейзен, Пирогов, Козловский, Лемешев».

Эти четверо бесспорно были замечательными певцами, при этом «случайно» народными артистами, ну а заслуженными, «обращавшимися» к его песням куда как чаще, можно было по неискоренимой советской традиции пренебречь. Но это – моя личная обида (отец воспоминаний композитора не увидел) и потому с поклоном незабвенной Фаине Раневской: «пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами».

Второй зачинатель жанра, Константин Эдуардович Гибшман, конферировал в петербургском театре миниатюр «Кривое зеркало».

В отличие от Балиева он создал маску конферансье робкого, растерянного, подавленного необходимостью выступать перед публикой. Его речь была невнятна, путана, прерывалась долгими томительными паузами. Номера объявлялись неясно, сбивчиво, с частым и как бы ненужным повторение

м одних и тех же слов. Движения оказывались удивительно неловкими, скованными, не соответствующие тому, о чем говорилось. Все, что делал и произносил Гибшман, воспринималось как чистая импровизация. Уныло повторяющиеся восклицания и продолжительное испуганное молчание трудно было принять за тщательно подготовленную роль. Между тем все вздохи, запинки, жесты, перепутанные реплики были заучены и воспроизводились с таким талантом и мастерством, так естественно, что зритель верил актеру.

Сам того, быть может, и, не подозревая, Гибшман создал своего рода пародию на первый, так сказать, массовый выпуск русских конферансье.

А для выступающих в программе актеров Гибшман был хорош тем, что на фоне имитируемого им неумения их номера всегда выигрывали.

Необходимость для конферансье вхождения в образ и отсюда самое близкое родство этой профессии с актерской блестяще подтверждает деятельность на эстраде Константина Гибшмана.

В создании своего образа он пошел, что называется, от обратного. К тому времени, когда он вступил на эстраду, фигура конферансье стала на ней привычной, и характер конферансье стабилизировался. Это обязательно острослов, человек смелый, находчивый, иногда даже дерзкий – черты, ставшие привычными, дежурными для любого конферансье. В худших образцах положительные свойства превращались в отрицательные: свобода поведения – в развязность или даже наглость, остроумие – в пошлость. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Можно себе представить, какое впечатление на этом фоне производила фигура крайне мешковатая, неловкая, нелепая – человек скованный, даже оторопевший от страха, явно вытолкнутый помимо его воли на просцениум, путающийся в складках занавеса, человек которому не повинуется ни мысль, ни язык! «Я … э-э-э,… видите ли, … да… сейчас перед вами…э-э-э… мы …вы.»

Был ли Гибшман на самом деле беспомощен и скован? Отнюдь нет. Он был хорошим актером и до ухода на эстраду с успехом играл в театре, был острым, живым и далеко не робким человеком. Для построения образа, который он принял на эстраде, Гибшман оттолкнулся от характерных особенностей своей внешности. Полный, с клоками волос, окаймлявших лысину, с большим ртом и глазами которые улыбка превращала в щелки, он усугубил свою неловкость, «неартистичность» и создал на их основе блестящий актерский образ – маску, наглядно подтвердив основу искусства конферансье – перевоплощение.

К создателям конферанса в России также относятся Алексей Григорьевич Алексеев. Начал он свою деятельность в Одессе и Киеве, а с 1915 года выступал в Петроградских театрах миниатюр «Литейном театре» и «Павильоне де пари».

Артист создал иронический образ столичного сноба, вставляющего в свою речь французские слова и фразы, и это нравилось публике.

Все эти три выдающихся мастера русского конферанса обладали необходимой для данной профессии общей культурой. Балиев был прежде актером Художественного театра, Гибшман – инженером, Алексеев окончил юридический факультет Киевского университета, говорил на трех иностранных языках. Они знали, чем живет их публика, интересно подавали номера и хорошо помогали актерам. Дольше других сумел сохранить ведущее положение в своем жанре А.Г. Алексеев.

Между тем Алексеев сохранял свою популярность не только в качестве конферансье, но и как автор пьес, режиссер и художественный руководитель театра миниатюр «Кривой Джимми».

В конферансе Алексеева, как правило, преобладали внутритеатральные темы и пародии, остроумные пояснения к номерам. В его репризах интересно и неожиданно представала пестрая жизнь искусства 20-х годов. Однако современникам это уже начинало казаться недостаточным. Молодежь могла слушать известного артиста скорее с любопытством, чем с подлинным интересом. Конферансье, который выступал во фраке и, особенно с моноклем, то есть точно таким, каким он был в предреволюционном Петрограде, по выражению одного из рецензентов, казался «слишком бонтонным», другими словами – буржуазным.

В отличие от москвича Н. Балиева истинным петербуржцем был А.Г.Алексеев. «На сцену выходил худощавый, безулыбчивый или ехидно улыбающийся, тщательно одетый, очень любезный, гостеприимный, но сдержанный хозяин-собеседник: петербуржец. В глазу у него поблескивал монокль».

Конферансье обязательно должен был быть, как бы сродни залу, слепленным из той же плоти и духа. Черты современника, его облик он воплощал более броско, иногда, даже вплоть до еле уловимой пародийности. Так, Балиев шагнул на просцениум из среды московской интеллигенции. Алексеев являл собой почти зеркальное отражение изысканного петербуржца - это был светский человек, знающий толк в утонченной шутке. Подобные фигуры попадались на улице, в салонах, в театрах и на литературных вечерах. Только облик, созданный Алексеевым, был очень тонко приправлен пародийностью.

Осуществляя связь сцены и зала, конферансье не мог не обладать обостренным чувством современности во всем – в мышлении, в шутках и внешнем облике. Малейшее отставание одного из этих компонентов чревато было отрывом от аудитории, ее равнодушием, а иногда ироническим отношением. Именно в этом смысле можно говорить об изменении образа конферансье. Особенно ярко проявлялось это постоянная пристройка к аудитории (и соответственно перестройка образа) в периоды, когда состав зала радикально менялся. Так, с революцией «светский» петербуржец, созданный А.Г.Алексеевым, канул в прошлое, подобные люди исчезли из жизни, их уже не было в зале, а новый зритель, который заполнил ряды кресел, увидев его на просцениуме, категорически отверг.

«В 20-е годы, - вспоминает А.Г. Алексеев, - в Англии премьер-министром был Чемберлен, злейший враг советского народа. На всех карикатурах и плакатах его рисовали с моноклем, часто увеличенным для броскости рисунка.

Да и других буржуев, «героев» Антанты, военных и штатских, изображали с моноклями, так что это стеклышко стало почти эмблемой контрреволюции.

А мне это в голову не приходило, и я продолжал появляться на сцене с моноклем. В 1926-ом году в Харькове был какой-то грандиозный концерт. Когда я сказал что-то смешное, вдруг с галерки послышался молодой задорный голос:

Браво, Чемберленчик!

И раздался общий смех. Но это уже смеялись не остроте Алексеева, а подняли на смех самого Алексеева. Вот что бывает, когда хотя бы в мелочи теряешь в театре ощущение времени, эпохи!

Конечно, в этот же день монокль был сдан в архив!»(Алексеев, сер. и см.ст.259)

Своевременность рождения этой профессии подтверждается почти мгновенным ее распространением. Сейчас, даже трудно отделить даты появления Никиты Балиева в Москве и Алексея Григорьевича Алексеева в Петербурге. Они открыли плеяду блистательных мастеров этого жанра. За ними последовали К. Гибшман, А.Менделеевич, П. Муравский, позже М. Гаркави и многие другие.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Сквозь КАМЕННОЕ выражение лица на секунду промелькнула робкая улыбка, и Евгений Иванович вопросительно посмотрел на Машеньку.

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ депутата в вопросах сельского хозяйства помогла достаточно быстро и квалифицированно решить многие проблемы.

На тёмной листве блестели ДОЖДЕВЫЕ капли.

ВЕЧНАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление.

Он стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка допущена в паре вечный - вековой.

Существующий долго, многие годы, столетия.

Бесконечный, без начала и конца, постоянный.

Пыль не может быть вечной, она лишь лежит многие годы.

Ответ: вековая.

Ответ: вековая

Источник: Банк ФИПИ

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Правило: Задание 5. Употребление паронимов

Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.

Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para - одинаковый, onyma - имя.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах , но ведь выучить паронимы для задания 5 - это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.

Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.

Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении. Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.

Абонемент - абонент

Артистический - артистичный

Бедный - бедственный

Безответный - безответственный

Болотистый - болотный

Благодарный - благодарственный

Благотворительный - благотворный

Бывший - былой

Вдох - вздох

Вековой - вечный

Великий - величественный

Восполнить - дополнить - заполнить - наполнить - переполнить - пополнить

Враждебный - вражеский

Выбирая - избирая

Выгода - выгодность

Выдача - отдача - передача - раздача

Выплата - оплата - плата - уплата

Выплатить - заплатить - оплатить - отплатить - уплатить

Вырастить - нарастить - отрастить

Выращивание - наращивание - отращивание

Высокий - высотный

Гарантийный - гарантированный

Гармонический - гармоничный

Глинистый - глиняный

Годичный - годовалый - годовой

Гордость - гордыня

Гуманизм - гуманность

Гуманистический - гуманитарный - гуманный

Двоичный - двойной - двойственный - двоякий - сдвоенный - удвоенный

Действенный - действительный - действующий

Деловитый - деловой - дельный - деляческий

Демократичный - демократический

Диктант - диктат

Дипломант - дипломат

Дипломатический - дипломатичный

Длинный - длительный

Добротный - добрый

Доверительный - доверчивый

Дождевой - дождливый

Драматический - драматичный

Дружеский - дружественный - дружный

Единичный - единственный

Желанный - желательный

Жестокий - жёсткий

Жизненный - житейский

Жилищный - жилой

Загородить - огородить - оградить - отгородить - перегородить

Занизить - понизить - снизить

Заплатить - оплатить

Заполнить - наполнить - переполнить

Заполнен - наполнен - переполнен

Зачинатель - зачинщик

Звериный - зверский

Звуковой - звучный

Зрительный - зрительский

Изобретательный - изобретательский

Информативный - информационный - информация -информированность

Иронический - ироничный

Искусный - искусственный

Исполнительный - исполнительский

Исходный - исходящий

Каменистый - каменный

Комфортабельный - комфортный

Конный - конский

Коренастый - коренной - корневой

Костный - костяной

Красочный - красящий - крашеный

Лакированный - лаковый

Ледовый - ледяной

Лесистый - лесной

Личностный - личный

Микроскопический - микроскопичный

Мороженый - морозильный - морозный

Надеть - одеть

Наличие - наличность

Напоминание - упоминание

Невежа - невежда

Нестерпимый - нетерпеливый - нетерпимый

Неудачный - неудачливый

Обвинённый - обвинительный

Обрывок - отрывок

Обхватить - охватить

Ограничить - отграничить - разграничить

Оклик - отклик

Органический - органичный

Отборный - отборочный

Отклонение - уклонение

Отклоняться - уклоняться

Отличать(-ся) - различать(-ся)

Отличие - различие

Памятливый - памятный

Перетерпеть - претерпеть

Покупательный - покупательский - покупной

Популистский - популярный

Почтенный - почтительный - почётный

Практический - практичный

Предоставить - представить

Представительный - представительский

Признанный - признательный

Продуктивный - продуктовый

Производительный - производственный - производительность

Просветительский - просвещённый

Публицистический - публицистичный

Пугливый - пуганый

Раздражение - раздражительность

Ритмический - ритмичный

Романтический - романтичный

Скрытный - скрытый

Словарный - словесный

Сопротивление - сопротивляемость

Соседний - соседский

Сравнимый - сравнительный

Сценический - сценичный

Технический - техничный

Удачливый - удачный

Униженный - унизительный

Фактический - фактичный

Хищнический - хищный

Царский - царственный - царствующий

Целый - цельный - целостный

Экономический - экономичный - экономный

Эстетический - эстетичный

Этический - этичный

Эффективный - эффектный

Эффективность - эффектность

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ЗАЧИНАТЕЛЬ - ЗАЧИНЩИК

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов зачинатель - зачинщик

2.Примеры словосочетаний с паронимом зачинатель

3.Примеры предложений с паронимом зачинатель

4.Примеры словосочетаний с паронимом зачинщик

5.Примеры предложений с паронимом зачинщик

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ЗАЧИНАТЕЛЬ - ЗАЧИНЩИК

ЗАЧИНАТЕЛЬ - (книжн.,устар ., высок .) Тот, кто начинает какое-либо серьезное, значительное дело; основоположник, основатель, родоначальник.

ЗАЧИНЩИК - (разг. )Тот, кто начал что-либо или побуждал других начать что-либо (обычно неблаговидное); главарь, инициатор, виновник.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗАЧИНАТЕЛЬ

1)зачинатели соревнования

2)зачинатель стахановского движения

3)зачинатель пушкиноведения

4)зачинатель советской литературы

5)зачинатель социалистического реализма

6)зачинатель прогрессивного направления в романтизме

7)зачинатель многих научных направлений

8)нового направления в науке

9)зачинатель научной фантастики

10)зачинатель социально-критического направления в искусстве 1930-х годов

11)зачинатель театроведческого изучения Шекспира

12)зачинатель российского природоохранного движения

13)зачинатель мультипликационного кино

14)зачинатель радиоокеанографии

15)зачинатель современной мультипликации

16)зачинатель рыночных реформ

17)зачинатель научного и практического изучения корейского языка в России

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗАЧИНАТЕЛЬ

1)Мое литературное поколение обладало счастьем видеть, слушать и непосредственно учиться у зачинателя нашей советской литературы, Максима Горького. (Л.М.Леонов. Речь о Чехове)

2) Барклай-де-Толли назван “зачинателем ”, так как именно он после ряда поражений начал отступление, которое было воспринято осуждающе не только со стороны руководства, но и простыми солдатами. Перед Бородинским сражением Главнокомандующим был назначен Михаил Кутузов, который продолжил отступление, даже сдал Наполеону Москву. Но после этого Кутузов смог обратить наполеоновскую армию в бегство. Таким образом, Кутузов “совершитель” того, что начал ещё полководец, военный министр Барклай-де-Толли.

3) Не по своей воле декабристы оказались в Сибири, но, пройдя через горнило испытаний, они органично влились в жизнь сибирского края. Декабристы занимались земледелием, выращивали хлеб, оказывали крестьянам врачебную помощь, учили местных ребятишек. Они являлись зачинателями многих полезных дел в хозяйстве, просвещении и культурной жизни края. Ссыльные декабристы всячески старались облегчить жизнь крестьянина.

4) Пламенный защитник национально-освободительного движения народов, обличитель тирании и политики захватнических войн, Д.Г.Байрон стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме.

5) Французский писатель 2-й половины ХIХ века Жюль Верн был подлинным зачинателем научной фантастики, основанной на научном правдоподобии и нередко на научном предвидении.

6) Зачинатель и родоначальник греческой философии и науки Фалес первым доказал несколько геометрических теорем.

7) В истории русской литературы К.Бальмонт остался как один из зачинателей «нового искусства», как виднейший представитель «старшего» символизма.

8) Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинателей зла. (??????Сенека Младший)

9) Иван Парфеньевич Бородин (1847-1930) — русский ботаник, популяризатор науки, зачинатель российского природоохранного движения, один из основателей этико-эстетического подхода в заповедном деле и охране дикой природы.

10) Клепиков Михаил Иванович - зачинатель всекубанского соревнования за высокую культуру земледелия.

11) Меркулов, Юрий Александрович (1901—1979) — советский художник и режиссёр, зачинатель современной мультипликации.

12) Михаил Шибанов (отчество неизвестно) — русский художник второй половины ХVIII века, живописец из крепостных крестьян. Портретист, иконописец, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве.

13) Для Швеции стал ясен неудачный исход русско-шведской войны, и против её зачинателей стало расти недовольство.

14) Советский композитор, дирижёр, пианист, публицист Богословский Никита Владимирович (1913-2004) был одним из зачинателей и первым ведущим популярной передачи тех лет — Клуб Весёлых и Находчивых.

15) Обретя издательский опыт, после выхода второй книжки А.А.Дельвиг, как прежде издатели «Полярной звезды», отказывается от услуг зачинателя Слёнина и с помощью Плетнёва начинает выпускать альманах собственными силами. «Северные цветы» были одним из немногих по-настоящему доходных альманахов.

16) Епископ Иоанн известен как талантливейший церковный публицист, которого единогласно признают зачинателем общественно-публицистического направления в проповеди XIX века, новатором церковного слова.

17) В 1920-е годы А.С.Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.

18) В 1916 году В.Б.Шкловский стал одним из зачинателей «Общества изучения теории поэтического языка», объединившего теоретиков формальной школы в литературоведении.

19) В 1924 году советский мультипликатор Н.П. Ходатаев вместе с Ю.Меркуловым Юрием и З.Комиссаренко открыл первую в СССР мультипликационную мастерскую, благодаря чему «Энциклопедия отечественной мультипликации» относит Ходатаева к зачинателям советской анимации.

20) В русской живописи В.Д. Поленов считается одним из зачинателей «пейзажей настроения» вслед за А.К.Саврасовым, перед И.И.Левитаном и К.А.Коровиным.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗАЧИНЩИК

1)главный зачинщик

2)основной зачинщик

3)предполагаемый зачинщик

4)зачинщик конфликта

5)зачинщик драки

6)зачинщик ссоры

7)зачинщик скандала

8)зачинщики потасовки

9)зачинщики травли

10)зачинщик переполоха

11)зачинщик раздора

12)зачинщик раскола

13)зачинщик переворота

14)зачинщик доноса

15)зачинщик шантажа

16)зачинщик мятежа

17)зачинщик бунта

18)зачинщик восстания

19)зачинщики революции

20)зачинщик смуты

21)зачинщик погромов

22)зачинщик беспорядков

23)зачинщик зáговора

24)зачинщик дебоша

25)зачинщик депортации

26)зачинщик инцидента

27)зачинщик убийства

28)зачинщик забастовки

29)искать зачинщика

30)выслать зачинщиков

31)выдать зачинщиков

32)казнить зачинщиков

33)поймать зачинщиков

34)арестовать зачинщиков

35)задержать зачинщиков

36)усмирить зачинщиков

37)наказать зачинщиков

38)покарать зачинщиков

39)привести зачинщиков

40)привезти зачинщиков

41)потребовать выдачи зачинщиков

42)признать в качестве зачинщика

43)признать зачинщиком

44)стать зачинщиком

45)являться зачинщиком

46)быть зачинщиком

47)поиск зачинщика

48)поимка зачинщиков

49)арест зачинщиков

50)наказание зачинщиков

51)задержание зачинщиков

52)личности зачинщиков

53)список зачинщиков

54)количество зачинщиков

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗАЧИНЩИК

1)По мнению ее, Захар был во всем главным зачинщиком и виновником. Он втравил Гришку во все недобрые дела. (Д.Григорович. Рыбаки)

2) Вести журнал Шемелину было нелегко. То надзор за кухней, то неприятности из-за очередного скандала, устроенного Федором Толстым… Вот он, зачинщик всех ссор на корабле! Дуэлянт, спорщик и драчун. (С. Марков. Вечные следы)

3) Мужиков изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик , наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил. (М.Е.Салтыков-Щедрин. Дикий помещик)

4) Зачинщики были наказаны в первую очередь.

5) Главный зачинщик не был обнаружен.

6) Зачинщики восстания сосланы в Сибирь, на каторгу.

7) В августе 1489 московское войско окончательно покорило Вятскую землю, казнив зачинщиков мятежа, выселив крупных вятских феодалов и купцов и уничтожив земское самоуправление.

8) Борьба организации окончилась арестом её зачинщиков .

9) Зачинщики зáговора схвачены.

10) Зачинщики погрома были задержаны и предстали перед судом.

11) Они вовсе не являлись зачинщиками бунта.

12) Личности зачинщиков и провокаторов погрома не были установлены.

13) Его признали зачинщиком беспорядка.

14) Розыск в связи с Медным бунтом (1662 год) не имел прецедентов. Всех грамотных москвичей заставили дать образцы своего почерка, чтобы сличить их с «воровскими листами», послужившими сигналом для возмущения. Однако зачинщиков так и не нашли.

15) Зачинщики мятежа пытались скрыться.

16) Федор Аристович Струве (1816—1885) — доктор классической филологии, профессор римской словесности и древностей в Казанском университете и классической филологии в Новороссийском университете. Вследствие столкновения со студентами, предложившими ему оставить кафедру, Струве в конце 1860 года прекратил чтение лекций, а возобновлением их с января 1861 года вызвал новый протест со стороны студентов, за которым последовало приказание министра исключить главных зачинщиков и предложение попечителю «поставить на вид профессору Струве отсутствие благоразумия и такта в его действиях».

17) Во время футбольного матча завязалась драка, и судья удалил обоих зачинщиков драки.

18) Он являлся главным зачинщиком этой смуты.

19) После июльских событий 1917 года репрессии Временного правительства обрушились на зачинщиков и участников беспорядков.

20) Приказано было привести двух главных зачинщиков .

Используемые источники

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. - Киров: Кировская областная типография. 1997.

3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

4.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

 


Читайте:



Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

Олег Кусов: Согласно историческим сведениям, евреи поселились на Кавказе более двух тысяч лет назад. В дальнейшем потомки тех переселенцев стали...

Кбк усн доходы минус расходы клерк

Кбк усн доходы минус расходы клерк

КБК УСН, который необходимо указать в поле 104 платежного поручения (Приложение 3 к Положению Банка России 19.06.2012 N 383-П), зависит от...

Как испечь высокий пышный бисквит

Как испечь высокий пышный бисквит

Пышный бисквит - это не только вкусный торт, но и большой. Если все сделать правильно, то из одного коржа можно легко нарезать несколько пластов,...

Пирог с клубникой в домашних условиях – простые и вкусные рецепты

Пирог с клубникой в домашних условиях – простые и вкусные рецепты

Клубничная пора столь быстротечна, нужно не пропустить и успеть побаловаться любимой ягодой. Вареники, компоты, сладкие салаты и, конечно же,...

feed-image RSS