Главная - Налоги
Фильм матильда почему не нравится верующим. "Матильда": почему фильм о романе с царем вызвал такой скандал. Мракобесы пытаются влиять на умы

История с "Матильдой" не мировоззренческая (религиозная), а политическая . Большинству верующих ни фильм, ни его показ не мешают. Или мешают не больше, чем девушки в мини или секс-шопы, например. Максимум, они на фильм просто не пойдут. А "протестуют" политизированные фрики и "православные" боевики - при поддержке влиятельных кругов в Кремле и РПЦ. Не будь "Матильды", нашли бы чем еще "оскорбиться", что громить и запрещать.

Крестный ход в Питере - традиционный (в память кого-то там). И большинство участников пришли не из-за "Матильды". Но организаторы (читай представители РПЦ и местных властей) либо сами поставили в первых рядах фриков с лозунгами против "Матильды" (каких-то "казаков"; "питерские казаки" - это уже само по себе непристойный балаган), либо не решились убрать их оттуда, обратившись к полиции. В итоге - ложная картинка массы верующих, которые, якобы, все против "Матильды".

Всего за несколько дней Россия пересекла важную черту, к которой шла давно: православные экстремисты совершили две настоящие попытки терактов. ...

Россия привыкла к религиозно мотивированным мусульманским терактам, но, несмотря на часто общее гражданство убийц и жертв, они воспринимались как теракты чужих против своих, меньшинства против большинства. Нынешние нападения – это атаки своих против своих, проводимые от имени большинства. Там была борьба за независимость, здесь – борьба за власть в виде права определять границы дозволенного для всех .

Российский режим относится к тому типу, где дисциплина важнее согласия, а власть не нуждается в соавторах политической повестки и предпочитает принимать поддержку в пассивной форме подчинения и порядка. ... И то, что власть не способна дисциплинировать неукротимую Поклонскую, свидетельствует не о том, как ее идеи крепнут, а как она слабеет под напором собственных идей.

Восходящий поток «инициатива в обмен на лояльность» (по формуле «мы определяем цель, вы нас ведете») хорошо работает между нижним и средним уровнем, но не всегда или с запозданием доходит до верхнего. Когда кипучая низовая инициатива достигает наконец самого верха, Кремлю приходится иметь дело уже не с экстравагантным одиночкой, который хочет быть святее системы, а с полновесным общественным явлением.

В этом парадокс ситуации с «Матильдой»: верхнее звено, хотя предпочитает статику динамике, не всегда пресекает избыточно деятельный восторг на ранних стадиях – это мелко и не по чину и жаль одергивать полезных энтузиастов. Когда же инициатива разрастается до масштабов, при которых Кремлю незазорно ее замечать, цена ее усмирения растет, теперь оно чревато отчуждением ценных групп поддержки и демонстрацией раскола внутри патриотического большинства. В результате уже не Кремль проверяет низовые движения на лояльность себе, а они проверяют Кремль на лояльность провозглашенной им самим идеологии .

Президент России достаточно силен, чтобы одернуть начинающего депутата Поклонскую и бригаду следователей, которые открыли дело Серебренникова и тем самым осложнили ему отношения с множеством потенциальных доверенных лиц. Но на начальном этапе опускаться на уровень Поклонской или следственной группы – слишком мелко. ... Когда вопрос поднимается на уровень, не стыдный для Кремля, участники кампании гораздо более многочисленны и распалены, чем в начале, и в ее рядах уже мелькают влиятельные лица. Одно дело, когда Поклонская нападет на фильм Учителя от своего имени, другое – когда к ней присоединяется епископ Тихон Шевкунов, который много лет считается духовником Путина и некоторых высоких чинов из российских спецслужб.

Одна из проблем персоналистского режима, выстроенного в России, в том, что в нем нет сдержек, кроме самого Путина. Его слово, сказанное ex сathedra, то есть в тронной, управленческой ситуации, все еще принимается всерьез, но именно потому, что слова других высокопоставленных функционеров становятся все менее обязательными к исполнению.

В этом отношении нынешняя верхушка действительно больше не похожа на двор, чем на политбюро. Путин не может девальвировать свое царское слово, обращаясь к Поклонской или следственной бригаде, а слово практически любого другого функционера, даже если он претендует на то, что вступает в разговор от имени Кремля, весит слишком мало, чтобы остановить патриотическую кампанию, уже нарастившую мышечную массу . Ни министр культуры Мединский, который наконец выступил с весьма категорическим осуждением «гвалта» Поклонской, ни президентский пресс-секретарь Песков, ни премьер-министр Медведев с замами для этого уже недостаточно авторитетны: для участников национал-патриотических кампаний они сами – потенциальный объект публичной или келейной борьбы и желательной замены на более патриотичных чиновников.

Для организаторов публичных патриотических кампаний в стране нет идеологов, кроме Путина и их самих. Но Путин отвечает уклончиво, не разменивая высокий сан даже на легкий риск попасть в число оппортунистов, значит, осталось найти «правильного священника» и получить благословение. Русская церковь (как и лидеры мнений из мирян), подобно миру ислама, сейчас достаточно диверсифицирована на среднем уровне. А средний уровень, объединившись с активистами снизу, получает способность навязать волю высшему: и вот на свечных ящиках по приходам лежат подписные листы против «Матильды», и уже не важно, кто их положил, важно, что их не убирают.

Кроме очевидного смешения мученичества как итога жизни и святости, упрощенно понятой как пятерка за поведение, для внешних наблюдателей не всегда понятно, почему именно последний царь, проспавший империю, так почитаем среди имперских националистов. У этой традиции два корня. Еще в советское время подлинность православного духа многими измерялась признанием святости последнего царя: эмигрантская Зарубежная церковь давно почитала его святым, в то время как РПЦ и ее, по общему мнению, завербованные КГБ иерархи под давлением атеистической власти этой святости не признавали. Так что неофиту предлагалось сделать выбор между настоящим и конформистским советским православием. По этой причине культ царя-мученика существовал в русской церкви задолго до того, как Путин в процессе объединения Русской и Зарубежной церкви сделал его официальным.

Тогда же в позднем СССР в спецслужбах стал распространяться культ белогвардейцев как настоящих (не чета большевикам) патриотов, парадоксально совмещаясь с уважением к Сталину и Дзержинскому.

в момент, когда Поклонская со своим экзотическим проектом появилась в Москве, политический центр здесь уже два года сдвигался в сторону бывшего края, примерно туда, где давно трудился философ Дугин, заседало Афонское братство, а православие превращалось в коллективную идентичность, дающую право на превосходство над победителями в холодной войне. Векторы России и Поклонской совпали и дали умножающий эффект, и теперь трудно отдельно остановить Поклонскую, не ставя под вопрос заданное в последние годы идеологическое движение всей России .

Для тех, кто разработал для страны консервативный маневр, депутат Поклонская – беспокойная, но в целом своя, а ее критики – хоть и более уравновешенные – чужие. Противопоказано бить своих на радость чужим .

Путин оказался в классической ловушке начинающего идеолога. Провозгласив идеологию, он создал новую точку отсчета для обезличенной системы координат, но набор идей связан с лицом опосредованно, и Поклонская может воплощать этот набор не хуже его самого. В прежней, неидеологической России лояльность принадлежала только ему. В новой – еще и набору идей, имеющему независимое существование.

В точке кристаллизации идеологии постепенно возникает пока не четко оформленный союз верных не столько Путину, сколько провозглашенным им идеалам священников, представителей спецслужб, бизнесменов и государственных функционеров, который можно условно назвать союзом ряс и погон. Чиновники среднего и низшего уровня начинают диверсифицировать свою лояльность, разделяя ее между президентом и этим новым неопределенно-личным идеологическим центром. Так, за запрет «Матильды» вдруг начинают высказываться местные руководители, силовики, директора, тем более что снизу им кажется – такая громкая кампания вряд ли идет без одобрения с самого верха. В результате уже после заявления министра Мединского против Поклонской и в поддержку проката «Матильды» несколько прокатчиков Камчатки приняли решение не включать фильм в репертуар, уточнив, что это их «гражданская позиция», а местное министерство культуры разместило их манифест на своем сайте: двойная лояльность, верный идеалам средний уровень спорит с представителями более высокого, делая удобный выбор на ярмарке авторитетов.

(Отдельные места в цитатах выделены мной).

Уже больше года не утихают жаркие дискуссии вокруг исторической мелодрамы «Матильда», в которой рассказывается история любви наследника российского престола Николая Романова и балерины Матильды Кшесинской. В преддверии премьеры картины, которая запланирована на 26 октября этого года, вновь активизировались общественные и религиозные деятели с требование запретить ее..

Должно быть, ни один из отечественных фильмов в последнее десятилетие не подвергался такой ярой критике со стороны общественности, как «Матильда». В исторической драме режиссера Алексея Учителя идет речь о первой любви цесаревича Николая Александровича. В юности, еще до брака с немецкой принцессой Александрой Федоровной, будущий император увлекся балериной Матильдой Кшесинской. По мнению ряда историков, этот роман прекратился еще в 1894 году, и с тех пор Николай II не поддерживал никаких связей с танцовщицей. И хотя картина еще не вышла на большие экраны страны, многие решили, что в ней грубо искажены исторические факты и последний российский император выставлен не в лучшем свете. Между тем создатели проекта и не претендуют на стопроцентную историческую достоверность.

Как разгорался скандал

Алексей Учитель задумал снять историческую драму о личной жизни императора Николая II еще в 2010 году. Изначально на роль Матильды рассматривалась британская актриса Кира Найтли - ей очень понравился сценарий, и она с радостью согласилась. Однако во время подготовки к съемкам Найтли забеременела и выбыла из проекта. Долгое время ей не могли найти замену и, в конце концов, утвердили начинающую польскую актрису Михалину Ольшанскую. На роль правителя Российской империи изначально претендовал Данила Козловский, но вместо него цесаревича сыграл немецкий актер Ларс Айдингер. Впрочем, Козловский остался в проекте - ему просто достался другой персонаж. Помимо этого, в картине снялись Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов и Григорий Добрыгин.

Съемки фильма стартовали в 2014 году в разных исторических локациях. Тогда на этот проект почти никто не обратил внимания и, естественно, ни о каких общественных волнениях и речи быть не могло. Однако чем дальше продвигалась работа над лентой, тем больше негодования вызывала.

По-настоящему всполошил общественность выход первого трейлера к «Матильде» в 2016 году. Увидев не связанные между собой отрывки, многие поспешили сделать выводы о том, что Николай II выставлен в нем как ветреный человек, придерживающийся нестрогих моральных принципов. В Русской православной церкви, например, предстоявшую картину о любовных похождениях императора сразу назвали «клеветой».

Особенно же видеоролик с содержанием любовно-эротических сцен разочаровал общественное движение «Царский крест», в котором заявили об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры». За поддержкой они обратились к депутату Госдумы РФ Наталье Поклонской, чтобы она инициировала проверку фильма «Матильда».

Поклонская, в свою очередь, приложила немало усилий для того, чтобы Генпрокуратура РФ взялась за это дело. Более того, она попыталась добиться запрета показа фильма. По мнению политического деятеля, «Матильда» оскорбляет чувства верующих, поскольку Николай II официально причислен Русской православной церковью к лику святых. Такую позицию поддержали многие россияне, которые в том же 2016-м создали на сайте Change.org петицию, обращенную к патриарху Кириллу и министерству культуры.

«Содержание фильма является сознательной ложью, так как в истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами. Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам Царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем», - говорится в прошении, которое подписали почти 25 тысяч человек.

Режиссер картины Алексей Учитель в открытую полемику с недовольными общественными и религиозными деятелями не вступал и попросил дождаться ее выхода на большие экраны, чтобы делать соответствующие выводы. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», - высказался Учитель в апреле этого года в интервью агентству РИА Новости.

Однако Наталья Поклонская решила идти до конца и нашла очередные зацепки, которые помогли бы ей официально добиться запрета на показ «Матильды». Депутат заявила о том, что в ее распоряжении оказались документы, свидетельствующие о сомнительных схемах финансирования фильма Учителя. А позже она сообщила о том, что намерена представлять в суде интересы семьи Романовых, члены которой также скептически отнеслись к исторической драме.

Кто заступился за Учителя и «Матильду», а кто поддерживает нейтралитет

В столь непростой ситуации многие коллеги режиссера поддержали его. В защиту члены Киносоюза опубликовали открытое письмо, в котором выступили против цензуры в индустрии в связи с давлением на Учителя.

«Фильм Алексея Учителя «Матильда» запланирован к выходу в прокат только в октябре 2017 года, и его еще никто не видел. Но уже не первый месяц против картины ведется кампания, которую лишь недальновидные люди могут счесть своеобразной рекламой», - говорится в послании.

Кроме того, председатель комитета Государственной думы по культуре, режиссер Станислав Говорухин, раскритиковал идею о проверке фильма. Он заявил, что такие инициативы нужно «прерывать на корню», поскольку невозможно проверить то, чего еще по факту нет. Говорухин отметил, что не понимает, почему людей возмущают реальные факты из биографии исторического лица.

К дискуссиям даже присоединились представители исполнительной власти. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков попросил не делать поспешных выводов до премьеры фильма. А премьер-министр Дмитрий Медведев предостерег граждан против проявления нетерпимости и агрессии в сфере культуры.

О ситуации высказался и министр культуры РФ Владимир Мединский. «В законе не оговариваются нарушения, которые бы могли оправдать запрет фильма. Истерическая кампания вокруг совершенно обычного фильма, который никак не оскорбляет память царя, меня возмущает. Люди, которые ее продвигают, не имеют никакого отношения к православной религии и даже к идее христианства. Мне за них стыдно», - сообщил политик в интервью французскому изданию Figaro.

До премьеры самой обсуждаемой картины этой осени остался месяц. Однако многие общественные деятели не теряют надежды, что фильм все-таки запретят в последний момент. Из-за поднявшейся волны негатива несколько сетей кинотеатров уже отказались от показа «Матильды» по соображениям безопасности. Так, недавно экстремисты подожгли автомобили возле офиса адвоката Константина Добрынина, который представляет интересы Алексея Учителя. Возле искореженных машин были разбросаны листовки с лозунгом «За Матильду гореть».

Режиссера Алексея Учителя – безусловно, самая скандальная кинопремьера 2017 года. О чем же фильм и почему его требуют запретить? Почему Поклонская считает, что просмотр «Матильды» - грех? Как фильм с претензией на историческую драму стал причиной скандала и заполучил репутацию чуть ли не экстремистского?

Так о чем же фильм «Матильда»? Сюжет кинокартины повествует об отношениях последнего российского императора Николая II с российской артисткой балета польского происхождения, прима-балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской . Любовная линия Николая II с Матильдой Кшесинской, как повествуют источники, имела место быть еще до восхождения Николая Романова на престол как императора и до его женитьбы на Александре Федоровне.

Почему скандал? Сочетание нескольких факторов, слитых воедино, и это – оскорбление чувств верующих, помноженное на исторические неточности, плюс личный протест Натальи Поклонской. Во-первых , против показа фильма взбунтовалась РПЦ, назвав историю вымыслом. Во-вторых , Николай II в 2000 году были причислен Русской православной церковью к лику святых, что как бы намекает: о каких внебрачных интрижках со святым вы говорите? В-третьих , основную волну негодования всколыхнула никто иная, как Наталья Поклонская – прокурор республики Крым, член партии «Единая Россия» и депутат Госдумы РФ. Поклонскую возмущает в фильме все – сюжет, актерский состав, и уж конечно, намек о, как она выразилась, «блудстве».


В своих интервью СМИ Поклонская уже не раз высказывалась о том, почему хочет запретить этот фильм. Депутат Госдумы назвала его экстремистским, порочащим честь «нашего государя» . Вот одна из последних цитат о фильме:

«Отмечу необходимость принятия мер к признанию сюжета фильма «Матильда» о «блудстве» Святого Угодника Божьего и Государя Российской империи, представленного немецким порноактером пропагандирующим сатанизм, - экстремистским материалом, который собственно и приводит к проявлениям экстремизма со стороны задержанных лиц» - приводит Regnum слова Поклонской.

Чем ближе премьера фильма, тем больше накаляется атмосфера вокруг него. Напомним более ранние сообщения о массовых молебнах в храмах России – с целью обращения ко Всевышнему, дабы он посодействовал в запрете «Матильды» . До поры до времени РПЦ не использовала агрессивные методы давления на власть, ограничиваясь молитвами о запрете, публичными высказываниями и тому подобным. Теперь крайние меры используют псевдо-активисты, прикрываясь Церковью.

Уже доподлинно неизвестно, кто кого спровоцировал на травлю фильма Алексея Учителя – Поклонская церковь, или церковь Поклонскую, но скандал вокруг «Матильды» стал причиной опасных спекуляций на эту тему. Так, накануне уже был задержан «православный активист» - Александр Калинин, лидер организации «Христианское государство» . Задержан он был за угрозы кинотеатрам в поджоге – если те покажут «Матильду», сообщает «КП» .

«За Матильду гореть» - именно такие листовки были разбросаны у входа в офис адвоката режиссера Алексея Учителя, которые были обнаружены после поджога автомобиля. Как сообщают «Вести» , инцидент произошел 11 сентября, по факту поджога было возбуждено уголовное дело. Сейчас подозреваемые – их трое, включая Калинина – задержаны.

Нельзя сказать, что угрозы не действуют. «От греха» ли, или в целях сохранения репутации - кто знает, но первые отказы от «Матильды» уже прогремели. Сообщается, что от проката фильма уже отказались две крупные кинопроркатные сети – «Формула кино» и «Синема-парк» .

К слову, основной противник фильма – Наталья Поклонская, уже прокомментировала ситуацию с поджогами и угрозами:

«Абсолютно правовая ситуация с фильмом Матильда кем-то используется в целях, не имеющих никакого отношения к защите нашей истории и Вере. Проявление экстремизма в данном вопросе это часть определенного плана, направленного на дестабилизацию общества, разобщение людей, дискредитацию православных верующих» - заявила Поклонская.

Конечно, это не выход – бороться с «экстремистским фильмом» экстремистскими методами. С этим согласен и Владимир Мединский.

А что же Минкульт? Многих если не возмущала, то, по крайней мере, удивляла отстраненность Минкульта от скандала с «Матильдой». После последних абсурдных событий с поджогами о фильме все-таки высказался глава Минкульта Владимир Мединский, заявив, что Министерство культуры больше не может держаться в стороне:

«Меня часто попрекают в излишнем консерватизме. И вот как консерватор хочу сказать: подобные самозваные «активисты» дискредитируют и государственную культурную политику, и Церковь» - цитирует «КП» слова Мединского – «Не знаю, какими соображениями руководствуется уважаемая госпожа Поклонская, затевая и поддерживая этот гвалт. Может, и от чистого сердца. Тем более, не готов разгадывать мотивации разнокалиберных «активистов»-поджигателей, нагло именующих себя «православными»

Стоит отметить, что сам Мединский посмотрел картину и отметил, что в «Матильде» нет ничего оскорбительного для памяти Николая II.

Поклонская же, видимо, сдаваться не намерена, утверждая, что Учитель будет отвечать в суде перед потомками дома Романовых.

Как оценили фильм неравнодушные зрители? До премьеры фильма остался месяц, однако, уже были проведены первые показы – во Владивостоке. 20 сентября ожидается показ «Матильды» в Новосибирске, также раньше премьеры увидят кино жители Астрахани.

Скандал вокруг еще не вышедшего фильма о первой любви императора Николая II развернулась с новой силой. Чем же фильм, который находится еще в производстве, так возмущает общественность?

В центре сюжета исторической мелодрамы, как назвали жанр создатели, - любовь царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской. Романтические отношения длились недолго - до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Кстати, поговаривают, что у балерины и Николая II даже родилась дочь (!)

После связи с царевичем Николаем Александровичем была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома - великого князя Андрея Романова. Воспитывала внебрачного сына. А после революции 1917 года навсегда покинула Россию. В Париже у нее была своя балетная школа.

Судьба Кшесинской сама по себе любопытна - она прожила долгую жизнь, почти сто лет. Она - прима-балерина императорских театров, влиятельная особа.

На роль главной героини пригласили польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь.

Картина между тем с первого дня была задумана как масштабная историческая реконструкция: были специально воссозданы Успенский собор, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. На 5 тысяч костюмов ушло, по некоторой информации, 17 тонн ткани. А всего бюджет картины составляет 25 млн долларов.

С чего все началось?

О том, что режиссер Алексей Учитель в 2014 году приступил к съемкам исторического кино, было известно и ни у кого не вызывало протеста. А когда производство было в самом разгаре, если не сказать больше, общественность вдруг начала активно возражать против съемок, требуя полного запрета. Возможно, показался провокационным первый трейлер к фильму. Но с момента его появления посыпались жалобы. Среди главных инициаторов - общественное движение «Царский крест»:

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», - говорится в официальном заявлении общественников. И они обратились за поддержкой к Наталье Поклонской, теперь уже депутату Госдумы, а в то время прокурору Республики Крым.

Наталья Поклонская дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Проверка не нашла нарушений. В 2016 году в интернете появилась петиция на сайте Change.org, цель которой - запретить фильм. «Содержание фильма является сознательной ложью» - говорится в ней.

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, - сказано в петиции. — Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

В конце января 2017 года по кинотеатрам страны были разосланы письма-жалобы. Наталья Поклонская отправила еще один депутатский запрос в Генеральную прокуратуру, чтобы проверить законность расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма. А в апреле 2017 года - в экспертную комиссию, в составе докторов психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет, чтобы оценить сценарий и трейлеры фильма.

Члены комиссии усмотрели массу критических замечаний: от опять-таки морального облика русского царя до некрасивой внешности его возлюбленной. И вердикт прежний: в картине навязывается ложный образ святого Николая II, оскорбляются чувства верующих. Результаты экспертизы в очередной раз направлены в Генпрокуратуру.

Кто поддержал выход фильма?

Главная мысль, которая звучит у большинства деятелей культуры и чиновников, - преждевременно выносить мнение о фильме, который еще и не вышел. Но агрессивные нападки от общественных организаций тоже не могли остаться без внимания. Многие деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

Открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Министр культуры Владимир Мединский, несколько раз бывавший на съемках картины, в эфире радио «Комсомольская правда» тоже поддержал «Матильду».

Наконец, комментарий по поводу ситуации вокруг премьеры дал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере, странно. «И потом, честно говоря, я, к сожалению, не располагаю информацией, какие именно эксперты оценивали фильм - эксперт эксперту рознь. Поэтому, не зная, кто именно оценивал фильм, в рамках каких полномочий, наверное, трудно о чем-то говорить», - заявил Песков.

А что говорят потомки царской династии Романовых?

Представители дома Романовых не солидарны в оценке еще не вышедшего фильма. Но идея фильма многим явно не пришлась по душе. Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио «Балтика» назвал «Матильду» низкопробной подделкой, которая не имеет ничего общего с реальными событиями: «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо».

Представитель объединения членов семьи Романовых (другая ветвь семьи) в России Иван Арцишевский считает, что в картине нет ничего обидного. «Николай II стал святым за мученическую смерть, а показать его человеком, я считаю, абсолютно нормально - это моя личная позиция», - рассказал Арцишевский ТАСС.

Создатели фильма устали от споров

Режиссер Алексей Учитель назвал дискуссию вокруг «Матильды» бесполезной и ненужной. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», - заявил режиссер РИА Новости. «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений - это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он - человек, а человек, что, не может любить?».

По информации ТАСС, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской, обосновав возможные нарушения правил депутатской этики, проявившиеся «в необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда».

Когда премьера?

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре - там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Кстати, музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.


Фильм, который снимает известный режиссер Алексей Учитель ("Прогулка", "Портрет его жены"), рассказывает историю отношений будущего императора, а на тот момент цесаревича Николая Александровича Романова и прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Танцовщица с польской кровью своей красотой буквально свела с ума царского сына. С его стороны это была настоящая страсть от которой Николая заставили отказаться в обмен на корону. Хотя будущий император любил свою Матильду так, что готов был отказаться от престола.


Согласитесь, история, действительно заслуживающая внимания кинематографа. Под этот грандиозный проект государство выделило 25 миллионов долларов, большая часть из которых была израсходована на декорации и костюмы, а их было сшито более 5 тысяч. География съемок грандиозная: снимали во самых заповедных местах исторического Петербурга: в интерьерах Мариинского театра, Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах, - так что этот фильм уже одной своей картинкой - путеводитель по истории. Кроме того, для фильма были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Ну, то есть масштабы всем понятны. Плюс саундтрек заказали моднейшему композитору Голливуда Марко Белами, а сыграл все-то, что написал голливудский итальянец, расширенный состав симфонического оркестра п/у Валерия Гергиева. Да, мы еще забыли сказать об актерах, во всех ролях кроме главных только самые модные фамилии, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов. В этот список, честное слово, просится имя Ходченковой, но каким-то чудом обошлись без нее.

А вот что касается исполнителя главной роли, тут создатели, как говориться, лоханулись. В погоне за актерской внешностью, максимально схожей с лицом Николая II, продюсеры утвердили на роль немецкого актера Ларса Айдингера. И надо ж такому случиться, что именно этот статный 39-летний красавец блондин в свое время умудрился сняться в порно-фильме, в частности, в арт-порно-картине Питера Гринуэя "Гольциус и Пеликанья компания" (2012), которая вроде и была снята метром на Библейские и античные сюжеты, но все равно, считается фильмом, который просто эротикой не назовешь. Ну, и началось.

"У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь"

У грандиозного кинопроекта конечно же появились враги, например, в лице бывшей прокурорши Крыма и депутата Госдумы Натальи Поклонской. Подначиваемая представителями общественного движения "Царский крест", Поклонская обвинила картину в "искажении исторических событий" и "антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры" и уже отправила в Генпрокуратуру два запроса, чтобы соответствующие органы проверили, правильно ли создатели "Матильды" используют выделенные из бюджета средства, а заодно проверили сюжет на наличие в ней крамолы, порочащей память императорской семьи и чувства православных.

На эти действия Поклонской Глава комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин заметил, что такие инициативы следует "прерывать на корню", поскольку, во-первых, нельзя проверить то, чего еще нет (фильм-то до сих пор находится в процессе съемок), а, во-вторых, как сказал Говорухин, "непонятно, почему реальная история из жизни Николая Романова, который, кстати, был тогда еще только наследником трона, должна вызывать возмущение у определенных кругов и вытекать в подобные проверки". Тупиковым и неверным путем называют процесс травли фильма и священники, хотя при этом саму картину осуждают.

Потомки самой Матильды Кшесинской тоже никаких поводов для обращения в правоохранительные органы он не видят. Правнук балерины Константин Севенард заявил, что для этого пока оснований нет.

Никто фильм не видел. Мне говорить о том, что там есть несоответствия с историческими событиями сложно, - комментирует ситуацию г-н Севенард. - Николай Второй был близок с Матильдой Кшесинской - это известный доказанный факт. Тут оспаривать нечего. Мне не нравится, что фильм захватывает события с момента знакомства Кшесинской с Николаем и заканчивается его коронацией. История эта имеет большую протяжённость. Мы знаем, что у Матильды Феликсовны и Николая Второго родилась дочь в 1911 году. В нашей семье есть фотографии, подтверждающие это. Матильда получила титул Святейшей Княгини потом. Весной 1917 года она была посредником между Николаем Вторым и Временным Правительством. Она пыталась спасти Царскую семью.

На днях режиссер фильма "Матильда" Алексей Учитель, наконец, отреагировал на нападки недовольных православных россиян. Хотя, сдается, проблему он оценил по достоинству слишком поздно. Учитель заявил, что создатели фильма готовят два письма в Генеральную прокуратуру - одно по поводу самой Поклонской, а другое, по поводу людей, которые рассылают в кинотеатры письма с призывом отказаться от проката фильма.

В общем, скандал не шуточный. И опасения, что 25 миллионов бюджетных денег ухнут в бездну есть и очень большие. Мы уже не говорим про труд тысяч людей, приложивших к этому фильму свои усилия, - кто его и когда ценил. Понятно лишь одно, премьера фильма недавно была перенесена на 25 октября, так что у обеих сторон есть время для маневров.

Алексей Учитель в центре

«Матильда»

Я снимаю не биографию Матильды Кшесинской. Мой первый игровой фильм «Мания Жизели», выпущенный в 1995 году, был как раз в чистом виде байопиком другой балерины, Ольги Спесивцевой. У«Матильды» же другой жанр, это лирический рассказ о том, как маленькая женщина могла существенно повлиять на судьбу России. Трудно в это поверить, но ведь мы были в шаге от того, чтобы все сложилось совсем иначе. Есть целый ряд мистических и загадочных происшествий, которые повлияли на ход исторических событий. Например, показанное в фильме крушение царского поезда под Харьковом. Десятки людей погибли, были ранены, состав разметало по железнодорожной насыпи, но ни один член царской семьи не пострадал. Александр III руками удерживал крышу искореженного вагона, давая возможность выбраться жене и детям. Однако именно тогда он повредил себе почку, что повлекло за собой смерть императора в возрасте сорока девяти лет.

Это фильм об искренней и взаимной любви будущего императора Николая II и Матильды Кшесинской на фоне бурных исторических событий. Меня сейчас очень интересует фигура последнего самодержца. При подготовке к фильму я прочитал об этом человеке массу исторических документов, мемуаров, и на мой взгляд, его очень часто понимают у нас неправильно, как слабовольного монарха, который погубил Россию. Не все так. Он не очень хотел принимать власть, но когда за нее взялся, то к 1913 году сделал Россию первой в Европе по всем экономическим показателям, не говоря уже о развитии искусства и культуры, — страна тогда была самой сильной за все годы своего существования. По моим ощущениям, он был человеком внешне не властным, мог говорить тихо, но очень правильно подбирал людей. У него был один недостаток: на него действительно влияли женщины, в частности императрица Александра Федоровна. Вплоть до свадьбы, даже до момента коронации Николай II разрывался между двумя женщинами. Фильм и об этом — о ситуации, когда долг побеждает, а любовь остается в стороне. Мы снимаем художественный фильм и не ставили перед собой задачи восстановить историческую справедливость, но надеюсь, мой личный взгляд на личность императора будет интересен зрителю.

Кшесинская действительно была первой русской балериной, которая сделала тридцать два фуэте. Но нельзя сказать, чтобы она была невероятной красавицей — Матильда Феликсовна безумно притягивала своим обаянием и энергетикой. Наследнику Николаю Александровичу, человеку, в общем-то, закомплексованному и зажатому, она помогла раскрепоститься — он обрел и внутреннюю, и внешнюю свободу. Помимо двух этих главных героев и невесты императора Аликс в фильме есть еще одно важное действующее лицо, офицер Воронцов, которого играет Данила Козловский. Это на самом деле существовавший человек, которого любовь к Матильде Кшесинской свела с ума: он был настолько одержим ею, что пытался повеситься, вынашивал планы нападения на Николая II. Его присутствие придаст фильму оттенок триллера.

Помимо масштабных сцен, катастроф, большого количества костюмов мы показываем с неожиданной стороны то время: в России уже тогда носили джинсы, ездили на мотоциклах, катались на роликовых коньках. Николай II был фанатом фотографии и кинематографа, у него у первого в России появились компактная фотокамера и кинопроектор, ручку которого царь крутил сам,— он безумно любил смотреть фильмы, и мы это в картине показываем.

Я очень долго не мог найти актрису на главную роль, пробовались актрисы и знаменитые, и менее известные, искали по всей стране и далеко за ее пределами. В результате исполнительница нашлась, но в силу некоторых причин мы до сих пор не раскрываем имя главной актрисы «Матильды» — все это породило волну слухов, вплоть до анекдотических.

Перед началом съемок мы устроили конкурс синопсисов, в котором участвовали двенадцать авторов, и все толкали действие в сторону байопика, мне же хотелось какой-то необычной по жанру истории. И такая обнаружилась в сценарной заявке писателя Александра Терехова: на нескольких страницах у него было сразу множество вбросов отдельных сцен из будущего фильма, написанных очень необычным языком и при этом чрезвычайно зримо. Работать с талантливым писателем мне всегда интересно: проще увидеть сцену, когда она написана не просто технично, но еще и мастерским слогом. С Александром взаимодействовать было легко, при том что это будет его дебют в качестве сценариста.

Всю хореографию в нашем фильме ставит Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Я рассматривал разные кандидатуры, но сделал выбор, когда увидел поставленный Алексеем потрясающий балет на музыку Адана «Голубая птица и принцесса Флорина», который невероятно тонко воссоздает атмосферу конца XIX века. Около семидесяти артистов этого театра и учащихся Пермского хореографического училища приезжали к нам на съемки. Когда вы видите на сцене полсотни балерин с горящими внутри пачек лампочками, это даже на современного зрителя производит впечатление и при этом все исторически достоверно: такие костюмы в то время уже были, а сейчас их воспроизвела наш художник Надежда Васильева.

Нет практически ни одного дворца в Петербурге, кроме Зимнего, где бы не снимали: Екатерининский, Елагин, Юсуповский, Александровский в Царском Селе. Роль апартаментов Кшесинской играет найденная нами реально существующая квартира на Загородном проспекте — ее хозяева превратили свое жилье в музей быта рубежа XIX-XX веков.

В Большом театре в Москве мы снимали всего один день, зато Александринский и Мариинский театры проявили особую щедрость — Мариинку мы вообще получили целиком в свое распоряжение на восемь дней во время отпуска труппы, и это первый подобный случай за все годы существования театра. Валерий Гергиев является музыкальным руководителем картины, а Мариинский театр — партнером в создании фильма. Впереди у нас съемка этим летом еще трех больших эпизодов на натуре, в частности давки на Ходынском поле — строим для этого декорации под Петербургом, — а к весне следующего года фильм должен быть готов.

Скандал вокруг еще не вышедшего фильма о первой любви императора Николая II развернулся с новой силой. Чем же фильм, который находится еще в производстве, так возмущает общественность?

В центре сюжета исторической мелодрамы, как назвали жанр создатели, – любовь царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской. Романтические отношения длились недолго – до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Кстати, поговаривают, что у балерины и Николая II даже родилась дочь (!)

После связи с царевичем Николаем Александровичем была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома – великого князя Андрея Романова. Воспитывала внебрачного сына. А после революции 1917 года навсегда покинула Россию. В Париже у нее была своя балетная школа.

Запрет фильма Матильда одна из горячо обсуждаемых тем рунета

Фото кадр из фильма

Судьба Кшесинской сама по себе любопытна – она прожила долгую жизнь, почти сто лет. Она – прима-балерина императорских театров, влиятельная особа.

На роль главной героини пригласили польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

Картина между тем с первого дня была задумана как масштабная историческая реконструкция: были специально воссозданы Успенский собор, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. На 5 тысяч костюмов ушло, по некоторой информации, 17 тонн ткани. А всего бюджет картины составляет 25 млн долларов.

С чего все началось?

Фото кадр из фильма

О том, что режиссер Алексей Учитель в 2014 году приступил к съемкам исторического кино, было известно и ни у кого не вызывало протеста. А когда производство было в самом разгаре, если не сказать больше, общественность вдруг начала активно возражать против съемок, требуя полного запрета. Возможно, показался провокационным первый трейлер к фильму. Но с момента его появления посыпались жалобы. Среди главных инициаторов – общественное движение «Царский крест»:

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», – говорится в официальном заявлении общественников. И они обратились за поддержкой к Наталье Поклонской, теперь уже депутату Госдумы, а в то время прокурору Республики Крым.

Наталья Поклонская дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Проверка не нашла нарушений. В 2016 году в интернете появилась петиция на сайте Change.org, цель которой – запретить фильм. «Содержание фильма является сознательной ложью» – говорится в ней.

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, – сказано в петиции. - Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

Фото кадр из фильма

В конце января 2017 года по кинотеатрам страны были разосланы письма-жалобы. Наталья Поклонская отправила еще один депутатский запрос в Генеральную прокуратуру, чтобы проверить законность расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма. А в апреле 2017 года – в экспертную комиссию, в составе докторов психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет, чтобы оценить сценарий и трейлеры фильма.

Члены комиссии усмотрели массу критических замечаний: от опять-таки морального облика русского царя до некрасивой внешности его возлюбленной. И вердикт прежний: в картине навязывается ложный образ святого Николая II, оскорбляются чувства верующих. Результаты экспертизы в очередной раз направлены в Генпрокуратуру.

Кто поддержал выход фильма?

Главная мысль, которая звучит у большинства деятелей культуры и чиновников, – преждевременно выносить мнение о фильме, который еще и не вышел. Но агрессивные нападки от общественных организаций тоже не могли остаться без внимания. Многие деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

Открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Министр культуры Владимир Мединский, несколько раз бывавший на съемках картины, в эфире радио «Комсомольская правда» тоже поддержал «Матильду».

Наконец, комментарий по поводу ситуации вокруг премьеры дал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере, странно. «И потом, честно говоря, я, к сожалению, не располагаю информацией, какие именно эксперты оценивали фильм – эксперт эксперту рознь. Поэтому, не зная, кто именно оценивал фильм, в рамках каких полномочий, наверное, трудно о чем-то говорить», – заявил Песков.

А что говорят потомки царской династии Романовых?

Фото кадр из фильма

Представители дома Романовых не солидарны в оценке еще не вышедшего фильма. Но идея фильма многим явно не пришлась по душе. Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио «Балтика» назвал «Матильду» низкопробной подделкой, которая не имеет ничего общего с реальными событиями: «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо».

Представитель объединения членов семьи Романовых (другая ветвь семьи) в России Иван Арцишевский считает, что в картине нет ничего обидного. «Николай II стал святым за мученическую смерть, а показать его человеком, я считаю, абсолютно нормально – это моя личная позиция», – рассказал Арцишевский ТАСС .

Создатели фильма устали от споров

Режиссер Алексей Учитель назвал дискуссию вокруг «Матильды» бесполезной и ненужной. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», – заявил режиссер РИА Новости . «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений – это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он – человек, а человек, что, не может любить?».

По информации ТАСС, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской, обосновав возможные нарушения правил депутатской этики, проявившиеся «в необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда».

Когда премьера?

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре – там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Кстати, музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

 


Читайте:



Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

Олег Кусов: Согласно историческим сведениям, евреи поселились на Кавказе более двух тысяч лет назад. В дальнейшем потомки тех переселенцев стали...

Кбк усн доходы минус расходы клерк

Кбк усн доходы минус расходы клерк

КБК УСН, который необходимо указать в поле 104 платежного поручения (Приложение 3 к Положению Банка России 19.06.2012 N 383-П), зависит от...

Как испечь высокий пышный бисквит

Как испечь высокий пышный бисквит

Пышный бисквит - это не только вкусный торт, но и большой. Если все сделать правильно, то из одного коржа можно легко нарезать несколько пластов,...

Пирог с клубникой в домашних условиях – простые и вкусные рецепты

Пирог с клубникой в домашних условиях – простые и вкусные рецепты

Клубничная пора столь быстротечна, нужно не пропустить и успеть побаловаться любимой ягодой. Вареники, компоты, сладкие салаты и, конечно же,...

feed-image RSS