Главная - Рекомендации
16 тематическое разнообразие лирики а н плещеева. Рубрика: Алексей Плещеев. Ее мне жаль

Александр Блок в октябре 1908 года в статье «Вечера „искусств“» писал: «На днях один писатель (не моего поколения) рассказывал мне о прежних литературных вечерах: бывали они очень редко и всегда отличались особой торжественностью… Но почему потрясали сердца: Майков со своей сухой и изящной декламацией, Полонский с торжественно протянутой и романтически дрожащей рукой в грязной белой перчатке, Плещеев в серебряных сединах, зовущий „вперед без страха и сомненья“? Да потому, говорил мне писатель, что они как бы напоминали о чем-то, будили какие-то уснувшие струны, вызывали к жизни высокие и благородные чувства. Разве есть теперь что-нибудь подобное, разве может быть?»

Значение писателя в жизни своего времени не всегда соответствует масштабам его таланта и важности его вклада в развитие отечественной литературы. Нередко в истории поэзии мы видим, как, хотя бы и неполные, ответы на жгучие вопросы придают силу голосу художника. В не меньшей степени действуют на читателей жизнь и характер писателя, его личное обаяние, его убеждения и искренность. Именно таким был поэтический облик А. Н. Плещеева.

Мысль о значении гражданского начала в поэзии у Блока пробудила воспоминание о Плещееве. И действительно, симпатичная фигура поэта-революционера до конца дней его вызывала в молодом поколении горячее сочувствие. Участие Плещеева в революционном движении определило в равной мере и основные мотивы и особенности его произведений, и его личную судьбу. В день сорокалетнего юбилея Плещеев получил множество поздравлений, и среди них были письма участников революционного движения и революционно настроенной молодежи. Так, студент-художник восторженно отмечал как удивительный для годов реакции «славный малопонятный подвиг» служения поэта под «одним и тем же знаменем».

Характерно также и то, что для реакционной печати и царского правительства Плещеев до конца дней своих оставался живым воплощением революционных настроений русского народа. Недаром в день его смерти газетам было запрещено печатать какое бы то ни было «панегирическое слово покойному поэту».

Стихотворения А. Н. Плещеева – поэтическая биография лучших людей 40-60-х годов прошлого века, для которых неизменными оставались революционные идеалы. В этом смысле поэзия петрашевца неотделима от истории русской демократической поэзии и истории освободительной борьбы второй половины XIX столетия. Плещеев оценил и понял значение новых поколений русских революционеров и в течение весьма длинного жизненного и творческого пути стремился ответить на поставленные ходом общественного развития вопросы – именно поэтому его влияние на современность было так велико.

Алексей Николаевич Плещеев родился 22 ноября 1825 года в Костроме. Отец его, Николай Сергеевич, потомок старинного и известного в истории России дворянского рода, служил при олонецком, вологодском и архангельском губернаторах. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, куда был переведен его отец. Получив отличное домашнее образование, он в 1839 году был, по желанию матери, определен в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Будущему поэту довелось здесь столкнуться с отупляющей и развращающей атмосферой николаевской военщины, которая навсегда поселила в его душе «самую искреннюю антипатию» (письмо к В. Д. Дандевилю от 24 мая 1855 года). Через полтора года он ушел из школы. В 1843 году будущий поэт поступил на восточный факультет Петербургского университета, в котором пробыл до лета 1845 года. Одновременно с ним здесь учились Н. Спешнев, А. Ханыков, Д. Ахшарумов и др. В этом кругу товарищей, большинство которых позже войдет в общество Петрашевского, складывались литературные и политические интересы Плещеева. Знаменательно, что приблизительно в то же время начинается поэтическая деятельность многих будущих участников кружка Петрашевского: Салтыкова-Щедрина, Пальма, Дурова и др. Именно в это «невыгодное для поэтов» (по выражению Некрасова) время в печати появились первые стихотворения А. Н. Плещеева. В февральском номере «Современника» за 1844 год он напечатал стихотворение «Ночные думы». Издатель «Современника» и ректор Петербургского университета П. А. Плетнев писал Я. К- Гроту 16 марта 1844 года: «Видел ты в „Современнике“ стихи с подписью А. П-в? Я узнал, что это наш студент еще 1-го курса Плещеев. У него виден талант. Я его призывал к себе и обласкал его. Он идет по восточному отделению, живет с матерью, у которой он единственный сын, и в университет перешел из школы гвардейских подпрапорщиков, не чувствуя расположения к ратной жизни». Вскоре обнаружилось идейное расхождение Плещеева с «Современником», которое сам же Плетнев объяснил влиянием идей Белинского или, как пишет он, «доктрины Краевского». Белинскому принадлежит важная роль в становлении политических и литературных взглядов Плещеева-студента. В своих статьях поэт с горячим чувством вспоминал о значении статей Белинского в его время, «когда с каким-то лихорадочным нетерпением ожидалась публикой каждая книжка журнала, где писал Белинский. Сильнее билось сердце молодого поколения в ответ на его могучий, страстный, энергический голос, говоривший о любви к истине, науке и человечеству, беспощадно преследовавший все низкое, противное достоинству человека – в жизни, и все ложное, напыщенное, риторическое – в искусстве». И затем он так определял роль Белинского в судьбе своего поколения: «Сколько людей обязаны ему своим развитием; скольких научил он сознательно смотреть на окружающую их действительность, скольким помог уразуметь всю пошлость и уродливость некоторых ее явлений, вопреки воспитанию, приучившему рабски склонять перед этими явлениями голову…»

Отрицание пошлости и уродливости тогдашнего общества, демократические и социалистические идеи – таков один из итогов студенческого периода. Недаром летом 1845 года он покинул университет и в письме к П. А. Плетневу объяснил свой уход неудовлетворенностью университетским курсом и желанием «посвятить себя наукам живым… близким к жизни и, следовательно, к интересам нашего времени…». Среди этих наук он называет далеко не случайно историю и политическую экономию. Этот перелом в настроениях Плещеева привел его также к отказу от сотрудничества в благонамеренном (донекрасовском) «Современнике». В том же 1845 году он попытался забрать у Плетнева под благовидным предлогом свои стихотворения, объясняя это тем, что их нельзя печатать без «значительных поправок и изменений».

Видимо, этим объясняется его переход с 1845 года в другие издания – «Репертуар и Пантеон» и «Иллюстрацию». Во всяком случае, характерно, что в 1844 году он напечатал в «Современнике» 13 стихотворений, в 1845 году – два, а в 1846-м появилось только одно – «На память», с датою –1844 год. С начала 1845 года Плещеев, по существу, прекратил участие в журнале Плетнева. Этим же объясняется и то обстоятельство, что стихотворения, опубликованные в «Современнике» в 1845–1846 годах, он вновь напечатал в других органах, а некоторые появляются одновременно в «Современнике» и «Репертуаре и Пантеоне». Во многом меняется и сам характер его поэтической деятельности.

Крайне знаменателен тот факт, что уход из «Современника» и университета совпадает с возникновением тайного общества Петрашевского. Общность литературных и философско-политических интересов сближает Плещеева с Н. В. Ханыковым, П. В. Веревкиным, И. М. Дебу, М. В. Петрашевским, братьями Майковыми, Милютиными и др. Из них и составилось в 1845 году тайное общество Петрашевского. Плещеев принадлежал к числу наиболее видных участников «пятниц» (или, как их называли участники, – «комитетов» или «сходок») Петрашевского. Он был посетителем «пятниц» с момента их возникновения, то есть с начала 1845 года. Вместе с Ханыковым, Баласогло, Дуровым, Вл. Милютиным, Салтыковым, Спешневым, Энгельсоном Плещеев входил в основное ядро этого политического общества уже в 1845–1846 годах. Кроме того, он был связан и с другими кругами оппозиционно настроенной интеллигенции Петербурга. В числе его знакомых были братья Бекетовы, в доме которых также «слышался негодующий благородный порыв против угнетения и несправедливости». Здесь он сдружился с рано погибшим критиком Валерьяном Майковым и Ф. М. Достоевским. Весной 1846 года Плещеев познакомил Ф. Достоевского с Петрашевским. Осенью 1848 года по почину Плещеева и Достоевского возник особый кружок С. Ф. Дурова, А. И. Пальма и Плещеева. В полицейской сводке сказано: «Григорьев отозвался, что они <вечера у Дурова> имели характер политический». По показаниям А. Н. Барановского, зимою 1846–1847 года в рассказывании различных антиправительственных анекдотов «отличались преимущественно Петрашевский и Плещеев».

Наименование Примечание
"Опять весной в окно мое пахнуло",
"Уж тает снег, бегут ручьи",
"Песни жаворонков снова",
"Весенней ночью".
«Осень наступила…», «Осенняя песенка», «Осень".

Алексей Плещеев - русский поэт, подписывавший свои творения псевдонимом «Лишний человек». Творчество этого мастера слова, создавшего хрестоматийные произведения, незаслуженно мало изучается в школе. Однако доказательством народного признания можно считать то, что на его стихи положено около сотни песен, романсов. Кроме поэзии Плещеев активно занимался общественной деятельностью, делал переводы и увлекался драматургией.
Самые знаменитые строчки из позитивного стихотворения, прославляющего весну, известны всем: «Травка зеленеет, солнышко блестит…» Лирика Плещеева восхищает мелодичностью, чистотой и, может быть, некой бесхитростностью. Однако некоторые замечают, что под такой кажущейся незамысловатостью скрыто социальное недовольство бедственной крестьянской долей.
Детская тема интересовала Алексея Николаевича Плещеева всегда. Он писал стихотворения для подрастающего поколения, тщательно составлял хрестоматии, включающие лучшие, по его мнению, детские стихи. Благодаря ему были изданы школьные учебники, содержащие географические очерки. Его произведения, написанные для ребят, учат радоваться каждому дню, надеяться на лучшее, видеть красоту в заурядных, обычных вещах. Безусловно, с творчеством этого поэта нужно познакомить своих детей как можно раньше.

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.
Родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле.
Алексей Плещеев провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г. напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.
Алексей Плещеев входил в нелегальный кружок Петрашевского, в котором проповедовались социалистические идеи. В частности, он доставил Петрашевскому запрещенное властями письмо Белинского к Гоголю. В апреле 1849 г., когда царское правительство разгромило кружок Петрашевского, поэт был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.
22 декабря 1849 г. Алексея Плещеева вместе с другими петрашевцами привезли на Семеновскую площадь для казни, которая была отменена лишь в последнюю минуту. Поэт был приговорен к четырем годам каторги, замененной "во внимание к молодым его летам" ссылкой - рядовым в Оренбургский линейный батальон. Он получил разрешение на въезд в "обе столицы" и вернулся к литературной деятельности через десять лет солдатчины. В 1872 г. по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки" и заведовал в нем отделом стихов. После закрытия"Отечественных записок" Плещеев этим же отделом заведовал в "Северном вестнике".
Алексей Плещеев умер в 1893 г. в Париже по пути на французский курорт. Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи. В день его похорон московские газеты получили предписание, запрещавшее всякое "хвалебное слово покойному поэту".

Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893) - русский поэт, писатель, переводчик, критик. Произведения Плещеева вошли в хрестоматию русской поэзии, прозы, детской литературы и стали основой около сотни романсов русских композиторов.

Детство и юность

Алексей Плещеев происходил из дворянского рода, который к моменту рождения будущего поэта в 1825 году обеднел. Мальчик, будучи единственным сыном родителей, родился в Костроме и провел свое детство в Нижнем Новгороде. Начальное образование получил дома, знал три языка.

В 1843 году Плещеев поступает в Петербургский университет на факультет восточных языков. В Петербурге складывается круг его общения: Достоевский, Гончаров, Салтыков-Щедрин, братья Майковы. К 1845 году относится знакомство Плещеева к кружком петрашевцев, исповедующими идеи социализма.

Первый сборник стихов поэта вышел в 1846 году и был пронизан революционными устремлениями. Опубликованный в нем стих «Вперед! Без страха и сомненья» молодежь воспринимала как «русскую Марсельезу». Стихи Плещеева раннего периода являются первым русским откликом на события Французской революции, некоторые из них были запрещены цензурой до начала ХХ века.

Ссылка

Кружок Петрашевского, активным участником которого был Плещеев, был накрыт полицией весной 1849 года. Плещеев и другие участники кружка были заключены в Петропавловскую крепость. Результатом следствия стал смертный приговор для 21 из 23 заключенных, предполагающий расстрел.

22 декабря состоялась инсценировка казни, в последний момент которой был зачитан императорский указ о помиловании и ссылке осужденных. Плещеев был отправлен в качестве рядового на Южный Урал, близ Оренбурга. Военная служба поэта длилась 7 лет, первые годы он практически ничего не писал.

За смелость, проявленную в ходе туркестанских походов и осаде Ак-Мечети, Плещеев был повышен в звании и вышел в отставку. В 1859 году он вернулся в Москву, а с 1872 года жил в Петербурге.

Творчество после ссылки

Второй сборник стихов поэта был опубликован в 1858 году с предпосланными словами Гейне «Я не в силах был петь…». По возвращению в Москву Плещеев активно сотрудничал с журналом «Современник», публиковал стихи в различных изданиях Москвы. К этому времени относится обращение к прозе. Созданы повести («Наследство», «Отец и дочь», «Пашинцев», «Две карьеры» и др.).

В 1859-66 гг. Плещеев вступил к группу руководителей «Московского вестника», направив его в сторону либерализма. Смелым политическим актом многие критики посчитали публикации Плещеевым произведений и автобиографии Т. Шевченко, с которым поэт познакомился в ссылке. Политизированным было и стихотворное творчество, например, стихотворения «Мольба», «Честные люди, дорогой тернистою…», «К юности», «Лжеучителям» и др.

В 60-х годах Плещеев впадает в депрессивное состояние. Уходят его товарищи, закрываются журналы, где он печатался. Названия стихотворений, созданных в этот период, красноречиво говорят о перемене внутреннего состояния поэта: «Без надежд и ожиданий», «Я тихо шел по улице безлюдной».

В 1872 году Плещеев вернулся в Петербург и возглавил журнал «Отечественные записки», а затем «Северный вестник». Возвращение в круг единомышленников способствовало новому творческому импульсу.

В последние годы жизни поэт много писал для детей: сборники «Подснежник», «Дедушкины песни».

Перу Плещеева принадлежат переводы стихотворений и прозы целого ряда зарубежных авторов. Значительны работы поэта в драматургии. Его пьесы «Счастливая чета», «Нет худа без добра», «Командирша» с успехом ставятся в театрах.

Алексей Плещеев умер 26 сентября 1893 года в Париже, находясь там проездом в Ниццу на лечение. Похоронен в Москве.

Николай Алексеевич Плещеев, биография которого будет кратко изложена в статье, является ярким представителем русской интеллигенции XIX века. Он был прозаиком, поэтом, переводчиком, литературным критиком, и революционером.

Начало жизненного пути

Жизнь Плещеева была переполнена событиями, богата запоминающимися фактами. Родился писатель в семье, которая принадлежала к старинному дворянскому роду. Это радостное событие произошло в начале зимы 1825 года в Костроме. С 1826-го семья жила в Нижнем Новгороде, куда на государственную службу был переведен отец будущего поэта. Однако вскоре глава семейства умирает, и мальчик остается на попечении матери.

В 1839 году будущий поэт Плещеев вместе с ней переезжает жить в Петербург. Здесь он решает посвятить свою жизнь военной службе и поступает учиться в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Но, проучившись в учебном заведении два года, молодой человек понимает, что это не его предназначение. Он оставляет учебу и поступает в Петербургский университет на историко-философский факультет. Предметом его изучения становятся восточные языки.

Круг знакомых Плещеева к этому времени уже очень широк, несмотря на его молодой возраст. Он знаком с такими известными людьми, как Плетнев, Григорович, Краевский, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин.

Общественная деятельность

В середине XIX века среди дворянской молодежи считалось престижным состоять в различных общественных движениях, кружках, партиях. Не остался в стороне от современных веяний и молодой Плещеев. Биография поэта полна сведений о его участии в подобных организациях, в том числе и революционных. Все эти увлечения были страстными и оказывали непосредственное влияние на судьбу поэта.
Так, например, находясь под воздействием влияния Бекетова, который руководил одним из студенческих кружков, Плещеев охладел к учебе и оставил университет в 1845 году, не окончив обучение. В это же время он начал посещать заседания кружка Петрашевского. Но особая тяга у молодого поэта была к кружку Дурова, где преобладали не столько политические, сколько литературные интересы.

Раннее творчество

Стихи Плещеева начали появляться в печати с 1844 года, главным образом в таких известных в то время изданиях, как "Отечественные записки", "Современник", "Литературная газета", "Библиотека для чтения". В стихах, относящихся к раннему периоду творчества, явно чувствуется влияние произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.

Поэзии Плещеева присущи мотивы печали, одиночества, романтики. Во второй половине сороковых годов лирика поэта наполняется энергией протеста, призывом к борьбе с несправедливостью, угнетением. Революционный характер стихов Плещеева не остался незамеченным как поклонниками его таланта, так и властями.

Годы ссылки

В 1849 году в Москве вместе с другими вольнодумцами, принадлежавшими к петрашевцам, был арестован и Плещеев. Биография поэта пополнилась еще одной страницей жизни. После ареста он был доставлен в Петропавловскую крепость Петербурга, где находился в заключении около восьми месяцев. 22 декабря на Семеновском плацу ожидал казни, которая в самый последний момент была заменена четырехлетней каторгой, лишением всех прав на наследование состояния и воинского звания.


Плещеев был отправлен в город Уральск, в отдельный Оренбургский корпус, в качестве рядового. С 1852 года служба проходила в Оренбурге, где за особые заслуги он был возведен в звание унтер-офицера, а в 1856 году офицерское звание было восстановлено. В 1857 году Николаю Алексеевичу Плещееву было возвращено и звание дворянина.

За годы ссылки поэт сближается с людьми, близкими ему по духу, такими как поэт Михайлов, польские революционеры. Меняется и лирика поэта. В стихах появляется искренность, чувствуется собственный взгляд на некоторые стороны жизни. В это же время рождается цикл стихов, относящихся к любовной лирике. Они были посвящены будущей жене Николая Алексеевича.

После ссылки

Годы жизни поэта Плещеева можно разделить на два периода - до ссылки и после нее. Время, проведенное в суровых условиях, только закалило характер поэта, но не заставило его изменить прогрессивным идеям.

В 1858 году Плещеев приезжает в Петербург и знакомится здесь с Добролюбовым, Чернышевским, Некрасовым. В 1859 году переезжает жить в Москву. Здесь он активно занимается литературной деятельностью. На творческих вечерах, которые Плещеев устраивал в своем доме, бывали самые известные представители русской интеллигенции, такие как Лев Толстой, Николай Некрасов, Иван Тургенев, Петр Чайковский и многие другие писатели, поэты, актеры, музыканты.

Просветительская работа

Многие годы жизни Плещеева были посвящены просветительской деятельности, которая имела педагогическую направленность. В 1861 году совместно с Бергом им была издана хрестоматия "Детская книжка", в 1873 году при совместной работе с Александровым появляется сборник для детей, куда помещены лучшие произведения русской классической и современной литературы. Кроме литературных изданий, по инициативе Плещеева выпускаются учебно-познавательные сборники по географии. Всего было подготовлено и выпущено семь книг разной тематики.

Прозаик и переводчик

В те годы жизни Плещеева, когда он работал как переводчик, проявился весь его литературный талант. Многие стихотворные переводы с французского, немецкого, английского, славянских языков, выполненные Николаем Алексеевичем, до сих пор считаются лучшими. Часто поэт брался за произведения, которые до него никто не переводил на русский Плещеева принадлежат и некоторые научные переводы на исторические и социологические темы. Литературная критика также интересовала Николая Алексеевича, ей отводится особое место в его работе.


На протяжении всей творческой деятельности поэт не оставлял работу над прозой. Но надо сказать, что созданные им произведения не выходили за рамки существующих в то время традиций. Некоторые из рассказов и повестей можно назвать автобиографическими.

Говоря о том, что годы жизни поэта Плещеева были наполнены яркими событиями, встречами, знакомствами, увлечениями, нельзя не сказать и о пристрастии Николая Алексеевича к театру. Сам Плещеев был отличным чтецом. Он понимал и любил театральное искусство. Из-под пера поэта вышли пьесы, которые ставились на сценах ведущих театров страны.

Литературное наследие

Николай Алексеевич Плещеев, биография которого может вызывать только восхищение потомков, оставил после себя богатое культурное наследие.

Оригинальные и переводные стихи Плещеева завораживают своей мелодичностью. Именно поэтому они не остались незамеченными такими великими композиторами, как Чайковский, Мусоргский, Кюи, Гречанинов, Рахманинов. Более ста поэтических произведений поэта положены на музыку, являясь образцами искусства. Около 13 оригинальных и 30 переводных театральных пьес принадлежат перу Николая Алексеевича. Некоторые из них и сегодня входят в репертуар театров страны.
Сотни поэтических произведений Плещеева издаются в сборниках. Многие, став классическими, входят в хрестоматии по литературному чтению.

Жизнь Плещеева оборвалась 26 сентября 1893 года в Париже, но похоронен Николай Алексеевич в Москве.

 


Читайте:



Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

Олег Кусов: Согласно историческим сведениям, евреи поселились на Кавказе более двух тысяч лет назад. В дальнейшем потомки тех переселенцев стали...

Кбк усн доходы минус расходы клерк

Кбк усн доходы минус расходы клерк

КБК УСН, который необходимо указать в поле 104 платежного поручения (Приложение 3 к Положению Банка России 19.06.2012 N 383-П), зависит от...

Как испечь высокий пышный бисквит

Как испечь высокий пышный бисквит

Пышный бисквит - это не только вкусный торт, но и большой. Если все сделать правильно, то из одного коржа можно легко нарезать несколько пластов,...

Пирог с клубникой в домашних условиях – простые и вкусные рецепты

Пирог с клубникой в домашних условиях – простые и вкусные рецепты

Клубничная пора столь быстротечна, нужно не пропустить и успеть побаловаться любимой ягодой. Вареники, компоты, сладкие салаты и, конечно же,...

feed-image RSS