Главная - Прием на работу
Журнал русское воскресение на алтарь отечества. «Алтарь Отечество»: посещение могилы воина Евгения Родионова в с. Сатино-Русское в Прощёное воскресение, в канун Дня защитника Отечества. И нет здесь ни министра культуры Мединского, и других официальных и п

У стен Спасо-Андроникова монастыря на древнем кладбище упокоены воины Куликова поля. За годы столетий здесь находили последнее пристанище москвичи разных сословий, воины четырех войн России.

Захоронения знатных боярских родов соседствуют с братской могилой бездомных и нищих людей – скудельницей. Тут же покоятся жертвы большевистского террора 20-х годов. Их привозили сюда в вагонах (рядом проходит железная дорога), расстреливали и сбрасывали в ямы.
При советской власти кладбище сравняли с землей. В монастыре устроили большевистский концлагерь, а позже построили тир, и шашлычную. В лихие 90-е годы этими объектами владели оборотистые люди, из них уже никого не осталось в живых. Их место заняли новые хозяева, которые в свою очередь пытаются строить свое «счастье» на древнем погосте.

Три года назад, старый сгоревший тир снесли, а на его месте под видом реконструкции построили новое капитальное здание с совершенно другими габаритами. Строители экскаваторами вытащили грунт вперемешку с костями и хотели вывезти его, но прихожане храма развернули 15 нагруженных КАМАЗов и заставили высыпать землю на кладбище. Территория кладбища в 90-е годы была передана в ведомство церкви, и здесь уже построен храм-часовня Дмитрия Донского, но строителей это не останавливает. Они руководствуются своим личным генпланом. Не ведая, что творят, они продолжают испытывать судьбу. Ветхозаветный пророк Осия отмечал, что Господь наказывает людей и за недостаток ведения.


Сейчас грунт рассыпан по территории кладбища, члены общины собирают и выкапывают человеческие кости, предают земле по всем церковным канонам.
Когда шел очередной обряд погребения, хозяин шашлычной буквально бесновался. Он прыгнул в могилу и мешал осуществлять захоронение останков. Ведь эти захоронения мешают осуществлению его «наполеоновских» замыслов -- отобрать через суды прилегающую к его постройке землю, кладбище закатать в асфальт, а храм-часовню снести.
Спасо-Андронников монастырь пока остается Центральным музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, но с 1990 года здесь вновь действует самый древний сохранившийся московский собор Спаса Нерукотворного, который был освящен еще преподобным Сергием Радонежским. В арках алтарных окон даже сохранились детали фресок времен преподобного Андрея Рублева.


В 1989 году настоятелем Спасского собора был назначен иконописец протоиерей Вячеслав Савиных.
В 1993 году при раскопе в алтаре Спасского собора были обретены шесть мощей. По свидетельству очевидцев, мощи источали чудесное благоухание. Исследования мощей показали, что двое из упокоенных являлись иконописцами. Впоследствии установили, что это мощи Андрея Рублева и
Даниила Черного, они были упокоенны в этом храме в 1430-м году.

Андроников монастырь возник по благословению святителя Алексия, митрополита Московского. В 1356 году он возвращался из Константинополя, где Патриарх Константинопольский благословил его иконой Образа Спаса Нерукотворного. Началась страшная буря, и, молясь перед подаренным Патриархом Образом Спаса, митрополит Московский Алексий дал обет, что если спасется в этом шторме, то воздвигнет храм. Он сошел на землю в день празднования Образа Спаса Нерукотворного!
Игуменом нового монастыря был назначен ученик преподобного Сергия Радонежского - Андроник. Преподобный Сергий участвовал и в освящении храма Нерукотворного Образа Спасителя, не раз посещал обитель своего ученика. По сей день в километре от Спасо-Андроникова монастыря стоит часовня «Проща», построенная в 1890 году на месте расставания преподобных Сергия и Андроника.
Стены ныне действующего собора - это каменная летопись нашего Отечества. Еще блистал величием Второй Рим - миллионный Константинополь, а Русь была под игом, но уже разгибала спину. И символом этого русского возрождения было возведение монастырского собора, главной святыней которого стала чудотворная икона, привезенная из уходящего в историю Второго Рима в дар будущему Риму Третьему!
Даже ручей «Золотой рожок», впадающий в Яузу у Андроникова монастыря, был назван так митрополитом Алексием по названию залива Золотой Рог в Константинополе. Так символично навеки запечатлено, что ИМЕННО ТУТ ИСТОК РИМА ТРЕТЬЕГО!
Тогдашний белокаменный Кремль еще не принял привычных для нас очертаний. Но вот пал Константинополь, исчезла тысячелетняя Византийская империя, и Москва стала Римом III. Нынешний Кремлевский ансамбль, отстроенный Иваном III, зримо утвердил величие России. Строился и монастырь, трапезная монастыря - сестра и ровесница Грановитой палаты.

В подвале трапезной томился несгибаемый протопоп Ааавкум и, по легенде, тут ему было явление ангела.
Колокольня монастыря возвысилась почти вровень с Иваном Великим, но в советский период из ее кирпичей построили дом культуры «Серп и молот».
Сейчас важно, чтобы здесь оживилась духовная жизнь, нужен живой поток душ человеческих. Важно приложить усилие, потрудиться сердцем. Прийти поклониться мощам Андрея Рублева, почтить память наших предков-воинов поля Куликова, москвичей всех сословий, положивших живот за Отечество. Мы есть сейчас, потому что они были тогда.
По центральным каналам говорили о проблемах Андроникова монастыря, но кто-то из философов сказал, что сверхорганизация нашей общественной жизни выливается в организацию бездумья.

Центральные каналы обращаются ко всем сразу и ни к кому персонально.
Русские люди сердобольные, но заняты жизненной суетой в пределах своей «беговой дорожки». Если по центральному каналу говорят о проблеме, то человек думает, что власть уже занимается решением сложившейся ситуации. Но в жизни всегда есть место нашему посильному подвигу. Очень многое зависит от личного усердия без оглядок по сторонам. Как сказано апостолом Иаковом «корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются» (3;4).
То, что мы увидели в Спасо-Андрониковом монастыре, это состояние России в целом, представленное в миниатюре.


На долю наших предков выпала тяжелейшая ноша, они строили, защищали, созидали столетиями наше Отечество и град Москву. Столь успешно потрудились, что Москва стала огромнейшим мегаполисом, одной из столиц мира. Цена московской земли наивысшая, и теперь им самим негде упокоиться. И ради этой земли и временного обладания ею, некоторые люди готовы на все.
Вот уже пятое поколение русских людей несет проклятие за надругательство над Отечеством, за бунт и цареубийство, прокляты исторической амнезией. Хотя в России и за ее пределами на разных площадках и в масс-медиа уже говорят и говорят о Русском мире, о важности сохранения ценности нашей особой цивилизации… об особом пути России… И вот на погосте древнейшего монастыря, в центре Москвы под ногами хрустят кости строителей этого Русского Мира. Русские люди разных эпох и сословий, святые, их останки перемешаны вместе, их прах одно целое, это народный собор предыдущих поколений - Отечества алтарь. По исследованиям, плотность захоронений здесь составляет 10 человек на квадратный метр.

О чем думаешь, когда ходишь по грунту, усеянному костями? О бренности и краткости нашей суетной жизни. Что оставим после себя? Как воспитаем следующее поколение, и как оно будет относиться к нашим останкам?

Сколько здесь судеб, книг жизни, сюжетов, ведомых только Богу и душам усопших, сколько сильных чувств было пережито этими людьми?
Они жили, надеялись, верили, любили. Их души уже у Господа. С них Господь уже ничего не Спросит, они прошли уже свое испытание жизнью, Он спросит с нас.
Святые отцы и герои прошлого за нас предстоят, но действуем мы, и они верят в нас. Не только мы верим в Бога, но и Господь в нас.
Когда-то Сергий Радонежский, подвизавшись в лесу, срубил себе келью и, стоя на молитве, увидел вокруг себя полчища бесов, окруживших его и оравших, - сойди с этого места!
- Что вы меня гоните? - спросил Сергий.
- Нет, это ты нас отсюда гонишь!
Налетела буря, разметала, деревья вокруг кельи, но Сергий только усилил молитву: все вокруг было разметено, но он остался цел.
Теперь вновь зажглась лампадка веры в Андронниковом монастыре, но пока тут музей, а община храма на птичьих правах. Община держит круговую оборону, одновременно вовлечена в ряд конфликтов с собственниками тира. Идет изнурительная судебная тяжба с хозяином здания бывшей шашлычной.

Директор музея Миндлин поражает размахом замыслов. Он решил существенно перестроить и осовременить ряд зданий, втом числе Храм Архангела Михаила, в котором покоятся десятки представителей рода Лопухиных, и заодно снести иконостас в Спасском соборе, где сейчас совершается Божественная Литургия, чтобы туристы обозревали алтарную часть храма. Это не что иное как святотатство и уголовно наказуемое оскорбление чувств верующих.

Русскому человеку, вставшему на молитву, вновь кричат, - сойди с этого места!
Вот и внезапно налетевшая на Москву буря повалила деревья вокруг храма Дмитрия Донского, но храм остался цел и невредим.


И нет здесь ни министра культуры Мединского, и других официальных и полуофициальных лиц. Неужто все они с пониманием относятся к тому, что теперь бизнес - это святое? Человек вложил деньги, он же должен их отбить, построить тир, а к нему для пущего оборота боулинг, сауну, бильярд, фитнес, ресторан…

Думается, лучшее, что могут сделать хозяева тира и шашлычной снести свои постройки и остаток жизни провести в покаянии. Но они продолжают идти «против рожна» и испытывать величие Божье, а кто испытывает величие Божие, тот Им подавлен будет. Вспомним, как в 1941-м Господь в поклон согнул всемогущего Сталина, он тогда и церкви открыл, и священников из тюрем выпустил.
Предыдущий хозяин «шашлычной» в последний момент понял, что бизнес на костях - это страшный грех, и начал строить храм, но не успел.
Тем не менее, храм был достроен, и 2 июня в День Памяти Великого Князя в храме-часовне Дмитрия Донского, расположенном на древнем некрополе, у стен монастыря состоялась Божественная Литургия и Крестный ход.
Рядом с монастырем 28 мая 2017 года был порублен и подожжен Поклонный крест, установленный
на источнике, который открыл основатель монастыря Андроник. Осквернили Крест, а через несколько часов по Москве прошел ураган. Унес жизни людей, многих переранил, повредил имущество. Мы помним, как в Киеве бесноватые спилили крест. Киевляне тогда в массе своей не проявили рвения, не консолидировались, чтобы защитить от поругания святыню. Не стало креста, и инфернальные силы не замедлили явить свою силу - над Киевом разразился политический ураган.

Мы пошли осмотреть порубленный вандалом крест, и тут звонок. Сообщают, что приехал хозяин тира, он был возмущен установкой камня-памятника. Оказалось, что осквернение Поклонного креста - это лишь вершина айсберга.
Хорошо, что с нами был журналист телеканала «Царьград» Алексей Топоров. Мы стали фиксировать конфликт на видео, заметно было, что совладелец тира к этому был не готов. Человек, лишенный страха Божьего не осознает, что навлекает на себя проклятие Хама, которое будет эхом отзываться во многих поколениях. Нынешние капиталисты, которых не прибрал Бог в 90-е, не менее страшны по своей сути, чем «верные ленинцы» 20-ых годов. Они без показухи, помпы и пафоса разрушают все, что можно разрушить, отхватывают все, что можно отхватить. Ослепленные неуемной страстью наживы, они подтачивают опорные столпы русской цивилизации. Действовать по-другому они не могут. Ведь тот, кто не поддается дрессировке «золотого тельца», быстро им выбраковывается и сходит с арены ожесточенной борьбы за жизненные блага.

3 июня, в Родительскую субботу, мы, представители общественных организаций Большой Новороссии, помогли общине, поработав на этом старинном кладбище, привели в порядок дорожки и могилы, приготовили территорию к открытию закладного камня с надписью:

«Здесь будет воссоздан некрополь Спасо-Андронникова монастыря. В сей святой земле соединились в своем упокоении герои, павшие в Куликовской битве, в сражениях Северной войны, Семилетней войны, Отечественной войны 1812 года, жертвы красного террора, узники Андроньевского лагеря (1919 -1922 г). Представители славных фамилий, ставшие символом беззаветного служения России: Бахметьевых, Баратынских, Волконских, Головиных, Лопухиных, Мусиных Пушкиных, Нарышкиных, Орловых, Строгановых, Римских-Корсаковых, Толстых, Трубецких; монахов, множества простых людей, молитвенников, богомольцев земли русской.»


На следующий день, в праздник Святой Троицы, в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря состоялось богослужение, а затем - Крестный ход и открытие закладного камня будущего памятника всем москвичам, воинам, монахам и представителям старинных аристократических родов, похороненных на этом месте за 660 лет существования древнейшего московского монастырского некрополя. Камень освятил настоятель собора протоиерей Вячеслав Савиных.
Образ России неразрывно связан с образом Троицы, которую узрел и перенес на икону гениальный иконописец Андрей Рублев, его творчество и подвижничество -это слава России, ее национальное достояние. Об этом пишутся труды, защищаются диссертации.

Вместе с Даниилом Черным Рублев расписывал собор Андроникова монастыря.

Именно в этом монастыре ликующие москвичи торжественно встречали святого благоверного князя Дмитрия, ставшего Донским после Куликовской битвы. Здесь строем шли его воины, одержавшие великую победу над поработителями, они теперь навечно вписаны в историческую память нашего народа.
Образ Благоверного Князя не раз помогал одерживать победы и в последующие эпохи. В Великую Отечественную войну танковая колонна имени Дмитрия Донского громила фашистского зверя. С образом Донской Иконы Божьей Матери связано и начало Русской весны в Харькове 1 марта 2014 года. На первый бой в Донецком аэропорте 26 мая 2014 года, добровольцы из Москвы отправились в день памяти Дмитрия Донского по старому стилю 19 мая 2014 г.
Неслучайно на открытии памятника было много представителей Новороссии и политэмигрантов из Украины. Точку сборки русского народа изменить нельзя!
Выступившие на церемонии общественные деятели, историки, археологи и прихожане были единодушны в том, что надо остановить надругательство над некрополем и вернуть нашу общерусскую святыню -- Андроников монастырь -- Церкви!
Церковная община Андроникова монастыря долгие годы, по сути, находится на осадном положении. Глава московского общественного движения «Восстановление Андроникова монастыря» Сергей Карнаухов бьется на этом месте практически в одиночку, но сегодня пришло подкрепление.

Надеемся, что народ московский выйдет на защиту ОБЩЕРУССКОЙ СВЯТЫНИ!!!

Мы наивно думали, что большая Новороссия вернется в Россию, поднимая восстание в Харькове в марте 2014 года, но за три года наши иллюзии рассеялись. Мы увидели, что нет еще той России, в которую мы хотим вернуться. Оказалось, что и тут работы непочатый край.
Фильм Тарковского "Андрей Рублев" заканчивается эпизодом, в котором мальчик смело взялся отлить колокол, сказав князю, что батька ему секрет отливки передал. Колокол отлили. Изумлен был князь, ликовал народ и поражены были гости заморские дивным звуком русского благовеста.
А отрок упал, плачет навзрыд. Андрей Рублев поднимает его: говоря что ж ты так? Видишь, какой ты праздник людям сделал!? А отрок ему: батька же секрета не передал, в могилу с собой унес.

Но, что произошло? Бог уповающему на него не даут посрамиться и открыл отроку секрет отливки колокола заново.
Нам после десятилетий исторического беспамятства придется в сегодняшней борьбе вновь обретать секрет величия России.
Надо ОТСТОЯТЬ ОТЕЧЕСТВА АЛТАРЬ и изгнать торгующих из Храма!

Сергей Моисеев
Председатель правления
Харьковской областной
общественной организации
«Русь Триединая»

фото Елены Степановой, Сергея и Михаила Моисеевых


У стен Спасо-Андроникова монастыря на древнем кладбище упокоены воины Куликова поля. За годы столетий здесь находили последнее пристанище москвичи разных сословий, воины четырех войн России. Захоронения знатных боярских родов соседствуют с братской могилой бездомных и нищих людей – скудельницей. Тут же покоятся жертвы большевистского террора 20-х годов. Их привозили сюда в вагонах (рядом проходит железная дорога), расстреливали и сбрасывали в ямы.
При советской власти кладбище сравняли с землей. В монастыре устроили большевистский концлагерь, а позже построили тир, и шашлычную. В лихие 90-е годы этими объектами владели оборотистые люди, из них уже никого не осталось в живых. Их место заняли новые хозяева, которые в свою очередь пытаются строить свое «счастье» на древнем погосте.

Три года назад, старый сгоревший тир снесли, а на его месте под видом реконструкции построили новое капитальное здание с совершенно другими габаритами. Строители экскаваторами вытащили грунт вперемешку с костями и хотели вывезти его, но прихожане храма развернули 15 нагруженных КАМАЗов и заставили высыпать землю на кладбище. Территория кладбища в 90-е годы была передана в ведомство церкви, и здесь уже построен храм-часовня Дмитрия Донского, но строителей это не останавливает. Они руководствуются своим личным генпланом. Не ведая, что творят, они продолжают испытывать судьбу. Ветхозаветный пророк Осия отмечал, что Господь наказывает людей и за недостаток ведения.


Сейчас грунт рассыпан по территории кладбища, члены общины собирают и выкапывают человеческие кости, предают земле по всем церковным канонам.
Когда шел очередной обряд погребения, хозяин шашлычной буквально бесновался. Он прыгнул в могилу и мешал осуществлять захоронение останков. Ведь эти захоронения мешают осуществлению его «наполеоновских» замыслов — отобрать через суды прилегающую к его постройке землю, кладбище закатать в асфальт, а храм-часовню снести.
Спасо-Андронников монастырь пока остается Центральным музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, но с 1990 года здесь вновь действует самый древний сохранившийся московский собор Спаса Нерукотворного, который был освящен еще преподобным Сергием Радонежским. В арках алтарных окон даже сохранились детали фресок времен преподобного Андрея Рублева.

В 1989 году настоятелем Спасского собора был назначен иконописец протоиерей Вячеслав Савиных.
В 1993 году при раскопе в алтаре Спасского собора были обретены шесть мощей. По свидетельству очевидцев, мощи источали чудесное благоухание. Исследования мощей показали, что двое из упокоенных являлись иконописцами. Впоследствии установили, что это мощи Андрея Рублева и

Даниила Черного, они были упокоенны в этом храме в 1430-м году.
Андроников монастырь возник по благословению святителя Алексия, митрополита Московского. В 1356 году он возвращался из Константинополя, где Патриарх Константинопольский благословил его иконой Образа Спаса Нерукотворного. Началась страшная буря, и, молясь перед подаренным Патриархом Образом Спаса, митрополит Московский Алексий дал обет, что если спасется в этом шторме, то воздвигнет храм. Он сошел на землю в день празднования Образа Спаса Нерукотворного!
Игуменом нового монастыря был назначен ученик преподобного Сергия Радонежского - Андроник. Преподобный Сергий участвовал и в освящении храма Нерукотворного Образа Спасителя, не раз посещал обитель своего ученика. По сей день в километре от Спасо-Андроникова монастыря стоит часовня «Проща», построенная в 1890 году на месте расставания преподобных Сергия и Андроника.
Стены ныне действующего собора - это каменная летопись нашего Отечества. Еще блистал величием Второй Рим - миллионный Константинополь, а Русь была под игом, но уже разгибала спину. И символом этого русского возрождения было возведение монастырского собора, главной святыней которого стала чудотворная икона, привезенная из уходящего в историю Второго Рима в дар будущему Риму Третьему!
Даже ручей «Золотой рожок», впадающий в Яузу у Андроникова монастыря, был назван так митрополитом Алексием по названию залива Золотой Рог в Константинополе. Так символично навеки запечатлено, что ИМЕННО ТУТ ИСТОК РИМА ТРЕТЬЕГО!
Тогдашний белокаменный Кремль еще не принял привычных для нас очертаний. Но вот пал Константинополь, исчезла тысячелетняя Византийская империя, и Москва стала Римом III. Нынешний Кремлевский ансамбль, отстроенный Иваном III, зримо утвердил величие России. Строился и монастырь, трапезная монастыря - сестра и ровесница Грановитой палаты.


В подвале трапезной томился несгибаемый протопоп Ааавкум и, по легенде, тут ему было явление ангела.
Колокольня монастыря возвысилась почти вровень с Иваном Великим, но в советский период из ее кирпичей построили дом культуры «Серп и молот».
Сейчас важно, чтобы здесь оживилась духовная жизнь, нужен живой поток душ человеческих. Важно приложить усилие, потрудиться сердцем. Прийти поклониться мощам Андрея Рублева, почтить память наших предков-воинов поля Куликова, москвичей всех сословий, положивших живот за Отечество. Мы есть сейчас, потому что они были тогда.
По центральным каналам говорили о проблемах Андроникова монастыря, но кто-то из философов сказал, что сверхорганизация нашей общественной жизни выливается в организацию бездумья.

Центральные каналы обращаются ко всем сразу и ни к кому персонально.
Русские люди сердобольные, но заняты жизненной суетой в пределах своей «беговой дорожки». Если по центральному каналу говорят о проблеме, то человек думает, что власть уже занимается решением сложившейся ситуации. Но в жизни всегда есть место нашему посильному подвигу. Очень многое зависит от личного усердия без оглядок по сторонам. Как сказано апостолом Иаковом «корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются» (3;4).
То, что мы увидели в Спасо-Андрониковом монастыре, это состояние России в целом, представленное в миниатюре.


На долю наших предков выпала тяжелейшая ноша, они строили, защищали, созидали столетиями наше Отечество и град Москву. Столь успешно потрудились, что Москва стала огромнейшим мегаполисом, одной из столиц мира. Цена московской земли наивысшая, и теперь им самим негде упокоиться. И ради этой земли и временного обладания ею, некоторые люди готовы на все.
Вот уже пятое поколение русских людей несет проклятие за надругательство над Отечеством, за бунт и цареубийство, прокляты исторической амнезией. Хотя в России и за ее пределами на разных площадках и в масс-медиа уже говорят и говорят о Русском мире, о важности сохранения ценности нашей особой цивилизации… об особом пути России… И вот на погосте древнейшего монастыря, в центре Москвы под ногами хрустят кости строителей этого Русского Мира. Русские люди разных эпох и сословий, святые, их останки перемешаны вместе, их прах одно целое, это народный собор предыдущих поколений - Отечества алтарь. По исследованиям, плотность захоронений здесь составляет 10 человек на квадратный метр.

О чем думаешь, когда ходишь по грунту, усеянному костями? О бренности и краткости нашей суетной жизни. Что оставим после себя? Как воспитаем следующее поколение, и как оно будет относиться к нашим останкам?
Сколько здесь судеб, книг жизни, сюжетов, ведомых только Богу и душам усопших, сколько сильных чувств было пережито этими людьми?
Они жили, надеялись, верили, любили. Их души уже у Господа. С них Господь уже ничего не Спросит, они прошли уже свое испытание жизнью, Он спросит с нас.
Святые отцы и герои прошлого за нас предстоят, но действуем мы, и они верят в нас. Не только мы верим в Бога, но и Господь в нас.
Когда-то Сергий Радонежский, подвизавшись в лесу, срубил себе келью и, стоя на молитве, увидел вокруг себя полчища бесов, окруживших его и оравших, - сойди с этого места!
- Что вы меня гоните? - спросил Сергий.
- Нет, это ты нас отсюда гонишь!
Налетела буря, разметала, деревья вокруг кельи, но Сергий только усилил молитву: все вокруг было разметено, но он остался цел.
Теперь вновь зажглась лампадка веры в Андронниковом монастыре, но пока тут музей, а община храма на птичьих правах. Община держит круговую оборону, одновременно вовлечена в ряд конфликтов с собственниками тира. Идет изнурительная судебная тяжба с хозяином здания бывшей шашлычной.

Директор музея Миндлин поражает размахом замыслов. Он решил существенно перестроить и осовременить ряд зданий, втом числе Храм Архангела Михаила, в котором покоятся десятки представителей рода Лопухиных, и заодно снести иконостас в Спасском соборе, где сейчас совершается Божественная Литургия, чтобы туристы обозревали алтарную часть храма. Это не что иное как святотатство и уголовно наказуемое оскорбление чувств верующих.

Русскому человеку, вставшему на молитву, вновь кричат, - сойди с этого места!
Вот и внезапно налетевшая на Москву буря повалила деревья вокруг храма Дмитрия Донского, но храм остался цел и невредим.


И нет здесь ни министра культуры Мединского, и других официальных и полуофициальных лиц. Неужто все они с пониманием относятся к тому, что теперь бизнес - это святое? Человек вложил деньги, он же должен их отбить, построить тир, а к нему для пущего оборота боулинг, сауну, бильярд, фитнес, ресторан…

Думается, лучшее, что могут сделать хозяева тира и шашлычной снести свои постройки и остаток жизни провести в покаянии. Но они продолжают идти «против рожна» и испытывать величие Божье, а кто испытывает величие Божие, тот Им подавлен будет. Вспомним, как в 1941-м Господь в поклон согнул всемогущего Сталина, он тогда и церкви открыл, и священников из тюрем выпустил.
Предыдущий хозяин «шашлычной» в последний момент понял, что бизнес на костях - это страшный грех, и начал строить храм, но не успел.
Тем не менее, храм был достроен, и 2 июня в День Памяти Великого Князя в храме-часовне Дмитрия Донского, расположенном на древнем некрополе, у стен монастыря состоялась Божественная Литургия и Крестный ход.
Рядом с монастырем 28 мая 2017 года был порублен и подожжен Поклонный крест, установленный
на источнике, который открыл основатель монастыря Андроник. Осквернили Крест, а через несколько часов по Москве прошел ураган. Унес жизни людей, многих переранил, повредил имущество. Мы помним, как в Киеве бесноватые спилили крест. Киевляне тогда в массе своей не проявили рвения, не консолидировались, чтобы защитить от поругания святыню. Не стало креста, и инфернальные силы не замедлили явить свою силу - над Киевом разразился политический ураган.
Мы пошли осмотреть порубленный вандалом крест, и тут звонок. Сообщают, что приехал хозяин тира, он был возмущен установкой камня-памятника. Оказалось, что осквернение Поклонного креста - это лишь вершина айсберга.
Хорошо, что с нами был журналист телеканала «Царьград» Алексей Топоров. Мы стали фиксировать конфликт на видео, заметно было, что совладелец тира к этому был не готов. Человек, лишенный страха Божьего не осознает, что навлекает на себя проклятие Хама, которое будет эхом отзываться во многих поколениях. Нынешние капиталисты, которых не прибрал Бог в 90-е, не менее страшны по своей сути, чем «верные ленинцы» 20-ых годов. Они без показухи, помпы и пафоса разрушают все, что можно разрушить, отхватывают все, что можно отхватить. Ослепленные неуемной страстью наживы, они подтачивают опорные столпы русской цивилизации. Действовать по-другому они не могут. Ведь тот, кто не поддается дрессировке «золотого тельца», быстро им выбраковывается и сходит с арены ожесточенной борьбы за жизненные блага.

3 июня, в Родительскую субботу, мы, представители общественных организаций Большой Новороссии, помогли общине, поработав на этом старинном кладбище, привели в порядок дорожки и могилы, приготовили территорию к открытию закладного камня с надписью:


«Здесь будет воссоздан некрополь Спасо-Андронникова монастыря. В сей святой земле соединились в своем упокоении герои, павшие в Куликовской битве, в сражениях Северной войны, Семилетней войны, Отечественной войны 1812 года, жертвы красного террора, узники Андроньевского лагеря (1919 -1922 г). Представители славных фамилий, ставшие символом беззаветного служения России: Бахметьевых, Баратынских, Волконских, Головиных, Лопухиных, Мусиных Пушкиных, Нарышкиных, Орловых, Строгановых, Римских-Корсаковых, Толстых, Трубецких; монахов, множества простых людей, молитвенников, богомольцев земли русской.»


На следующий день, в праздник Святой Троицы, в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря состоялось богослужение, а затем - Крестный ход и открытие закладного камня будущего памятника всем москвичам, воинам, монахам и представителям старинных аристократических родов, похороненных на этом месте за 660 лет существования древнейшего московского монастырского некрополя. Камень освятил настоятель собора протоиерей Вячеслав Савиных.
Образ России неразрывно связан с образом Троицы, которую узрел и перенес на икону гениальный иконописец Андрей Рублев, его творчество и подвижничество -это слава России, ее национальное достояние. Об этом пишутся труды, защищаются диссертации.

Вместе с Даниилом Черным Рублев расписывал собор Андроникова монастыря.
Именно в этом монастыре ликующие москвичи торжественно встречали святого благоверного князя Дмитрия, ставшего Донским после Куликовской битвы. Здесь строем шли его воины, одержавшие великую победу над поработителями, они теперь навечно вписаны в историческую память нашего народа.
Образ Благоверного Князя не раз помогал одерживать победы и в последующие эпохи. В Великую Отечественную войну танковая колонна имени Дмитрия Донского громила фашистского зверя. С образом Донской Иконы Божьей Матери связано и начало Русской весны в Харькове 1 марта 2014 года. На первый бой в Донецком аэропорте 26 мая 2014 года, добровольцы из Москвы отправились в день памяти Дмитрия Донского по старому стилю 19 мая 2014 г.
Неслучайно на открытии памятника было много представителей Новороссии и политэмигрантов из Украины. Точку сборки русского народа изменить нельзя!
Выступившие на церемонии общественные деятели, историки, археологи и прихожане были единодушны в том, что надо остановить надругательство над некрополем и вернуть нашу общерусскую святыню — Андроников монастырь — Церкви!
Церковная община Андроникова монастыря долгие годы, по сути, находится на осадном положении. Глава московского общественного движения «Восстановление Андроникова монастыря» Сергей Карнаухов бьется на этом месте практически в одиночку, но сегодня пришло подкрепление.

Надеемся, что народ московский выйдет на защиту ОБЩЕРУССКОЙ СВЯТЫНИ!!!


Мы наивно думали, что большая Новороссия вернется в Россию, поднимая восстание в Харькове в марте 2014 года, но за три года наши иллюзии рассеялись. Мы увидели, что нет еще той России, в которую мы хотим вернуться. Оказалось, что и тут работы непочатый край.
Фильм Тарковского “Андрей Рублев” заканчивается эпизодом, в котором мальчик смело взялся отлить колокол, сказав князю, что батька ему секрет отливки передал. Колокол отлили. Изумлен был князь, ликовал народ и поражены были гости заморские дивным звуком русского благовеста.
А отрок упал, плачет навзрыд. Андрей Рублев поднимает его: говоря что ж ты так? Видишь, какой ты праздник людям сделал!? А отрок ему: батька же секрета не передал, в могилу с собой унес.

Но, что произошло? Бог уповающему на него не даут посрамиться и открыл отроку секрет отливки колокола заново.
Нам после десятилетий исторического беспамятства придется в сегодняшней борьбе вновь обретать секрет величия России.
Надо ОТСТОЯТЬ ОТЕЧЕСТВА АЛТАРЬ и изгнать торгующих из Храма!

Сергей Моисеев
Председатель правления
Харьковской областной
общественной организации
«Русь Триединая»

История его создания восходит из инициативы группы нижегородских и балахнинских общественных деятелей и писателей, решивших отмечать подвиг ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободивших Москву от польско-литовской оккупации в 1612 году.

Они с группой творческой молодежи с 2001 года «походом» на автобусе повторяли маршрут нижегородского ополчения. Путь их пролегал из Нижнего Новгорода в Москву через Балахну, Юрьевец, Кинешму, Кострому, Ярославль, Переславль-Залесский, Сергиев Посад.

В столице 4 ноября, в день обретения Казанской иконы Божьей Матери, покровительницы нижегородского ополчения, и решающей победы над врагом, они возлагают цветы к памятнику Минину и Пожарскому, что украшает Красную площадь.

Все эти годы им активно помогает нижегородское землячество в столице, руководимое Виктором Александровичем Карпочевым. Именно эта инициатива, поддержанная на правительственном уровне, стала основой образования государственного праздника День народного единства.

Восемь лет назад отбор молодежи для участия в этой культурно-патриотической акции стал осуществляться на конкурсной основе. Поездка в Москву стала своеобразной наградой для молодых за победу в межрегиональном творческом конкурсе, проводимом партнерством «Алтарь отечества».

В 2014 году восьмой смотр-конкурс проходил под патронажем и при финансовой поддержке министерства культуры Нижегородской области в два этапа: зональный (29 районов, а также Кострома, Рязань, Муром) в мае и финальный в сентябре.

Итоговый конкурс в Балахне открывал 25 сентября и подводил его итоги 26 сентября министр культуры Нижегородской области Сергей Горин. Молодые таланты и наши надежды на будущее состязались в четырех номинациях: художественное слово, патриотическая песня, видео-презентации, изобразительное искусство.

Акция «Алтарь Отечества» уникальна в своей культурно-просветительской сути. Победители во время поездки не почивают на лаврах, не зевают по сторонам во время экскурсий по городам, в которых останавливаются «ополченцы» (так они себя называют), музеям, художественным галереям и другим примечательным местам истории и культуры нашей родины. Они в поте лица своего работают.

Молодые демонстрируют свои таланты в концертах, собирающих полные залы в городах-остановках. Тут и раздольная русская песня, и удалой искрометный танец, и художественное чтение. Вот уж воистину «песня нам строить и жить помогает».

Трудно сегодня сказать о помощи песни в конкретном строительстве (например, заводов и фабрик), но в строительстве души и праведной жизни - точно помогает. Автор этих строк видел слезы на глазах пожилых зрителей, слышал воодушевленные громкие аплодисменты, крики и даже свист молодых поклонников и ценителей русской культуры. В Москве, в доме культуры «Москвич» автомобильного завода демонстрировались картины нижегородских и не только художников.

Ко мне подошел пожилой москвич, и мы вместе, обсуждая достоинства той или иной картины, обошли всю экспозицию. На концерте сидели рядом, и я нет-нет, да и взглядывал на него, оценивая его реакцию, и остался ею премного довольным. Прощаясь, он сказал:

Мне кажется, я помолодел…

Действительно, от звонких голосов певиц и певцов современного «ополчения» воскресает душа. Трудно не восхититься, услышав хорошо поставленный голос Рузанны Ворониной, исполнившей молитву в честь 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского, незабываемые голоса и песни Татьяны Смирновой и Татьяны Маруниной, Анны Рачковой, Маши Беляевой, Михаила Дормидонтова.

А как отточены движения танцоров из ансамбля «Радуга» детской школы искусств «Созвездие», что в Автозаводском районе - залюбуешься.

В заключение каждого концерта (Юрьевец, Кинешма, Кострома, Арзамас, Муром, Москва и другие) все участники исполняют гимн ополчения, слова и музыку которого написал бессменный руководитель этой замечательной акции Владимир Игоревич Блинков.

Этот факт имеет особый символический подтекст. Руководитель партнерства - не только официальное лицо и организационный мотор, но и творческая натура.

Последние два года акция немного отошла от привычного маршрута нижегородского ополчения, вовлекая в него новые города. В каждом из них проводились экскурсии в православные храмы, музеи.

Все это воспитывает гордость за прекрасную и героическую историю родной Отчизны, за достижения ума лучших ее представителей, формируют созидательное мировоззрение, и нужно всегда помнить, что для светлого облика России нужны, очень нужны настоящие патриоты и деятельные люди.

Русская культура во все времена строилась на чувстве и сердце, на вольной совести и непринуждённой молитве, что, собственно, и позволило ей обрести удивительную силу. Огромную роль в становлении русской культуры сыграло меценатство.

В прошлые века на земле нашего края было два рода, которые до неузнаваемости преобразили нашу местность. И жизнь древнего дворянского рода Юсуповых, и жизнь новой элиты народившейся после отмены крепостного права купцов Харитоненко была посвящена служению Отечеству. Два человеческих рода, невзирая на свое разное происхождение, в своей жизни руководствовались одной непреложной истиной: «Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил» (Евангелие от Матфея 25:34-46). Преподобный Исаак Сирин писал что «ничто не может так приблизить сердце к Богу как милостыня», а благотворители, по словам святителя Иоанна Златоуста всегда «подавали ее с радостью думая, что и сами они больше получают, чем отдают». Ведь по убеждению Иоанна Златоуста, «подлинно не так вода по природе своей омывает нечистоты тела, как милостыня силою своею обтирает нечистоты души». Быть может, поэтому для нас и сегодня остаются, столь важны слова вселенского святителя Василия Великого «нет пользы от благотворительности, о которой трубят трубою», потому как «творящий милостыню, чтоб прославлену быть людьми берет мзду; он уже не милостынодатель, он щедр».

Юсуповы занимались просвещением русского народа через собрание своих коллекций, материально поддерживали талантливых художников. Новая элита идёт по тому же пути. И Юсуповы, и Харитоненко создают новые имения, привлекая лучших художников, скульпторов, архитекторов.

Я уже упоминал о том, что моё знакомство с Виктором Ивановичем Иванчихиным состоялось, когда он работал в городской службе занятости населения и помогал восстанавливать работу на многих предприятиях края. Чем ближе я знакомился с этим человеком, тем более восхищался его талантами, его широким сердцем. Открытием стало для меня, что в конце 90-х годов прошлого века Виктор Иванович на личные сбережения выпустил открытки дореволюционного Белгорода, выступал по областному радио с рассказами о его прошлом. Такая преданная любовь к славной истории нашей земли влекла меня к этому бесконечной душевной теплоты и доброты человеку. Дружеские доверительные отношения между нами быстро проросли, я думаю, ещё и потому, что предприятие, на котором я тогда работал, было связано с историей нашего края: до революции оно принадлежало знаменитому роду Юсуповых.

Здесь, в районе, где я работал, Юсуповы в своё время построили сахарный и кирпичный заводы, механические сельскохозяйственные мастерские, предприятия по выделке кож и овчины, суконную, кружевную и две ковровые фабрики, ветряные и механические мельницы, кузницы, проложили железные дороги и построили шесть железнодорожных станций. Открыли церковно-приходскую и железнодорожные школы, земскую больницу, построили жилые дома в слободе Ракитная и на железнодорожном узле Готня, возвели в 1840 году дворцовый комплекс с великолепным парком и тремя каскадными прудами, а в 1832 году - Успенскую церковь и Свято-Никольский храм в слободе Ракитное. Эта слобода была центром управления имениями в Курской, Воронежской, Харьковской и Полтавской губерниях. Свято-Никольский храм, дворцовый комплекс, здание сельскохозяйственного управления и железнодорожный вокзал на Готне вместе с домом управляющего кирпичным заводом, выполненным в классическом стиле, с четырьмя массивными колоннами, удерживающими выступающий фронтон, в котором всегда останавливались все прибывающие к Юсуповым, были визитными карточками посёлков Ракитное и Пролетарское.

Когда завод, наконец-то, задышал и начал выпускать керамический кирпич, я решил пригласить Иванчихина на Готню. Тщательно обдумывал я каждую деталь предстоящей встречи: мне хотелось рассказать ему, служителю муз, о художниках и музыкантах, о писателях и поэтах, чьи имена были тесно связаны со знаменитым родом, делавшим всё возможное для процветания моего края.

В детстве от стариков, доживавших свой век на моём родном хуторе, я не раз слышал рассказы о нравах, царивших в экономии князей Юсуповых. Если управляющий экономии, приближаясь на бричке, работавшего в поле заприметил отдыхающим, тот ни в коем случае не должен был вскакивать и создавать видимость усердного работника, в противном случае его могли к вечеру не досчитаться. Но вся старая гвардия хуторских работников Басова трудовую деятельность в экономии считала за оказанное им большое доверие, а работу на полях знаменитых князей Юсуповых признавала за великую честь.

О Николае Борисовиче Юсупове-старшем я много знал из ранее прочитанных книг. Он часто выезжал за границу, знакомился в Европе с видными писателями и философами, со знаменитыми художниками и скульпторами. Юсупов был знатным дворянином и доброжелательным человеком, очень образованным и трудолюбивым. Приобретение имения Архангельское, по мнению самого князя, «окончательно сделало его москвичом». Под маской пожилого сановного вельможи он мастерски скрывал незаурядные способности психолога и отточенный ум политика-практика, талантливого организатора и рачительного хозяина с хорошим духовным кругозором, который на многое в своей эпохе влиял, потому что хорошо знал не одну «тайную кнопку» отечественной государственной машины.

Первый поэт России Пушкин и уцелевший «осколок золотого века Екатерины» Юсупов провели немало времени в откровенных разговорах. Поэт с прекрасными порывами души и многомудрый консерватор-государственник, всегда выступавший за поступательное движение не переворотных реформ, нашли общий язык и с удовольствием проводили время в умных уединённых беседах. Стало быть, и появление искренних слов «мой Юсупов» в одном из писем Александра Сергеевича не было никакой случайностью - здесь, скорее всего, было проявление его близости к человеку, родственного ему по духу. Юсупов лучше многих улавливал мятежные настроения Пушкина, отдавая себе отчёт в том, что его душевное состояние является скорее проявлением болезни молодости, чем осознанным политическим выбором. Это ему поэт посвятил стихотворение «К вельможе».

Юсуповы во все века не только активно проявляли себя на государственной службе, но и важной частью своей жизни считали увлечение коллекционированием и меценатство. В собраниях этих тонких ценителей искусства было сосредоточено всё лучшее европейских школ. В России знакомились с передовой театральной и музыкальной культурой не без помощи богатого рода Юсуповых. Но быть меценатом значило обладать особым даром интуиции, активности и предприимчивости, видеть и продвигать в отечественной культуре то, что имело непреходящее значение. Профессионализм Юсупова с этой точки зрения был равен таланту. Россия была богата такими талантами.

Вот, например, художник Ю. М. Васнецов одобрительно отзывался о меценате Савве Мамонтове, отмечая его жилку зажигать энергией расположенное к нему окружение. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других. Современники П. М. Третьякова отмечали в нём, на первый взгляд, простом человеке, особый талант покровителя искусств. Он, не имея специального образования, обладал удивительным чутьём находить талантливых художников и на своих плечах один вынес всю школу передвижников. Когда художники шли за его гробом, все молчали. Слова были лишними, была глубокая скорбь: от них ушёл верный помощник, дававший возможность материальной поддержкой заниматься каждому любимым делом.

Жизнь таких людей, по словам служителей церкви, была целиком отдана служению своему Отечеству. Художник Валентин Серов, писавший портрет княгини Зинаиды Юсуповой в Архангельском, однажды сделал ей комплимент: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости». Многие покровители искусств, в том числе и Юсуповы, смотрели на свою увлечённость как на выполнение особой миссии, возложенной на них Богом и судьбой. Бог дал богатство в пользование, но он и потребует по нему отчёта. Меценатству отводилась особая роль в общественной жизни государства, ведь любители искусства не просто поддерживали человека в бедности - они поддерживали его природный талант, его незаурядные способности. У музыканта, художника, писателя и учёного появлялась возможность творить.

Приглашая Виктора Ивановича на Готню, я встретился с ним, чтобы обсудить время и детали нашей поездки. В тот день Виктор Иванович не только не отпускал меня своими разговорами о создании Юсуповского имения Архангельское, но и многое рассказал о семье крупных сахарозаводчиков Харитоненко, сыгравших не менее важную роль в развитии нашего Отечества. Купец, он по духу своей профессии должен быть лёгким и открытым, во всех делах обязан быть большим знатоком, зная во всём ходы и выходы, а для этого надо о многом быть наслышанным и во многом осведомлённым. Только таким людям и карты в руки. Рассказывая о появлении в 19 веке новой элиты, Виктор Иванович ссылался на статью Стасова, посвящённую меценату П. И. Третьякову, где говорилось, что «выросла иная порода купеческой семьи, у которых, невзирая на богатство, всегда было мало охоты до пиров, до всякого нелепого прожигания жизни; было влечение ко всему научному и художественному. И вот эти люди ищут себе постоянных товарищей и знакомых в среде интеллигентной, истинно образованной и талантливой, проводят много времени с писателями и художниками, интересуются созданиями литературы, науки и искусства». Вспомнил Виктор Иванович и высказывания историка М. П. Погодина о том, что «наши купцы не считали своих пожертвований и тем самым лишали народную летопись прекрасных страниц. Но если бы сосчитать то, что они сделали за то столетие, то они составили такую цифру, какой должна бы поклониться и вся Европа».

Именно таким покровителем был Иван Герасимович Харитоненко. Как благородный человек он не выставлял свои пожертвования напоказ и не любил чествований по этому поводу. Многим позже я прочитал о нём у харьковского архиепископа Амвросия: «Почивший был незнатного происхождения, но тем поразительнее сближение первой и второй половины его жизни - бедность и простота, богатство и великолепие… В жизни его была особенность, выделяющая его среди остальных. Он не получил научного образования. Но в нём поражало развитие ума и разнообразные сведения, приобретённые путём самообразования. Он порядочно любил Отечество и имел верные понятия о средствах устроения его благополучия. Иван Герасимович страстно любил коммерческую деятельность, как учёный любит свою науку, как художник любит своё художество. Он радовался, что его учреждения красивы, что его поля ухожены, что у тысяч крестьян, работавших на его полях, нет казённых недоимок. Его состояния были обширны. Он остерегался тщеславия и не имел пристрастия к светским удовольствиям. Он делил своё время на труд и тихое отдохновение в кругу семьи». Простолюдин Иван Герасимович Харитоненко дал образование своему сыну в Германии и сделал его патриотом своей страны.

Художник Михаил Нестеров, хорошо знавший семью Харитоненко, написал следующие слова об этом человеке: «Он своим огромным умом обогатил себя и сумел найти разумное применение накопленным миллионам: приюты, больницы, богадельни, училища гражданские и военные вырастали в Сумах одно за другим. Тысячи людей около Харитоненок нашли безбедное существование».

В обители Харитоненко, приютившейся в живописном лесном массиве на берегах реки Мерчик в Богодуховском районе Харьковской губернии, всегда царили щедрость и доброта. Здесь, в усадьбе Натальевка, всё было тщательным образом спланировано и с любовью исполнено. Харитоненко, доказавший всем, что можно быть известным на всю Россию и в глубокой провинции, от природы обладал хорошим вкусом. Никогда не скупился он приглашать в свои владения лучших мастеров Российской империи ради создаваемой ими красоты, восхищавший человеческий глаз. Здесь работали знаменитый скульптор С. К. Коненков, своим мастерством заслуживший имя русского Родена, и архитектор А. В. Щусев. Появившаяся посреди живописного парка в 1913 году редкостная по красоте церквушка по проекту А. В. Щусева стала настоящим украшением усадьбы Харитоненко. Купол её был увенчан крупной маковкой, гармонично сочетавшейся с четырехсотлетним дубом, господствующим патриархом лесов, и стройными золотистыми колоннами мачтовых сосен. Архитектура церкви перекликалась с древнерусским культовым зодчеством. Для Харитоненко было важно, чтобы создавались такие произведения искусства, при виде которых появлялись мысли о памяти предков, о неразделимом во все времена единении народа. Русские эмигранты, оказавшиеся после событий, потрясших Россию, в изгнании, создали двойник этой поистине лебединой песни А. В. Щусева во Франции на Лазурном берегу в городе Ницца как символ вечной тоски по Родине.

О необыкновенной красоте усадьбы Натальевка я был наслышан ещё от своих знакомых в годы своей учебы в авиационном институте города Харькова. Студенты, побывавшие в этом уголке, в один голос утверждали, что усадьба эта - настоящий рай, созданный человеческими руками. Чего только стоил плодовый сад, разбитый на склонах яра! Пять полукружных террас, сориентированных в сторону юга, закреплённых прочной кирпичной кладкой с отводящими медными дренажами, совершали чудо. Солнечное тепло, накапливаемое в течение светового дня кирпичными стенами, не позволяло растениям погибать в ночное время. Своеобразный амфитеатр защищал деревья от северных ветров и обеспечивал естественный полив самотёком. Но самое главное заключалось в том, что он аккумулировал звуки: весной - гудение пчёл и шмелей над цветущим садом, пение птиц; летом и до поздней осени - шорох листвы, мелодии дождя; зимой - шёпот снегопада. Все эти земные звуки усиливались, сливаясь в сладкозвучные мелодии. Плодовый сад получил название «поющих террас». Сад украшали скульптуры львов, выполненные русским Роденом С.Т. Коненковым, и водонапорная башня в готическом стиле. Ходили слухи, что при её строительстве Павел Иванович Харитоненко забраковывал всю партию, если из тысячи падающих с двухметровой высоты кирпичей разбивалось три. Кроме редкостной церквушки и плодового сада в усадьбе были красивые конюшни и манеж - Харитоненко любил лошадей и был отличным наездником. Он дарил своих великолепных скакунов, побеждавших на московских ипподромах, друзьям и знакомым.

Павел Харитоненко был талантлив во всём. Он и его супруга были страстными любителями русской живописи и никогда не жалели средств на приобретение картин. Они посещали выставки художников-передвижников и покупали их работы. В собраниях семьи были картины таких художников, как Лемох и Сомов, Поленов и братья Васнецовы, Суриков и Серов, Коровин и Кипренский, Шишкин и Верещагин, Репин и Айвазовский, Малявин и Врубель. Здесь находилась и самая полная коллекция работ Нестерова: «Тихая жизнь», «Молчание», «Осенний день», «Вечерний звон». Но жемчужиной собрания, вне всяких сомнений, являлось знаменитое полотно И. Крамского «Неизвестная». В собрании крупного сахарозаводчика была и богатейшая коллекция икон, считавшаяся третьей по значимости в России.

Павел Иванович Харитоненко предоставлял тишину и спокойствие своих имений художникам и музыкантам, писателям и актёрам, создавая им условия для творчества. В усадьбе Натальевка постоянно гостили писатель Антон Павлович Чехов и оперный певец Фёдор Шаляпин. Вот какую запись о семье Харитоненко оставил Чехов в своей записной книжке: "Хорошо, если бы каждый из нас после себя оставил школу, больницу, хотя бы колодец или что-нибудь вроде этого, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесполезно". Павел Иванович Харитоненко одним из первых откликнулся на просьбу Владимира Ивановича Цветаева о помощи в строительстве и содержании музея изящных искусств.

Семья Харитоненко дружила с художником Нестеровым и часто бывала у него в гостях. Нестеров с теплотой отзывался об их семье: «Они были добры, внимательны к людям, тратили огромные деньги на свои Сумы, на десятки учреждений, ими созданных…». Он вспоминал, что «когда докладывали Павлу Ивановичу, что такой-то обобрал тебя на сто тысяч, то он благодушно отвечал: «С кого же и брать, как не с нас?!» Что тут еще скажешь…».

В имении же Юсуповых Архангельское чувствовался широкий размах старого барства, его тяготение к земным благам, его отчуждённость от окружающей суеты, его самовлюблённость, и над всем этим, словно венец, его тонкая эстетическая культура. Вот что писал о нём известный историк тех лет Н. М. Карамзин в книге «Путешествие вокруг Москвы»: «Русские чувствуют красоту природы, умеют даже украшать её. Например, село Архангельское в 18 верстах от Москвы вкусом и великолепием садов своих может удивить самого британского лорда; счастливое, редкое местоположение ещё возвышает красоту их».

Открытый дом Юсуповых приветливо встречал писателей и поэтов, художников и музыкантов; здесь часто обретали вдохновение и писатель Карамзин, и поэты Пушкин и Вяземский, художники Серов и Репин, Коровин и Бенуа, и многие другие. Имение Юсуповых не обходили стороной и важные царские особы: Александр I и Николай I, Александр II и Александр III. Не один раз удостаивал чести навещать гостеприимных хозяев Николай II.

Роду Юсуповых мы обязаны и за римский зал - один из самых богатых залов Румянцевского музея изящных искусств (ныне государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Вот что было записано в дневнике Владимира Ивановича Цветаева 2 августа 1898 года: «Князь Юсупов приехав в августе в Москву, при первой же встрече со мною взял от имени княгини Зинаиды Николаевны зал стоимостью в 46 650 руб. Имя Юсуповское оправдано достойным образом».

Слушая рассказы Иванчихина, я поражался, насколько похожими в своих взглядах на жизнь были эти два просвещённых человека своего века - княгиня Зинаида Юсупова и крупный сахарозаводчик Павел Харитоненко. Они принадлежали к разным социальным группам: Юсуповы - к дворянству, господствующему сословию, а Харитоненко - к купечеству, которое, в отличие от дворянства и духовенства, не было привилегированным, на него распространялось «государево тягло» и все налоги и повинности. Во всём остальном они были схожи: оба получили блестящее светское образование, оба окружали себя интеллигенцией, оба горячо любили своё Отечество, покровительствовали художникам, музыкантам, писателям и актерам, давая им возможность творить. Люди разные, а дух один и тот же.

Надо отметить мужество этих просвещённых людей своего века в болезни.

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова в 23 года тяжело заболела, и помочь ей не могли лучшие врачи того времени. Но она в болезни не стала роптать на судьбу и не впала в отчаяние, а всецело покорилась Промыслу Божию. В одну из бессонных ночей она пожелала увидеть о. Иоанна Кронштадтского, вовсе не надеясь на чудо своего исцеления. Отец Иоанн, узнав о её болезни, тут же приехал, и она запомнила, как он молился. Через несколько дней он причастил княгиню Юсупову, и она впервые спокойно уснула, а проснувшись, почувствовала себя здоровой.

Павел Иванович Харитоненко, который в шесть раз увеличил состояние отца, в 62 года заболел чахоткой, неизлечимой в то время болезнью. Он так же, как и княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, без всякого ропота на свою судьбу смиряется с тем, что происходит с ним, не впадает в отчаяние. По-прежнему на автомобиле объезжает он все свои имения, по-прежнему решает неотложные дела на своих передовых в то время производствах.

Почему болезнь случилась с ними на самом взлёте? Может, потому, что Бог, по словам святителя Феофана Затворника, иногда болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.

Никто не вспомнит нынешних людей, наделённых богатством, но проживших свою жизнь ради забавных зрелищ и мимолётных удовольствий, ради закупленных по баснословной цене морских яхт и европейских футбольных клубов. Но останутся в веках имена меценатов, положивших свою жизнь на алтарь Отечества. Останутся художественные произведения и картины, потому что являются они услаждением вечным, отражая наше быстро ускользающее время.

Не отпускает меня извечный вопрос, которым задаются все неравнодушные люди: сумеем ли мы сохранить созданную нашими великодержавниками красоту родного Отечества, его бесценную душу?

… Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица,

Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,

Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,

Что, все понимая, без грусти пойду до могилы...

Отчизна и воля - останься, мое божество!

(Н. Рубцов)

Пётр Мальцев


 


Читайте:



Рецепт: фрикадельки в сливочном соусе Рецепт фрикаделек со сливками и сыром

Рецепт: фрикадельки в сливочном соусе Рецепт фрикаделек со сливками и сыром

Приготовить фрикадельки в сливочном соусе не составит труда даже начинающему кулинару. Вкусное и простое блюдо, которое можно подавать с любым...

Гадание на любовь и отношения онлайн

Гадание на любовь и отношения онлайн

Гадание на любовь очень популярно в наше время. Наверное, нет ни одной женщины, которая хотя раз в жизни не прибегала бы к такому способу узнать...

Год петуха для козерога мужчины

Год петуха для козерога мужчины

Гороскоп для Козерогов на 2017 год Красного Огненного Петуха У каждого представителя знаков зодиака своя сфера успехов в этом году, но только...

Чего ждать весам в апреле по гороскопу Денежный гороскоп на апрель весы

Чего ждать весам в апреле по гороскопу Денежный гороскоп на апрель весы

Второй месяц весны отлично продемонстрирует женщинам-Весам, кто для них друг, а кто неприятель. Апрель обещает быть насыщенным, так что скучать не...

feed-image RSS