Главная - Прием на работу
Понятие о предложении. Общая характеристика предложения. Понятие о предложении Предложение понятие о предложении типы предложений

Предложение - это совокупность товаров, продукции, услуг выставляемых производителем по данной цене в данный период времени на продажу.

Выделяют 5 элементов предложения:

1) ресурсы (сырье, материалы).

2) товары производственного назначения (оборудование, станки).

3) труд (наемный).

4) капитал (финансово-материальный).

5) товары потребительского назначения:

а) изделие длительного пользования (автомобили, квартиры, холодильники);

б) изделие краткосрочного пользования (продукты питания, бытовая химия);

в) услуги (здравоохранение, туризм, сфера развлечения).

Состав предложения постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.

Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения (Q) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (Р).

График 3. Закон предложения.

Закон предложения - это прямая зависимость между уровнем цены и величиной предложения.

Неценовые факторы предложения:

    уровень технологии производства.

    налоги и дотации.

    ожидание продавцов на динамику спроса, цен и дохода.

    число продавцов.

4. Эластичность предложения и его измерение.

Ценовая эластичность предложения - изменение величины предложения под влиянием динамики цены.

Если небольшое изменение цены вызывает значительные изменение величины предложения, то это называется эластичным предложением .

Если даже очень большое изменение цены, лишь на немного изменяет величину предложения, то такое предложение называют неэластичным .

Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины предложения к процентной величине изменения цены, такое изменение получило название коэффициент ценовой эластичности предложения .

К цен.эл.пред-я= =

Если К цен.эл.пред-я ˃ 1 -то предложение считается эластичным

Если К цен.эл.пред-я ˂ 1 – то предложение считается неэластичным

Если К цен.эл.пред-я = 1 то единичная эластичность предложения

График 4. Ценовая эластичность предложения.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

    величина предельно возможных затрат производителя на данный товар.

    количество, качество, цена на товары - заменители (субститутов).

5. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.

На рынке возникают продавцы, которые задают цену предложения и покупатели, которые определяют цену спроса, каждый из участников рынка старается получить выгоду.

Продавец (производитель) - продать товар по такой возможной цене, с целью получения максимально высокой прибыли.

Покупатель (потребитель) - приобрести товар по цене с максимальной полезностью.

Под воздействием спроса и предложения на рынке формируется равновесная цена, которая удовлетворяет и покупателя и продавца.

недостаток

График 5. Равновесная цена.

При повышении цены до уровня Р 1, желание продавцов и покупателей не совпадают. Покупатели будут готовы приобрести товар в количестве Q1, а продавцы смогут предложить его в количестве Q 2.

На рынке возникает ситуация перепроизводства (избытка, излишка), т. к. предложение товара будет превышать спрос на него.

Если цена окажется ниже уровня равновесной цены Р 2, то на рынке возникает ситуация недопроизводства (дефицита, недостатка), т. к. спрос на товар будет превышать предложение.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, согласно которому цена свободном конкурентном рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

Предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих смысловое, структурное и интонационное единство, называется сложным.

Части сложного предложения могут объединяться: 1) при помощи союзов и союзных слов, 2) без союзов и союзных слов, при помощи только интонации и соотношения форм сказуемых. В связи с этим сложные предложения делятся на две большие группы: союзные сложные предложения и бессоюзные сложные предложения.

* Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнула слеза.

Был пятый час дня, хозяев не было дома.

Союзные предложения в свою очередь делятся на две группы: предложения сложносочиненные – с сочинительными союзами; предложения сложноподчиненные – с подчинительными союзами и союзными словами.

При сочинении части сложного предложения объединяются как синтаксически равноправные, при подчинении – одна из частей (или несколько) синтаксически подчиняется другой, зависит от нее.

2. Сложносочинённые предложения

Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным.

Типы сложносочинённых предложений

Сложносочинённые предложения различаются средствами синтаксической связи и характером выражаемых отношений между частями. В связи с этим выделяются:

Предложения с соединительными отношениями, разделительными отношениями (открытая структура, может быть много частей),

Противительными отношениями, и предложения с отношениями градации и присоединения (закрытая структура, только две части).

1. Предложения с соединительными союзами

Средствами связи в сложноподчиненных предложениях с соединительными отношениями являются союзы и, да, ни..ни, также, тоже.

* Дверь скрипнула , и вошел хозяин.

Союз ни..ни употребляется в предложениях со значением взаимоисключения.

* Ни деревья не растут между камнями, ни трава не зеленеет.

Союзы тоже и также употребляются в предложениях с присоединительным оттенком значения во второй части.

* Она мне нравилась все больше и больше, я тоже , по-видимому, был симпатичен ей.

2. Предложения с противительными союзами

Средствами связи в сложносочиненных предложениях с противительными отношениями являются союзы а, но, да (в значении но ), зато, однако, же, а то, не то.

Чаще всего в предложениях с союзом а передается значение сопоставления.

Значение противопоставления имеют предложения с союзом но .

* С утра был туман, но к обеду стало солнечно.

*Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде.

3. Предложения с разделительными союзами

В сложносочинённых предложениях с разделительными отношениями используются союзы или, либо, то..то, не то..не то, то ли..то ли, ли..ли, ли…или.

Сложносочинённые предложения с разделительными отношениями передают значение чередования событий или взаимоисключения (или, либо).

Союз то…то , повторяющийся, указывает на последовательную смену событий.

* То дождь идет, то солнце появится.

В предложениях с союзом не то..не то, то ли…то ли передаются разделительные отношения с оттенком неопределенности и предположительности.

* Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней.

Русский язык

СИНТАКСИС

Понятие о предложении

Предложение - это основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьбу). Предложение представляет собой отдельное высказывание, т.е. обладает смысловой законченностью. Предложение, в отличие от словосочетания, имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего или сказуемого) или одного из них. В грамматической основе заключается грамматическое значение предложения, которое связано с наклонением глагола-сказуемого, например: предложение Скоро сессия содержит сообщение о том, что действие будет иметь место в будущем, а предложение Проверила бы ты тетрадки содержит побуждение. Также предложение характеризуется интонационной законченностью, которая выражается большой паузой в конце предложения.

В предложении бывает как подчинительная (согласование, управление, примыкание), например: Школьники пошли в поход (пошли в поход - подчинительная связь), так и сочинительная связь (между равноправными однородными членами предложения), например: Я согрел чай и разбудил своих спутников (В. Арсеньев) (согрел и разбудил - сочинительная связь).

Предложение бывает повествовательным, вопросительным или побудительным; восклицательным или невосклицательным; простым или сложным; односоставным или двусоставным; распространенным или нераспространенным; осложненным чем-либо (обособленными членами, однородными членами, обращениями, вводными словами, прямой речью).

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки

Предложение (в языке) -- это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками -- или многоточием

Члены предложения

Члены предложения -- грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся дополнение, обстоятельство, определение.

Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).

Аналогично, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и дополнения с зависимыми словами).

Например:

Красивая незнакомка в поезде подарила ему загадочную улыбку. Красивая -- определение, незнакомка -- подлежащее, в поезде -- обстоятельство, подарила -- сказуемое, улыбку -- дополнение, ему -- косвенное дополнение.

Типы предложений

Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. В соответствии с этим предложения бывают следующих типов:

Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии:

Повествовательное утвердительное -- содержит утверждение: Я выйду на улицу часов в одиннадцать.

Повествовательное отрицательное -- содержит отрицание: Я не буду долго собираться.

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?

Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?

Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).

Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе -- распространённым.

Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше -- сложным.

Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе -- односоставным.

Односоставные предложения делятся на следующие типы:

Определённо-личное предложение -- простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Одевайтесь!

Неопределённо-личное предложение -- простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.

Обобщённо-личное предложение -- простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Безличное предложение -- простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.

Инфинитивное предложение -- простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!

Номинативное предложение -- простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.

Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным, иначе -- неполным.

Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: Куда его? -- Очень я тебя любила. -- И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?.

Упражнение 1. Перепишите, ставя вместо знака || точку, вопросительный или восклица­тельный знак. Обозначьте повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Какие из них будут восклицательными?

Сделайте полный синтаксический и морфологический разбор предложений из п. I, 1-5. Объясните употребление многоточия в предложении 8.

1) 1) Над Невою резво вьются флаги пёстрые судов|| 2) Чу, пушки грянули|| 3) Пой, ямщик|| Я молча, жадно буду слушать голос твой|| 4) Мир опустел|| Теперь куда же меня б ты вынес, океан|| 5) Тесней, о милые друзья, тесней наш верный круг соста­вим|| 6) Я пью один, и на брегах Невы меня друзья сегодня име­нуют|| Но многие ль и там из вас пируют|| Ещё кого не досчитались вы|| Кто изменил пленительной привычке|| Кого от вас увлёк холод­ный свет|| Чей глас умолк на братской перекличке|| Кто не пришёл|| Кого меж вами нет|| 7) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы|| 8) Итак, пошли тихонько внука с запиской этой к О... к тому... к соседу... да велеть ему, чтоб он не говорил ни слова, чтоб он не называл меня||

Из произведений А. С. Пушкина.

2) 1) Поэма Лермонтова - создание мужественное, зрелое||

2) Какая верная картина|| Какая точность в выражении|| 3) Не менее превосходна «Казачья колыбельная песня|| Где, откуда взял поэт эти простодушные слова, эту умилительную нежность тона, эти кроткие и задушевные звуки, эту женственность и прелесть выражения|| 4) О, как глубоко поучительна эта повесть, как сильно потрясает она душу||

В. Г.Белинский.

«Стихотворения М. Лермонтова».

Упражнение 2. Укажите типы предложений по цели высказывания.

1. Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? 2. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома... 3. Она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами. 4. Варвара Павловна смеялась их замечаниям и восклицаниям. 5. К истории сына Порфирий Вла­димирович отнесся довольно загадочно. 6. Что у тебя за охота всех женить и замуж выдавать! Какое тебе дело? Пусть сами женятся, как хотят. 7. Так и шло дело. 8. Давай, Катюша, об этом не спорить. 9. Спать бы шел и гостю бы покой дал...

Упражнение 3. Перепишите предложения в таком порядке: 1) повествовательные; 2) вопросительные; 3) побудительные

1. К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам. 2. Что же это за люди, что за типы? 3. Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе. 4. Ты бы ложилась, нянечка. 5. Что же вам тут мо­жет нравиться? Кажется, это не особенно приятно. 6. - Яков, она читала тебе свои стихи? 7. А разве воздействовать на людей - не великое искусство? 8. У Мишки глаза разбежались. Растерянно за­кружился на одном месте, потом рванулся и побежал к музыкантам. 9. Пусть он смелый, пусть изве­стный, пусть еще побьет рекорд... 10. Лопатин взял газету и увидел на четвертой полосе напечатанную подвалом корреспонденцию.

Упражнение 4. Выделите вопросительные предложения. Определите, какими средствами, наряду с интонацией, выражен вопрос.

Из ночной дали раздался знакомый всей дивизии глубокий голос полковника Сербиченко:

Ну как, Травкин?

Кажется, все в порядке, товарищ шестьсот.

Значит, у тебя тихо?

Тихо, товарищ шестьсот.

Люди Бугоркова еще не вернулись?

Нет еще, товарищ шестьсот.

Потом снова после некоторого молчания:

Значит, немец спокоен?

Да, но не очень часто.

Постреливает?

Временами.

Но не так, чтобы?..

Нет, нет, товарищ шестьсот. Нормально, как всегда.

Положив трубку, Муштаков сказал:

Тревожится старик.

(Э. Казакевич .)

Упражнение 5. Определите функции вопросительных предложений. Укажите, какие из них являются риторическими вопросами, переспро­сами, звеньями развития мысли, утверждениями, требующими согла­сия собеседника. Найдите уточнения, предположения, возражения, побуждения к действию.

1. - К кому же идти? - бормотал он, выходя на дорогу.- Один говорит - не моё дело, другой говорит не моё дело. Чьё же дело?

2. – Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечат­лений, без мыслей... Что хорошего?

3. - Разве так можно? - убеждал папаша.- Не дай бог, узнают, в гимназии, вас исключат... Разве так можно?

4. Мать почувствовала себя задетой.- Когда же я боя­лась? И в первый раз делала это без страха...

5. - Может, в шалаш тебе уйти, Савелий? - спросил Яков, наклоняясь над ним

6. Часто я спраши­ваю себя, когда думаю о занятии литературой. Когда же это началось? И как это вообще начинается? Что впер­вые заставляет человека взять в руки перо, чтобы не выпускать его до конца жизни?

7. - Знаете что? Вы - возвращайтесь.

8. Разведчики, увидев комдива, остановились.- Ну, что,- спросил он,- потеряли противника, орлы? Где противник, что он делает?.. И ты, Травкин?..

Упражнение 6. Выделите побудительные предложения. Укажите, какими средствами выражено побуждение.

1. Бричка поравнялась с отарой овец.- Стой! - закричал Кузьмичов.-Держи! 2. Выкурив сига­ру, новый хозяин вышел и через минуту вернулся, держа в руках маленький матрасик.- Эй ты, пес, поди сюда!- сказал он, кладя матрасик в углу около дивана.- Ло­жись здесь. Спи! 3. - Прощайте, братцы! С бо­гом! - крикнул Кузьмичов.- Я на вас надеюсь! - Будьте покойны, Иван Иваныч 4. Гусь подошел к нему и остановился в ожидательной позе.- Ну-с,- сказал незнакомец,- начнем с самого начала. Прежде всего поклонись и сделай реверанс! Живо! 5. - Цыц, проклятая,- крикнул старик, поднимаясь на локте.- А что б ты лопнула, бесова тварь! 6. Ко­миссар сидел за дощатым столом и курил. Он долго и за­думчиво смотрел на меня.- Выкладывайте,- сказал он наконец.- Куда держите путь и по какому случаю. И документы, кстати, покажите. 7. Комиссар по­стучал согнутыми пальцами по чайнику.- Так вот, граждане, пожалуйте. Поговорим. Вещички пока оста­вим здесь. Сидоров, Ершиков,- сказал он двум воору­женным красноармейцам, стоявшим около теплушки,- взять их ко мне. А этого,- он показал на меня,- пока оставить. И смотрите, чтобы по дороге они ничего не выкинули из карманов. Понятно? 8. – Что же ты молчишь, как немая, бабуся? Села бы с нами, что ли, да рассказала чего-нибудь. 9. Дневальный громко крикнул в полутемный овин: - Встать! Смирно! 10. - За мной! - скомандовал Аниканов.

Упражнение 7. Укажите, какие, наряду с интонацией, элементы предло­жения (вопросительные слова, междометия, частицы, обращения, повторы слов, устойчивые обороты) определяют его восклицательный характер.

1. Кузьма Петрович! Мир ему! - Что за тузы в Мос­кве живут и умирают! (Гр.). 2. Экая ширь, господи по­милуй! Поди-ка, найди счастье! 3. - Братцы,- удивился Степка,- Васька пескаря живьем ест! Тьфу! 4. - Ну вот, скоро и рождество! - говорил на­распев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросу.- А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаю- чи? Ан ты и приехал... Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, старость придет. 5. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! 6. - Экая благодать, господи! - вздохнул Ананьев.- Столько простора и красоты, что хоть отбавляй! А какова насыпь-то! это, батенька, не насыпь, а целый Монблан! Миллионы стоит. 7. Чего-чего только не уви­дишь, когда тихо-тихо едешь на лодочке по реке! 8. Ах, ворон, ворон, вещая птица! Сколько же ты, ворон, видел и знаешь, и отчего ты хоть один раз не выйдешь из своего вороньего круга и не перенесешь на своих могучих крыльях весточку о погибающем бра­те?! 9. Старик шел и, спотыкаясь о травы, повторял: - Какой аромат, граждане, какой упоитель­ный аромат! 10. А какие только разговоры бывали за чайным столом! Николай Никитич умел гово­рить. 11. Я снова здесь, в семье родной, мой край, задумчивый и нежный!. 12. О верю, верю, счастье есть! 13. Хороша ты, о белая гладь! 14. Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад!

Упражнение 8. Укажите случаи инверсии главных и второстепенных членов предложения.

1. Судьбы свершился приговор! 2. С тобой я буду совершенно откровенна. 3. Дважды пере­жил такое чувство Никита. 4. Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 5. Зачем же так печально опаданье безумных знаний этих? 6. Полынью пахнет хлеб чужой. 7. Светит день холодный и недужный...

Упражнение 9. Рассмотрите порядок слов в предложениях. Установите, в каких случаях порядок слов нейтральный, в каких - стилистиче­ски значимый.

1. Это утро он страдал жестоко. 2. Как никогда терзала его история его любви, томила смерть. 3. Едва говоря, он попросил нарвать сирени. 4. Сирень была свежая, бледно-фиолетовая, с капельками росы. 5. Вдыхая ее запах, он слабыми пальцами трогал цветы. 6. И улыбнулся горько, вспомнив, что никогда не мог найти в сирени пяти лепестков - счастья...

7. Вечером написал сыну. 8. В этом письме было такое место: «Повидать тебя, Андрей, мне бы хотелось. Мы давно не видались... Желаю тебе ясной и светлой жизни; помни, друг мой, что величайшее счастье, как и величайшее горе человека есть любовь...»

9. После этого письма Павел Антоныч устал страшно; всю ночь он провел без сна, задыхаясь, и широкими от тоски глазами глядя на пламя свечи.

 


Читайте:



Биография Лизы Кутузовой: фото, рост, вес, родители, настоящее имя

Биография Лизы Кутузовой: фото, рост, вес, родители, настоящее имя

Лиза Кутузова – одна из самых ярких участниц телепроекта «Дом-2». Девушка покинула телестройку, но до сих пор остается обсуждаемой персоной.Лиза...

Холотропное дыхание - Жена «Иванушки» чуть не попала в секту

Холотропное дыхание - Жена «Иванушки» чуть не попала в секту

// Фото: Анатолий Ломохов / Starface.ru Союз Кирилла и Лолы Андреевых – один из самых крепких в российском шоу-бизнесе. Супругам пришлось через...

Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

Олег Кусов: Согласно историческим сведениям, евреи поселились на Кавказе более двух тысяч лет назад. В дальнейшем потомки тех переселенцев стали...

Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

Олег Кусов: Согласно историческим сведениям, евреи поселились на Кавказе более двух тысяч лет назад. В дальнейшем потомки тех переселенцев стали...

feed-image RSS