Главная - Право
Арсенал: Арсенал. Парусные корабли. Парусные линейные корабли, фрегаты, корветы и бриги Лучшие парусные корабли 18 века

До конца XIV столетия коги и прочие суда имели то же вооружение, что и античные суда, но даже после распространения огнестрельного оружия их вооружение продолжало оставаться традиционным.

В « Imposicio Officii Gazariae» 1441 г. огова­ривается, что судно или ког с грузом в 20 000 кантаро (старая мера веса, колебавшаяся от пя­тидесяти до восьмидесяти килограмм, т.е. речь идет о грузе примерно в 1 500 тонн) должно иметь на борту восемь бомбард с двумя сотнями «камней» (круглые каменные ядра) и три бочон­ка с порохом, но добавляется, что на борту должно быть двадцать две кирасы, двадцать два стальных нагрудника, шесть боевых топоров, чтобы рубить такелаж и рангоут, три грапнеля с цепями, гвозди с широкой шляпкой, чаны с известью и жидким мылом, пики и стрелы.

Арсенал судна, естественно, включал в себя и обычное холодное оружие. Следует объяснить, что гвозди, рассыпанные по палубе, вместе с разлитым жидким мылом не давали возможнос­ти передвигаться по палубе; известь использова­лась для того, чтобы ослепить противника и заставить его задыхаться; а факт обязательного на­личия на борту кирас и пик свидетельствует о том, что исход морского сражения обычно решал­ся в рукопашной схватке. В качестве курьеза можно привести книгу, написанную в 1439 г. французским адмиралом по имени Жан де Бейль и озаглавленную « Iuvincel introduit aux armes», в которой греческий огонь, «дельфины» и даже ныряльщики, специально натренированные и обу­ченные разрушать днища судов противника, вклю­чаются в состав судового вооружения.

У галеонов XVI в. весь арсенал состоял поч­ти исключительно из огнестрельного, оружия. Декларация, выпущенная в 1584 г. французским королем Генрихом III, регламентировавшая, как должны быть вооружены суда определенных раз­меров (имелись в виду торговые, не военные суда), устанавливала, что суда с командой в сорок пять человек обязаны иметь две пушки «карди­нал», четыре дальнобойных кулеврины, двенад­цать «опорных» пушек и двенадцать огнеметов, но все еще предписывала иметь двадцать четыре пики и два серпа, чтобы резать такелаж, а так­же двенадцать арбалетов.

Описывая гребные суда, мы упоминали, что на галерах вся артиллерия находилась на носу, тогда как галеасы (большие трехмачтовые воен­ные галеры) имели пушки на корме, плюс не­сколько крупнокалиберных мушкетов и аркебуз по обеим сторонам квартердека, установленных на дубовых уключинах. В противоположность это­му на каракках, галеонах и более совершенных судах основная артиллерия размещалась вдоль бортов, и лишь несколько пушек могли стрелять вперед и назад. Такой порядок обуславливался

конструктивными особенностями: галеры и гале­асы не имели палубы, на которой могла бы быть установлена артиллерия, тогда как парусные суда имели одну, две и три палубы, являвшиеся частью конструкции судна и поэтому способные выдерживать вес большого количества пушек крупных калибров. Следует подчеркнуть, что по соображениям остойчивости и во избежание на­рушения прочности корпуса судна наиболее мощ­ные, тяжелые орудия размещались на нижней палубе и соответственно более легкие - на верх­них. Пушки на главной палубе, на баке и на юте могли стрелять сквозь отверстия в фальшбортах и ограждении. Эти отверстия не надо было за­крывать во время движения судна. Однако пуш­ки на нижних палубах должны были стрелять сквозь порты (отверстия в самих бортах судна). Когда судно находилось на марше, эти порты для безопасности должны были быть по возможности закрыты. Они имели четырехугольную форму, поч­ти квадратную, и появились на каракках около 1450 г. Говорят, их изобрел французский плот­ник по имени Дешарде в 1410 г., и во Франции они получили название « sabords» («пушечные пор­ты»). На фальшбортах галеасов уже практикова­лась установка аркебуз и прочего мелкого огне­стрельного оружия, но поскольку особенности кон­струкции планшира (деревянный брус, идущий по­верх фальшборта, или бульварка, или вдоль шлю­почного борта, где в нем крепятся уключины для весел) едва ли могли обеспечить достаточно проч­ную и надежную опору, то было невозможно на­гружать его оружием, более тяжелым, чем мог удержать человек с помощью железных скоб, на которые можно было опереть дуло.

Легкие пушки, размещавшиеся на носу га­лер, такие как фальконеты и кулеврины, имели деревянные стволы и лафеты без катков, и что­бы зарядить их, канониру необходимо было иметь к ним доступ спереди, со стороны дульного сре­за. В противоположность этому, орудия на ка­ракках и галеонах, а также на военных кораб­лях и фрегатах устанавливались на колесных ла­фетах. Перезарядка пушек предусматривала от­кат их назад и возвращение к прежнему месту у борта, так что их приходилось катать взад и вперед при помощи талей, прикрепленных к па­лубе и бортам.

Пушки со временем совершенствовались, и из предметов художественного мастерства - кото­рыми они также являлись, - украшенных вычур­ными рельефными орнаментами, превращались в простые бронзовые и стальные трубы. Камен­ные ядра были заменены на чугунные. Желез­ные ядра могли выпускаться из орудий связан­ными цепью попарно, чтобы причинить больший урон неприятелю, ломая рангоуты, или раска­ленными (так называемые «брандскугели»), что­бы вызвать на борту пожар. Даже к концу XIX столетия, когда начался век пара, корабельные пушки продолжали стрелять круглыми ядрами, не имели винтовой нарезки внутри ствола и за­ряжались с дула. Единственно заметным прогрес­сом было введение «карронад» - пушек, кото­рые вместо колесных лафетов устанавливались на неподвижных, а вместо наведения на цель с помощью деревянных клиньев, забиваемых меж­ду стволом и лафетом, имели вертикальный вин­товой подъемный механизм, расположенный меж­ду казенной частью орудия и лафетом. Название орудия происходит от городка Кар­рон неподалеку от Фолкерка (залив Ферт-оф­Форт) в Шотландии, где в 1774 г. были впер­вые отлиты орудия этого типа.

Одним из особых видов оружия, введенным в XVI св., был брандер. Собственно, это не было оружие как таковое, а просто небольшое судно (или большая лодка), нагруженное легковоспла­меняющимися материалами, которое пускалось по ветру в сторону неприятельских кораблей с целью поджечь их и вывести из строя.

29.04.2015 23 331 0 Jadaha

Наука и техника

Считается, что как класс военных судов линейные корабли появились только в XVII веке, когда сформировалась новая тактика морских сражений.

Эскадры выстраивались друг против друга и начинали артиллерийскую дуэль, финал которой определял и исход битвы.

Однако если подразумевать под линейными крупные боевые суда с мощным вооружением, то история таких кораблей уходит вглубь тысячелетий.


В античные времена боевая мощь судна зависела от количества воинов и гребцов, а также метательных орудий, которые на нем помещались. Название кораблей определялось количеством рядов весел. Весла, в свою очередь, могли быть рассчитаны на 1-3 человек. Гребцы размещались в несколько этажей, друг над другом или в шахматном порядке.

Самым распространенным типом крупных судов считались квинквиремы (пентеры) с пятью рядами весел. Однако в 256 году до н. э. в битве с карфагенянами при Экноме в состав римской эскадры входили две гексеры (с шестью рядами весел). Римляне еще неуверенно чувствовали себя на море и вместо традиционных таранов завязывали абордажный бой, устанавливая на палубах так называемые «вороны» - устройства, которые, обрушившись на вражеский корабль, намертво сковывали его с нападающим судном.

По мнению современных специалистов, самым крупным судном могла быть септирема (семь рядов весел) длиной около 90 метров. Корабль большей длины просто переломился бы на волнах. Тем не менее, в античных источниках содержатся упоминания об октерах, энерах и децимремах (соответственно, восемь, девять и десять рядов весел). Скорее всего, эти суда были слишком широки, а следовательно, тихоходны и использовались для обороны собственных гаваней, а также при взятии вражеских прибрежных крепостей как передвижные платформы для осадных башен и тяжелых метательных устройств.

Длина - 45 метров

Ширина - 6 метров

Двигатели - парус, весла

Экипаж - около 250 человек

Вооружение - абордажный «ворон»


Распространено мнение, что защищенные броней суда появились во второй половине XIX века. На самом деле местом их рождения была средневековая Корея...

Речь идет о кобуксонах, или «кораблях-черепахах», созданных, как считается, знаменитым корейским флотоводцем Ли Сунсином (1545-1598 гг.).

Первые упоминания об этих кораблях относятся еще к 1423 году, но возможность опробовать их в деле появилась только в 1592 году, когда 130-тысячная японская армия попыталась завоевать Страну утренней свежести.

Потеряв значительную часть флота из-за внезапного нападения, корейцы, располагая вчетверо меньшими силами, стали наносить удары по вражеским судам. Линейные корабли самурайского флота - секибунэ - имели экипажи не более 200 человек и водоизмещение 150 тонн. Перед вдвое большими по размерам и наглухо защищенными броней кобуксонами они оказывались беззащитными, поскольку взять таких «черепах» на абордаж было невозможно. Корейские экипажи сидели в похожих на сундук казематах из дерева и железа и методично расстреливали противника из пушек.

В движение кобуксоны приводились 18-20-одноместными веслами и даже при попутном ветре вряд ли могли развивать скорость более 7 километров в час. Но их огневая мощь оказывалась сокрушающей, а неуязвимость доводила самураев до истерики. Именно эти «черепахи» принесли корейцам победу, а Ли Сунсин стал национальным героем.

Длина - 30-36 метров

Ширина - 9-12 метров

Двигатели - парус, весла

Экипаж - 130 человек

Количество орудий - 24-40


Правители Венецианской республики, пожалуй, первыми поняли, что господство над морскими коммуникациями позволяет контролировать мировую торговлю, а с таким козырем в руках даже крохотное государство может стать сильной европейской державой.

Основой морской мощи Республики Святого Марка были галеры. Суда этого типа могли двигаться и на парусах, и на веслах, но были длиннее своих древнегреческих и финикийских предшественников, что позволяло увеличивать их экипажи до полутораста моряков, способных выступать и в качестве гребцов, и в качестве морских пехотинцев.

Глубина трюма галеры составляла не более 3 метров, но этого хватало для загрузки необходимых припасов и даже небольших партий, предназначенных на продажу товаров.

Основным элементом судна были изогнутые шпангоуты, определявшие форму и влиявшие на скорость галеры. Сначала из них собирали каркас, а затем обшивали досками.

Такая технология была революционной для своего времени, позволяя соорудить длинную и узкую, но при этом жесткую конструкцию, которая не изгибалась под воздействием волн.

Венецианские верфи были государственным предприятием, окруженным 10-метровой стеной. Трудились на них более 3000 профессиональных мастеров, которых называли арсенолотти.

Несанкционированное проникновение на территорию предприятия каралось тюремным заключением, что должно было обеспечить режим максимальной секретности.

Длина - 40 метров

Ширина - 5 метров

Двигатель - парус, весла

Скорость - б узлов

Грузоподъемность - 140 тонн

Экипаж - 150 гребцов


Самый крупный парусный линейный корабль XVIII века, неофициально прозванный El Ponderoso («Тяжеловес»).

Его спустили на воду в Гаване в 1769 году. Он имел три палубы. Корпус корабля толщиной до 60 сантиметров изготавливали из кубинской красной древесины, мачты и реи - из мексиканской сосны.

В 1779 году Испания и Франция объявили войну Англии. «Сантисима Тринидад» отправился в Ла-Манш, но вражеские суда просто не вступали с ним в бой и ускользали, пользуясь преимуществом в скорости. В 1795 году «Тяжеловеса» переоборудовали в первый в мире четырехдечный корабль.

14 апреля 1797 года в битве при мысе Сан-Винсенте британские суда под командованием Нельсона подсекли нос колонне, возглавлявшейся «Сантисима Тринидадом», и с удобной позиции открыли артиллерийский огонь, что, и решило исход сражения. Победители захватили четыре корабля, но гордость испанского флота сумела избежать пленения.

Британский флагман «Виктория», на котором находился Нельсон, атаковал вместе с семью другими британскими кораблями, каждый из которых имел не менее 72 орудий, «Сантисима Тринидад».

Длина - 63 метра

Водоизмещение - 1900 тонн

Двигатели - парус

Экипаж - 1200 человек

Количество орудий - 144


Самый мощный парусный линейный корабль русского флота был спущен на воду в 1841 году на Николаевской верфи.

Строился он по инициативе командующего Черноморской эскадрой Михаила Лазарева с учетом новейших разработок британских корабелов. Благодаря тщательной обработке дерева и проведению работ в эллингах срок службы судна превысил стандартные восемь лет. Внутреннее убранство было роскошным, так что некоторые офицеры сравнивали его с отделкой императорских яхт. В 1849 и 1852 годах со стапелей сошли еще два аналогичных корабля - «Париж» и «Великий князь Константин», но с более простым внутренним убранством.

Первым командиром корабля стал будущий вице-адмирал Владимир Корнилов (1806-1854 гг.), погибший во время обороны Севастополя.

В 1853 году «Двенадцать апостолов» осуществили перевозку почти 1,5 тысячи пехотинцев на Кавказ для участия в боях против турок. Однако когда против России выступили англичане и французы, стало очевидно, что время парусных судов ушло в прошлое.

На «Двенадцати апостолах» устроили госпиталь, а снятые с него пушки использовали для укрепления береговой обороны.

В ночь с 13 на 14 февраля 1855 года корабль затопили, чтобы укрепить размытые течением подводные заграждения у входа в бухту. Когда после войны начались работы по расчистке фарватера, поднять «Двенадцать апостолов» не удалось и судно взорвали.

Длина - 64,4 метра

Ширина - 12,1 метра

Скорость - до 12 узлов (22 км/ч)

Двигатели - парус

Экипаж - 1200 человек

Количество орудий - 130


Первый полноценный броненосец российского флота, строившийся на Галерном острове в Петербурге по проекту контр-адмирала Андрея Попова (1821-1898 гг.), первоначально носил имя «Крейсер» и предназначался именно для ведения крейсерских операций. Однако после переименования его в 1872 году в «Петр Великий» и спуска на воду концепция изменилась. Речь стала вестись уже о судне линейного типа.

Довести до ума машинную часть не получалось; в 1881 году «Петра Великого» перевели в Глазго, где его реконструкцией занялись специалисты компании Randolph and Elder. В результате корабль стал считаться лидером среди судов своего класса, хотя блеснуть мощью в настоящих боевых действиях ему так и не пришлось.

К началу XX века кораблестроение ушло далеко вперед, и очередная модернизация дела уже не спасала. В 1903 году «Петра Великого» переоборудовали в учебное судно, а с 1917 года использовали в качестве плавучей базы подводных лодок.

В феврале и апреле 1918 года этот ветеран поучаствовал в двух тяжелейших ледовых перехода: сначала из Ревеля в Гельсингфорс, а затем из Гельсингфорса в Кронштадт, избежав пленения немцами или белофиннами.

В мае 1921 года экс-броненосец разоружили и переформировали в минный блокшив (плавучую базу) Кронштадтского военного порта. Из списка флота «Петра Великого» исключили только в 1959 году.

Длина - 103,5 метра

Ширина - 19,2 метра

Скорость - 14,36 узла

Мощность - 8296 л. с.

Экипаж - 440 человек

Вооружение - четыре 305-миллиметровых и шесть 87-миллиметровых пушек


Имя собственное этого корабля стало именем нарицательным для целого поколения боевых судов, отличавшихся от привычных линкоров большей броневой защитой и мощью орудий, -именно на них был реализован принцип «аll-big-gun» («только большие пушки»).

Инициатива его создания принадлежала первому лорду британского Адмиралтейства Джону Фишеру (1841 -1920 гг.). Спущенный на воду 10 февраля 1906 года корабль построили за четыре месяца, задействовав почти все судостроительные предприятия королевства. Мощь его огневого залпа равнялась мощи залпа целой эскадры броненосцев недавно закончившейся Русско-японской войны. Впрочем, и стоил он в два раза дороже.

Таким образом, великие державы вошли в очередной виток гонки морских вооружений.

К началу Первой мировой войны сам «Дредноут» уже считался несколько устаревшим, и ему на смену шли так называемые «сверхдредноуты».

Единственную победу этот корабль одержал 18 марта 1915 года, потопив таранным ударом германскую субмарину U-29, которой командовал знаменитый немецкий подводник капитан-лейтенант Отто Веддинген.

В 1919 году «Дредноут» перевели в резерв, в 1921 году продали на слом, а в 1923 году разобрали на металл.

Длина - 160,74 метра

Ширина - 25,01 метра

Скорость - 21,6 узла

Мощность - 23 000 л. с. (расчетная) - 26350 (на полном ходу)

Экипаж - 692 человека (1905 г.), 810 человек (1916 г.)

Вооружение - десять 305-миллиметровых, двадцать семь 76-миллиметровых противоминных пушек


Самый крупный (наряду с «Тирпицем») германский линкор и третий по размерам в мире представитель этого класса боевых кораблей (после линкоров типа «Ямато» и «Айова»).

Спущен на воду в Гамбурге в День святого Валентина - 14 февраля 1939 года - в присутствии внучки князя Бисмарка Доротеи фон Левенфельд.

18 мая 1941 года линкор вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген» вышел из Готенхафена (современная Гдыня) с целью нарушить британские морские коммуникации.

Утром 24 мая после восьмиминутной артиллерийской дуэли «Бисмарк» отправил на дно британский линейный крейсер «Худ». На линкоре вышел из строя один из генераторов и были пробиты две топливные цистерны.

Британцы устроили на «Бисмарк» настоящую облаву. Решающего попадания (приведшего к утрате судном управления) добился один из пятнадцати торпедоносцев, поднявшихся с авианосца «Арк Ройял».

На дно «Бисмарк» отправился 27 мая, подтвердив своей гибелью, что теперь линкоры должны уступить место авианосцам. Его младший брат «Тирпиц» был потоплен 12 ноября 1944 года в норвежских фьордах в результате серии британских авианалетов.

Длина - 251 метр

Ширина - 36 метров

Высота - 15 метров (от киля до верхней палубы)

Бомбардирский корабль

Парусный 2-, 3-мачтовый корабль конца XVII - начала XIX в. с повышенной прочностью корпуса, вооружённый гладкоствольными орудиями. Впервые появились во Франции в 1681 г., в России - в ходе строительства Азовского флота. Бомбардирские корабли вооружались 2-18 пушками крупного калибра (мортиры или единороги) для борьбы против береговых укреплений и 8-12 орудиями малого калибра. Входили в состав военных флотов всех стран. В русском флоте существовали до 1828 г

Бриг

Военный 2-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для крейсерской, разведывательной и посыльной служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки, экипаж до 120 чел. Обладал хорошими мореходными и манёвренными качествами. В XVIII - XIX вв. бриги входили в состав всех флотов мира

Бригантина

2-мачтовое парусное судно XVII - XIX вв. с прямым парусом на передней мачте (фок) и косым на задней (грот). Использовалось в военных флотах Европы для разведывательной и посыльной служб. На верхней палубе устанавливалось 6-8 пушек малого калибра

Галион

Парусное судно XV - XVII вв., предшественник парусного линейного корабля. Имело фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань с косыми. Водоизмещение около 1550 т. Военные галионы имели до 100 орудий и до 500 солдат на борту

Каравелла

Высокобортное однопалубное 3-, 4-мачтовое судно с высокими надстройками на носу и корме, водоизмещением 200-400 т. Обладало хорошей мореходностью и широко использовалось итальянскими, испанскими и португальскими мореплавателями в XIII - XVII вв. На каравеллах совершили свои знаменитые плавания Христофор Колумб и Васко да Гама

Каракка

Парусное 3-мачтовое судно XIV - XVII вв. водоизмещением до 2 тыс. т. Вооружение 30-40 пушек. Могло вместить до 1200 человек. На каракке впервые применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях

Клипер

3-мачтовый парусный (или парусно-паровой с гребным винтом) корабль XIX в., применявшийся для разведывательной, дозорной и посыльной служб. Водоизмещение до 1500 т, скорость до 15 узлов (28 км/ч), вооружение до 24 орудий, экипаж до 200 человек

Корвет

Корабль парусного флота XVIII - середины XIX в., предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. В первой половине XVIII в. 2-мачтовое, а затем 3-мачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400-600 т, с открытыми (20-32 орудий) или закрытыми (14-24 орудий) батареями

Линейный корабль

Крупный, обычно 3-дечный (3 артиллерийские палубы), З-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для артиллерийского боя с такими же кораблями в строю кильватера (линии баталии). Водоизмещение до 5 тыс. т. Вооружение: 80-130 гладкоствольных пушек вдоль бортов. Линейные корабли широко применялись в войнах второй половины XVII - первой половины XIX в. Внедрение паровых двигателей и гребных винтов, нарезной артиллерии и бронирования привело в 60-х гг. XIX в. к полной замене парусных линейных кораблей броненосцами

Флейт

Парусное 3-мачтовое судно Нидерландов XVI - XVIII вв., применявшееся в военном флоте в качестве транспорта. Вооружалось 4-6 пушками. Имело борта, которые выше ватерлинии были завалены внутрь. На флейте впервые был применён штурвал. В России флейты входили в состав Балтийского флота с XVII в.

Фрегат парусный

3-мачтовый корабль, второй по мощи вооружения (до 60 пушек) и водоизмещению после линейного корабля, но превосходящий его по скорости. Предназначался главным образом для действий на морских коммуникациях

Шлюп

Трёхмачтовый корабль второй половины XVIII - начала XIX в. с прямыми парусами на передних мачтах и косым парусом на кормовой мачте. Водоизмещение 300-900 т, артиллерийское вооружение 16-32 орудия. Использовался для разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также как транспортное и экспедиционное судно. В России шлюп часто использовали для кругосветных плаваний (О.Е. Коцебу, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев и др.)

Шнява

Небольшое парусное судно, распространённое в XVII - XVIII вв. в Скандинавских странах и в России. Шнявы имели 2 мачты с прямыми парусами и бушприт. Вооружались 12-18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы в составе шхерного флота Петра I . Длина шнявы 25-30 м, ширина 6- 8 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 чел.

Шхуна

Морское парусное судно, водоизмещением 100-800 т, имеющее 2 и более мачты, вооружено в основном косыми парусами. Шхуны использовались в парусных флотах как посыльные суда. Шхуны русского флота имели на вооружении до 16 пушек.


В парусном флоте (конец XVII ? cередина XIX в.) наиболее крупным боевым кораблем стал линейный корабль? трехмачтовое судно с сильным артиллерийским вооружением (от 60 до 130 пушек).

В зависимости от водоизмещения, размерений и, в первую очередь, от числа пушек, в соответствии с “Табелем о рангах кораблей” (XVII в.) корабли разделялись на шесть рангов. К середине XIX века водоизмещение линейных кораблей достигало 5000 т, вооружение? 130 пушек, экипаж? 800 человек.

Тенденции развития военных кораблей от галиона к линейному иллюстрирует английский военный корабль постройки 1637 года “Соверен оф зе Сиз” (“Владыка морей”) ? рис 9.1. Его водоизмещение 1530 т, наибольшая длина 71 м, ширина 14,2 м, глубина трюма 5,9 м, наибольшая осадка 6,75 м. Дальнейшее дробление (по сравнению с галионами) вплоть до четвертого яруса получила общая парусность. Впервые в истории судостроения артиллерийские орудия на нем размещались на трех палубах.
Этот корабль считается первым парусным линейным кораблем в истории судостроения. На трех сплошных батарейных палубах и занимавшей четвертый ярус батареи на шканцах было установлено
126 орудий, из них 20 тяжелых 60-фунтового калибра, восемь? 38-фунтового. Экипаж? 800 человек. Корабль был украшен многочисленными скульптурами и резьбой по дереву в стиле барокко. Стоимость корабля была грандиозной: за нее можно было построить десять обычных 40-пушечных кораблей. В вину английскому королю Карлу I, по приказу которого был построен этот корабль, ставилось неоправданное расточительство при финансировании строительства военно-морского флота. Политические страсти тех лет привели к тому, что король был казнен (в 1649 году) по приказу Оливера Кромвеля. Корабль же прожил долгую жизнь? три раза перестраивался и был на плаву
60 лет. Принимал неоднократно участие в морских сражениях, но погиб не в морской баталии, а сгорел на стоянке в Чатеме (под Лондоном) от огня опрокинувшейся свечи.

К первой трети XVII века относится вхождение Франции в состав великих морских держав. Это связано с именем герцога Ришелье, по инициативе которого началась реконструкция морских портов Франции, были куплены у Голландии несколько парусников, ставших первыми большими боевыми кораблями военно-морского флота. В 1636 году был спущен первый линейный корабль собственной постройки “Ле
Корона” (Корона) (водоизмещение? 2100 т, длина по ватерлинии?50,7 м, высота борта? 10,5 м, рот-мачта от киля до клотика? 57,6 м, вооружение? 72 пушки на трех палубах, экипаж? 604 человека). Корабль строил Шарль Морье.

Примером совершенного для того времени линейного корабля 1-го ранга может служить французский трехдечный 120-пушечный “Солей Ройял” (“Король-солнце”), построенный в 1690 году (рис. 9.2). Его размерения были близки к табелю о рангах и составляли: длина? 55 м, ширина? 15,5 м, углубление трюма? 6,7 м; экипаж? 875 человек. “Солей Ройял” в течение длительного периода по своим ходовым качествам, огневой мощи, декору считался самым лучшим среди линейных кораблей ведущих морских держав мира. Другим известным линейным кораблем 1-го ранга был испанский “Сантисима Тринидад” (рис. 9.3), построенный в 1769 году на испанской военно-морской верфи в Гаване (Куба). Корпус и палуба изготовлены из кубинского красного дерева, мачты и реи? из мексиканской сосны. Толщина бортов? 0,6 м. Впервые судно такого класса имело четыре орудийные палубы, на которых было установлено 144 орудия, 30 из них калибра 32 фунта располагались на нижней палубе. Дальность стрельбы этих орудий? 1,5 мили. На второй палубе были установлены два 18-фунтовых и двадцать шесть 8-фунтовых орудий и мортир. Остальные орудия занимали третью и четвертую палубы. Несмотря на многочисленные попадания в этот линейный корабль со стороны английских кораблей в Трафальгарском сражении в 1805 году, он
не был потоплен. Во время сражения на корабле находились 1200 моряков и солдат морской пехоты.

Участвовавший в Трафальгарском сражении английский линейный корабль “Виктори” сохранился до настоящих дней (рис. 9.4). Он стал кораблем-памятником и с 1922 года стоит в Портсмутском сухом доке в честь победы английского флота над объединенными военно-морскими силами Испании и Франции. Место на палубе, где упал смертельно раненный адмирал Нельсон, отмечено мемориальной пластиной. Линейный корабль был построен корабельными мастерами Д. Локом и Э. Алланом еще в 1765 году в Чатаме близ Лондона. Имел три палубы и три мачты. Для постройки “Виктори” было израсходовано 2,5 тыс. деревьев, главным образом дуба. Киль составлен из нескольких стволов вяза, шпангоуты обтесывались топором по чертежам, которые были изготовлены в натуральную величину. Борта толщиною 0,6 м состояли из внешней и внутренней обшивки, скрепленной стальными болтами и дубовыми нагелями. Водоизмещение? около 3,5 тыс. т, длина? 57 м, ширина? около 16 м, экипаж? 850 человек. Был вооружен 104 пушками, из которых более половины тяжелые? 32- и 24-фунтовые.

С конца XVII века для дальней разведки и крейсерской службы (самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью захвата и уничтожения вражеских торговых судов)в военно-морских флотах разных стран появляется новый тип корабля? фрегат? с достаточно мощным артиллерийским вооружением, но более быстроходный, чем линейные корабли. От последних он отличался меньшими размерами (водоизмещение 700?-1000 т и больше) и меньшим числом пушек. Среди фрегатов были и крупные, имевшие до 60 пушек, которые включались в боевую линию и носили название линейных фрегатов. Вот несколько характерных кораблей данного типа. Французский фрегат “Флора” (рис. 9.5), построенный в 1780 году, имел наибольшую длину?
47 м, по килю? 38 м, максимальную ширину? 11,6 м, осадку? 5 м, вооружение? 30 9-фунтовых орудия, экипаж?около 300 человек. Американский фрегат “Конститьюшн” (рис. 9.6), построеный в Бостоне в 1797 году, был предназначен для защиты американских судоходных путей от пиратов в Карибском и Средиземном морях. Длина его 62,2 м, ширина 13,6 м, высота борта 6,85 м. Вооружение доходило до 55 пушек, двадцать восемь из которых 24-фунтовые, а десять 12-фунтовые. Экипаж? 400 человек. Фрегат находился на плаву 150 лет, его неоднократно реставрировали, а с 1947 года он на вечной стоянке в Бостоне как судно-памятник.

Интересна история развития фрегатов. Первоначально, в
XIII?-XVI веках, фрегат (парусно-гребное судно при галерах) имел 4?5 пар весел, косой парус. В дальних походах буксировался флагманской галерой. Фрегатом также назывался наиболее крупный парусно-гребной корабль шхерного флота, кроме парусов он имел 12…18 пар весел, на вооружении у него было до 38 пушек. Пройдя ряд изменений, фрегаты как класс судов возродились и в современных военно-морских флотах разных стран (название было дано во время второй мировой войны). Ныне своей боевой задачей они имеют поиск и уничтожение подводных лодок противника, противолодочную и противоракетную оборону кораблей и транспортов при действиях в составе поисковых групп и сил охранения.

Корветы XVII-?XVIII веков? корабли водоизмещением 460 т и более; они имели такое же, как фрегаты, прямое парусное вооружение и 18?30 орудий на верхней палубе и использовались главным образом
для разведывательной и посыльной службы (рис. 9.7,а). Корвет “Астроляб” (Франция, 1811 г.) имел длину 101,04 фута (30,08 м), ширину по палубе 28,54 фута (8,7 м), осадку 11,97 фута (3,65 м), водоизмещение 380 т.

Бриги были существенно меньших размеров, чем фрегаты, их водоизмещение? 200?400 т, длина? до 32 м, ширина? 8…9 м, прямое вооружение на двух мачтах, на второй грот-мачте помимо прямых парусов ставился еще один косой. Экипаж? до 120 человек, артиллерийское вооружение? до 24 пушек. Они появились в XVIII веке и использовались не только как крейсерские, дозорные, но и как посыльные (рис. 9.7,б).

Общая площадь парусов, поднимаемых на 120-пушечном линейном корабле, доходила до 3140 м2, на фрегатах? 2500 м2, на бригах?760 м2, что на одну тонну водоизмещения давало соответственно 0,65;
1,0; 1,9 м2. Удельная парусная вооруженность определяла и скоростные качества кораблей. Бриги и фрегаты, скорость которых достигала 10 узлов, а масса парусов? 4 т, были более быстроходными, чем линейные корабли. Стремление ограничить разнообразие военного флота, внедрить проверенные конструкции кораблей привело к тому, что во всех флотах мира установилась практика составления корабельных штатов (упоминавшиеся выше табели о рангах). Наиболее полно были разработаны и неоднократно обновлялись штаты в Англии и Франции, а затем и в России. Они определяли иерархию боевых кораблей, а также основные характеристики и спецификационные требования к постройке. Представление о таких штатах начала XVIII столетия дает табл. 9.1, заимствованная из работы Р.М. Мельникова). Сведенья относятся к вооружению и комплектации английских кораблей по адмиралтейским правилам 1709?-1727 годов. Военный парусный флот сохранился до первой половины XIX века. Последней войной, в которой парусники принимали участие как главная вооруженная сила воюющих сторон, была Крымская. Она же и показала, что долгий век парусных военных кораблей закончился.

Кратко о статье: Парусные корабли использовались для торговли и пиратства, с их помощью совершались великие географические открытия, их эскадрильи участвовали в масштабных морских сражениях. Как выглядели парусники, чем они были вооружены, какова была численность команды и каких правил стоило придерживаться при морских сражениях - в материале нашего постоянного автора Игоря Края.

Пушки и паруса

Парусные корабли нового времени

И вот в глухую полночь, звездную, но безлунную, величественный фрегат, бывший некогда гордостью верфей Кадиса, бесшумно поднял якорь и, ловя парусами попутный бриз, используя отлив, повернул в открытое море.

Рафаэль Сабатини, «Хроника капитана Блада»

Крутобокие, увенчанные белыми шапками парусов каравеллы, рассекающие лазурные волны южных морей, навсегда останутся символом романтики дальних странствий и эпохи великих географических открытий. Но что же на самом деле знаем мы о появлении, развитии и тактике боевого использования парусных судов?

Круглые корабли

Боевые корабли, представлявшие собой развитие идеи «длинного корабля », - ладьи - господствовали на морях в течение 3000 лет. Но все это время параллельно с ними существовала и развивалась и другая разновидность судов. Для перевозки товаров еще в середине 2 тысячелетия до нашей эры финикийцы стали строить специальные «круглые » транспортники.

Ветер странствий раздувает паруса.

«Круглыми» торговые корабли именовались из-за чрезвычайно широкого корпуса. Если у ладей и галер ширина относилась к длине как 1:6 или даже 1:9, то у торговых судов это отношение достигало 1:3. Широкий корпус в сочетании с высоким бортом обеспечивал кораблю вместимость, а главное, живучесть. В шторм неуклюжее судно с единственным прямым парусом становилось совершенно неуправляемым, но удерживать его носом на волну и не требовалось. Даже повернувшись бортом к ветру, такой корабль не опрокидывался и не заливался волнами.

Уже в 15 веке до нашей эры из Финикии в Египет ходили круглые корабли, имевшие палубу, водоизмещение 300 тонн и длину 30 метров. На каждый борт приходилось по 15 весел, необходимых для маневрирования и перемещения в отсутствие попутного ветра. А такая необходимость возникала часто. Примитивное парусное вооружение позволяло круглому кораблю двигаться лишь под очень небольшим углом к ветру.

Большинство круглых парусников греко-финикийской эпохи, впрочем, не имели палубы и были значительно меньше - всего 10-16 метров длины и 10-50 тонн водоизмещения. В открытом море их борта наращивались высоким кожаным фальшбортом. Такими же оказались и круглые корабли народов северной Европы, появившиеся 2000 лет спустя, уже в 5 веке новой эры. Первыми в дальние странствия начали пускаться ирландцы. Уже в 8 веке они открыли Исландию и, вполне вероятно, задолго до викингов достигли берегов Америки.

Рождение легенды

Мореходство всегда играло для жителей Европы намного большую роль, чем для азиатов. С другой стороны, если европейцам приходилось плавать преимущественно в небольших внутренних морях, то индийским и китайским мореходам из рек пришлось выйти сразу на бурные просторы океанов. Поэтому первые пригодные для дальних походов суда были построены все-таки в Азии.

На Средиземном море торговые корабли, способные ходить при боковом ветре, появились в римское время. Зерно и даже песок для стадионов из Александрии в Рим перевозили 4000-тонные многомачтовые гиганты.

После заката Рима просторы Средиземного моря бороздили парусники водоизмещением до 300 тонн. Византийцы и венецианцы называли свои корабли нефами , а арабы - куркурами . Арабским названием, произнося его «каракка» , скоро стали пользоваться и европейцы. От римских кораблей нефы отличались заимствованными у арабов косыми парусами. Это нововведение дало возможность купцам более эффективно использовать боковой ветер.

В середине 15 века корабелы севера и юга Европы объединили свои достижения. От ганзейских коггов каравеллы Колумба унаследовали рулевую лопасть, киль и расположенные в два-три яруса прямые паруса, позволявшие хорошо улавливать попутный ветер. От средиземноморских же нефов корабли нового времени получили косые паруса, незаменимые при маневрах и боковом ветре.

В сумме эти новшества позволили повысить скорость парусников до 15-18 км/ч и дали им возможность двигаться даже под острым углом к ветру. С этого времени парусники обрели настоящую свободу маневра в открытом море. Галсами (зигзагом) судно могло идти и против ветра.

Первые боевые парусники

Боевой кнарр.

До начала 16 века парусные корабли рассматривались почти исключительно как транспортники. Даже нефы и когги слишком зависели от направления и силы ветра и не обладали необходимой для военного судна маневренностью.

С другой стороны, в непогоду парусное судно было куда безопаснее, чем сидящая почти вровень с водой галера. Парусники имели возможность брать на борт большие запасы воды и пищи и надолго уходить в море, имея на борту до 200 лучников. Наконец, 4-метровый борт давал 300-тонному транспортнику огромный оборонительный потенциал. Залезть на него с ладьи или галеры было очень непросто.

Боевой круглый корабль отличался от гражданского башнями на носу и корме (форкастлем и ахтеркастлем ) и громадным «вороньим гнездом » на мачте. С внешней стороны борта приколачивался закрытый балкон для гребцов - кринолин .

Морская артиллерия

К концу 15 века корабли водоизмещением 500-800 тонн перестали быть редкостью, и океанские плавания уже не пугали мореходов. Но военные все еще относились к парусникам с недоверием. В маневренности когги уступали гребным судам, а вооружением не превосходили их. Правда, с середины 15 века в борта кораблей стали вделываться небольшие казнозарядные бомбарды , а из бойниц башен на врага смотрели раструбы гаковниц ... Но много ли артиллерии можно было поставить на верхнюю палубу без риска опрокинуть судно?

Прорезать в бортах корабля порты , чтобы размещать пушки на нижних палубах, догадались в начале 16 века. Возможность брать на борт десятки мощных орудий, не слишком поднимая центр тяжести судна, дала парусным кораблям огромное преимущество. Эпоха галер кончилось.

Военный корабль 16-18 веков почти обязательно имел к названию приставку «пушечный»: 20-пушечный, 40-пушечный и т. п. «Стандартной» морской пушкой считалось 24-фунтовое (по весу чугунного ядра, 1 фунт равен 0,45 кг) орудие. Соответственно, 48-фунтовка оказывалась «двойной пушкой », а 12-фунтовка - «полупушкой ». Орудия калибром менее 12 фунтов на флоте классифицировались как фальконеты . Если галера имела не более 0,3 фунта огневой мощи на тонну водоизмещения, то парусный военный корабль мог нести 1 фунт на тонну и больше.

Фальконеты устанавливались на расположенных на высоких поворотных станках - тумбах , и предназначались для обстрела вражеской палубы картечью. Пушки же крупных калибров имели колесные лафеты, крепящиеся к борту цепями за вбитое ниже ствола кольцо.

Морская пушка.

Так как вырывающиеся из ствола раскаленные газы представляли большую опасность, перед выстрелом дульный срез должен был несколько выступать за пределы борта. Для заряжения же пушку надо было втянуть обратно, причем на достаточную глубину, чтобы между нею и бортом можно было развернуться с банником и шомполом . Иногда, впрочем, заряжающий спускался на веревке с верхней палубы и работал, стоя на узком карнизе, расположенном ниже портов на наружной поверхности борта.

После выстрела пушка отлетала на длину цепей и благодаря отдаче возвращалась в положение для заряжения. Выкатывать ее обратно в боевое положение приходилось вручную. Это был тяжкий труд, ведь весило орудие в 120-180 раз больше своего снаряда. Расчет же 12-фунтовой пушки составлял всего 3 человека, а 24-фунтовой - 4 человека. Только 96-фунтовки обслуживали по 10-12 матросов.

Один расчет приходился на 2 орудия. Фактически, корабль мог вести бой только одним бортом. Малая численность обслуживающего персонала обуславливала и половинную по сравнению с сухопутными пушками скорострельность пушек морских.

Точность стрельбы морских орудий оставалась удовлетворительной только до 300-400 метров. Картечь и предназначенные для разрушения такелажа «гирлянды» ядер были опасны на вдвое меньшей дистанции. Дальше всего - до 1500 метров - огонь мог вестись по крупным береговым целям.

Не всегда была достаточна и энергия ядер. Деревянная броня линейных кораблей, изготовленная из нескольких слоев перекрещивающихся балок мореного дуба, «держала» даже выпущенные в упор снаряды «двойных» пушек.

Численность экипажей

Боеспособность парусного корабля обеспечивал многочисленный экипаж. Только для заряжения орудий 40-пушечного фрегата требовалось минимум 70 человек. А ведь кому-то еще нужно было подавать боеприпасы из трюма, заделывать пробоины и работать на помпах.

С парусами крупного фрегата в хорошую погоду могли справиться всего 10-15 человек, но в бою обслуживать мачты должны были сотни матросов. Ведь скорость выполнения маневров зависела от того, насколько быстро экипаж способен убирать и разворачивать паруса. В общей же сложности, с учетом нескольких офицеров, для управления 40-пушечным фрегатом требовалось 150-200 человек.

Парусник мог вместить примерно одного человека на тонну водоизмещения. Конечно же, в таком случае в трюмах и надстройках становилось очень тесно, а людей в дальнем плавании приходилось обеспечивать водой и пищей. Но капитанов это не смущало. Отправляясь открывать новые земли, Христофор Колумб нанял экипажи максимальной численности. Как в 10, так и в 18 веке залогом живучести и безопасности корабля считалось «множество сильных матросов».

Абордаж

Появившиеся в 16 веке крупные парусники с мощным артиллерийским вооружением стали первыми кораблями, предназначенными специально для дистанционного боя. Если линкор или фрегат и шел «в рукопашную», то не иначе как расстреляв все снаряды, либо уже против выведенного из строя противника. Но перестрелка между небольшими военными, а тем более торговыми судами обычно оказывалась нерезультативной. Ведь пушек они имели меньше, а сами представляли небольшую и подвижную цель.

Морской бой.

Особенностью абордажа в 16-19 веках стало то, что парусные корабли не предоставляли никаких удобств для такого вида боя. Если во времена гребного флота моряки переходили на борт плоской, как камбала, галеры по широкому абордажному трапу, то теперь им предстояло штурмовать высокий, заваленный внутрь борт. Палубы даже стоящих впритык судов не соприкасались, и, к тому же, доступ к ним затрудняли противоабордажные сети . При столь сложных условиях абордаж приобретал смысл только в случае подавляющего численного перевеса.

Огонь мушкетеров, конечно, мог играть роль, в первую очередь, в бою между небольшими кораблями, но при случае залпами обменивались и линкоры. В частности, пулей в морском бою был сражен знаменитый адмирал Горацио Нельсон .

Корабли пиратские и торговые

Всякое уважающее себя судно 16-18 веков несло какое-то вооружение для защиты от пиратов. Испанские и португальские галеоны (нао, нефы), как правило, ограничивались лишь несколькими небольшими пушками на верхней палубе. Но английские и голландские корабли, заполнившие океаны в 17 веке, вооружались куда основательнее.

Орудия на них располагались точно так же, как и на кораблях военных, - в портах на нижней палубе. Хотя несли их гражданские суда в 3-5 раз меньше. Океанский транспорт массой 800 тонн мог располагать дюжиной 12-фунтовых «полупушек» по бортам и фальконетами на носу, корме и надстройках.

Сэр Фрэнсис Дрейк.

Но пиратам и не нужно было много пушек. Ведь топить или сжигать «купца» они не намеревались. При атаке на торговый корабль стрельба если и велась, то по парусам, чтобы не дать ему спастись бегством. В свою очередь, «купец» старался попасть по парусам «пирата».

Если же пиратскому кораблю удавалось настичь свою жертву, он пускал в ход свое главное оружие - головорезов на палубе. Успех абордажной тактики обеспечивал в несколько раз более многочисленный, чем это было принято на торговых кораблях, экипаж.

Тактика морского боя

Тактика эскадренного боя в эпоху гребного флота во многом напоминала сухопутные сражения. Прикрывая борта друг друга, галеры выстраивались широким фронтом глубиной 2-4 ряда и стремились прорвать вражеский боевой порядок или охватить его с флангов.

Парусный корабль 18 века также сражался в строю, ибо, как и галера средневековья, он менее всего стремился оказаться в одиночку против двух противников, атакующих с разных сторон. Но теперь в прикрытии нуждались не вооруженные пушками борта, а уязвимые нос и корма корабля. На корме находились капитанский мостик и рулевые механизмы, а на носу - необходимая для маневрирования наклонная мачта, бушприт .

Боевым порядком эпохи парусного флота стала кильватерная колонна, в которой каждый корабль прикрывал впереди идущего от обхода сзади. Но если фалангу пехоты можно было охватить с флангов, то эскадра опасалась обхода с головы и хвоста колонны. Тяжелыми последствиями грозил также и прорыв вражеских кораблей сквозь строй. Когда «хвост» оказывался «обрублен», «голова» эскадры уже не могла развернуться ему на помощь. Возвращающиеся корабли вынуждены были бы идти галсами против ветра, что делало их очень уязвимыми для вражеского огня.

 


Читайте:



Холотропное дыхание - Жена «Иванушки» чуть не попала в секту

Холотропное дыхание - Жена «Иванушки» чуть не попала в секту

// Фото: Анатолий Ломохов / Starface.ru Союз Кирилла и Лолы Андреевых – один из самых крепких в российском шоу-бизнесе. Супругам пришлось через...

Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

Олег Кусов: Согласно историческим сведениям, евреи поселились на Кавказе более двух тысяч лет назад. В дальнейшем потомки тех переселенцев стали...

Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

Израиль для нас – родная мать, а Грузия – мать, которая нас вскормила

Олег Кусов: Согласно историческим сведениям, евреи поселились на Кавказе более двух тысяч лет назад. В дальнейшем потомки тех переселенцев стали...

Кбк усн доходы минус расходы клерк

Кбк усн доходы минус расходы клерк

КБК УСН, который необходимо указать в поле 104 платежного поручения (Приложение 3 к Положению Банка России 19.06.2012 N 383-П), зависит от...

feed-image RSS