Главная - Анализ
Оценка эффективности проделанной работы динамики состояния ребенка. Карта динамики развития. Отметка о выполнении

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

учителя начальных классов

Терентьевой Юлии Юрьевны

Санкт-Петербург

2016 год

Для достижения поставленной перед собой цели по обучению и воспитанию учащихся класса, особый упор как учитель делаю на развитие мышления, творческих способностей, самостоятельности детей. Главной единицей педагогического воздействия на уроках является учебная задача, где все предметное содержание строится через систему учебных целей. В классе 5 учеников. Учащихся с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью все учащиеся имеют нарушения аутистического спектра. В начале обучения дети были продиагностированы и выявлено:

Что у них ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);

Некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя);

Речевая активность очень низкая или отсутствует вовсе;

Спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;

Интерес к учебной деятельности не выражен,

Скуден запас знаний об окружающей действительности;

Познавательная активность очень слабая и нестойкая;

Запоминание механическое.

Учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Всё это определило ведущие направления коррекционной работы:

    Изучение и коррекция особенностей взаимодействия ребенка с окружающей средой (родители, учителя, сверстники)

    Коррекция развития детей по результатам диагностического заключения

    Коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей по результатам диагностического заключения

    Коррекционно-развивающее сопровождение педагогического процесса

    Укрепление и охрана здоровья;

    Физическое развитие;

    Развития познавательной сферы;

    Формирование положительного отношения к учебной деятельности;

    Социализация учащихся, расширение социальных контактов;

    Формирование на доступном уровне простейших навыков чтения, письма, счёта, знаний о природе и об окружающем мире, основам безопасной жизнедеятельности.

Свои уроки, ориентирую на коррекционно-развивающего принципы обучения:

Принцип системности;

Принцип единства диагностики и коррекции;

Учет индивидуальных особенностей личности;

Принцип динамичности восприятия;

Принцип продуктивной обработки информации;

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала.

Владею следующими современными образовательными технологиями:

Информационно - коммуникационными,

Здоровьесберегающими,

Игровыми,

Уровневой дифференциации,

Личностно-ориентированного обучения и систематически использует их в практической деятельности:

Качественно осуществляю контрольно-оценочную деятельность в бумажном и электронном варианте. Активно использую интернет-ресурсы при подготовке и проведении уроков. Стремлюсь к самосовершенствованию и самообразованию.

На уроках часто использую метод двигательных заданий, через который дети получают знания о свойствах разных предметов (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируясь в схеме собственного тела. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи. Также в своей работе использую разнообразные игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования: массажных мячиков, платочков, ковриков, прищепок, эспандеров, зубных щеток, резинок для волос и др. Нетрадиционное использование предметов способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение, стимулирует умственную деятельность. На уроках регулярно используются аудио- и видеозаписи, практические работы различной направленности. Дидактический материал к урокам подбирается строго с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Большое внимание уделяется принципу наглядности. На своих уроках создаю условия для развития памяти, внимания, воображения, восприятия и мышления. Ко многим урокам делаю презентации в программе « Power Point ». Они не только помогают учащимся усвоить учебный материал, но и формируют положительное отношение к учебе.

Для создания полноценных условий достижения динамики в коррекции развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья работа ведется в постоянном контакте с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями детского дома, детским психиатром, родителями учащихся.

Также в своей работе уделяю внимание следующим направлениям:

1. Диагностическая работа:

Обеспечивает своевременное проведение обследования детей с ограниченными возможностями здоровья и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

2. Коррекционно-развивающая работа:

Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию учебных действий у обучающихся (таких как личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение её индивидуальности.

3. Консультативная работа:

Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; оказание помощи в вопросах развития, воспитания и обучения.

4. Информационно-просветительская работа:

Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками; создание условий для полноценного личностного развития; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

5. Аналитическая работа:

Эта работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации учащихся, оценку эффективности работы и коррекции.

Диагностическая работа включает:

    раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

    изучение развития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных

особенностей обучающихся;

    изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

    анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

    выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

    организацию и проведение коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

    системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на коррекцию отклонений в развитии;

    коррекцию и развитие высших психических функций;

    развитие эмоционально-волевой, личностной и познавательной сфер ребёнка и коррекцию его поведения;

    социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

    выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

    консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

    различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся, их родителям (законным представителям), - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Все это позволяет добиваться высоких результатов. Внедрение в практику работы развивающих, личностно-ориентированных принципов обучения, качественного методического сопровождения уроков и создания психологической комфортности позволяет достигать высоких результатов в обучении.

Мною систематически проводится системно организованная работа с учащимися класса, как в урочное‚ так и во внеурочное время.

Все эти мероприятия позволили в ходе обучения реализовать поставленные коррекционные задачи и добиться стабильности результатов коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ коррекционной работы.

Анализ проводился на основе материалов, данных в программе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

Цель анализа: проанализировать уровень успеваемости и качества знаний учащихся за два года обучения. Оценка уровня успеваемости и качества знаний проводилась по итогам года.

Класс

Учебный год

Успеваемость %

Качество %

2013-2014

100%

35%

2014-2015

100%

40%

До проведения занятий

После проведения занятий

Из анализа уровня успеваемости и качества знаний за два учебных года наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся: при 100% успеваемости качество обучения составляет 35% и 40%.

Цель анализа: проанализировать уровень обученности учащихся.

Кроме анализа успеваемости и качества знаний, мною проведен анализ по уровню обученности (УО), который рассчитывался по формуле:

А х 100% + В х 64% + С х 36% + D х 16%

УО= кол-во обучающихся

А - количество, выполнивших работу самостоятельно; В- количество выполнивших работу с помощью учителя и допустивших 1-2 ошибки; С- количество, выполнивших работу с помощью учителя и допустивших 3-4 ошибки; В- количество, не выполнивших работу

Анализ уровня обученности 2013-2014

Анализ уровня обученности 2014-2015

Данная таблица и диаграммы свидетельствуют о стабильных результатах коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущая педагогическая идея моего опыта - это учение, основанное на достижении успеха на переживании радости познания, на подлинном интересе. Чтобы воплотить мою идею в жизнь, я работаю, ориентируясь на принцип, что каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности.

Для достижения результатов в своей работе с учащимися я считаю необходимым:

    обеспечение коррекционной направленности обучения;

    доступность учебного материала;

    учитывать специфику эмоционально-волевой сферы у учащихся с ограниченными

возможностями здоровья;

    использование современных информационных технологий;

    создание благоприятной атмосферы, сотрудничество педагога и учащегося на основе взаимного уважения и доверия;

    постоянный творческий поиск методов, форм, приёмов, которые будут способствовать повышению мотивации учащихся и повышению уровня успеваемости и качества;

    разнообразие типов и видов уроков;

    взаимосвязь методов обучения и воспитания;

    внедрение в практику работы развивающих, личностно-ориентированных принципов обучения, качественного методического сопровождения уроков и создания психологической комфортности позволяет достигать высоких результатов в обучении.

Анализ провела учитель начальных классов Терентьева Юлия Юрьевна.

Замдиректора ГБОУ школы № 7 Калмыкова Н.А.

3.3 Формы учета данных о динамике личностного развития детей

Дневник наблюдений

Для успешного изучения детей и использования его данных в целях коррекционной работы очень важное значение имеет систематическое накопление материала, характеризующего облик каждого ученика, его развитие, личностные особенности.

Учителя пользуются различными формами учета данных о развитии, продвижении учащихся. Одной из форм текущего учета таких данных являются дневники наблюдений.

Остановимся на тех требованиях, которым должны удовлетворять дневники наблюдений.

Главным требованием является содержательность. Записи, которые делает учитель в дневнике наблюдений, должны носить не случайный характер, а фиксировать наиболее важные и характерные данные, раскрывающие индивидуальность школьника, его развитие, свойственные ему особенности. Учителю, конечно, не следует записывать в дневник все подряд им наблюдаемое, а следует отбирать наиболее яркие факты. При этом надо, прежде всего, сосредоточить внимание на тех особенностях школьника, о которых говорит «программа изучения учащихся». Записи о каждом ученике будут делаться при этом примерно раз в одну-две недели. Не следует устанавливать

строгую периодичность записей. Однако необходимо помнить одно безусловное требование: не запускать фиксацию наблюдений.

Делая записи в дневнике наблюдений, важно соблюдать точность, следует записывать именно то, что фактически произошло. Притом не в обобщенном виде, а во всей конкретности наблюдавшихся событий. Описывая проявления учащихся, необходимо отметить и ту обстановку, в которой они имели место. В дневниковых записях не следует увлекаться обобщенными оценками наблюдаемых фактов; это задача последующего этапа - составления педагогической характеристики. Дневниковые же записи должны обеспечить возможно более точный и объективный материал для последующего обобщения.

Записи следует делать в дневнике по возможности сразу же после того, как что-то произошло, или во всяком случае в тот же день. Если учитель откладывает фиксацию наблюдений, ему приходится делать записи по памяти, а это чревато искажением фактов, появлением неточностей и т.п.

Большинство учителей используют для дневника наблюдений одну общую тетрадь, где на каждого учащегося отводится некоторое количество страниц. На первой странице раздела, выделенного для данного ученика, обозначаются его фамилия, имя. Последующие страницы заполняются записями наблюдений. Возможен такой способ ведения дневника, при котором в одной сплошной записи фиксируются наблюдаемые особенности учащихся и действия, предпринимаемые педагогом.

Можно располагать записи и по-другому. В этом случае каждая страница делится на три графы: в первой проставляется дата наблюдения; вторая графа отводится для записей о данном учащемся; в третьей графе указываются те педагогические мероприятия, которые намечены или проведены учителем, их результат.

Такая форма дневника наблюдений имеет то преимущество, что подчеркивает действенную педагогическую направленность работы учителя по изучению учащихся.

Приведем пример такого способа записей.

Педагогическая характеристика

Педагогическая характеристика школьника является своеобразным обобщением результатов его учения и развития.

Педагогические характеристики составляются учителем ежегодное составление характеристик учащихся - это подведение результатов педагогической работы за год на качественном уровне. Составляя характеристики, учитель получает возможность еще раз оглянуться на путь, пройденный учеником за год; проанализировать те трудности, которые были преодолены, а какие еще предстоит преодолеть; продумать те методы и средства, ту педагогическую стратегию, которые целесообразны в отношении данного ученика в будущем.

Систематизация разнообразного материала, накопленного в процессе изучения школьника, может быть двоякой и обусловливать два различных способа оформления характеристики.

Первый способ - когда в характеристике представлена сводка фактических данных, полученных разными методами, в известной последовательности, в порядке принятой программы. Такой подход целесообразен при составлении начальной, исходной характеристики учащегося. После сводки данных о ребенке учитель делает резюме об уровне его готовности к школьному обучению, о направлениях индивидуального подхода к ребенку в процессе учебно-воспитательной работы.

Второй способ - когда учитель, приступая к составлению характеристики, не придерживается программы, а сразу же выдвигает те положения, которые, по его мнению, в наибольшей степени характеризуют ребенка на данном этапе его развития. Выводы, к которым приходит педагог, он подкрепляет фактами, имеющимися в его распоряжении. Такой способ оформления документа предпочтительнее при составлении ежегодных характеристик учащихся. Он позволяет наиболее выпукло представить изменения, происходящие в облике ученика, в его развитии, в усвоении им знаний и умений на протяжении года. Этот способ оформления характеристик более труден, однако он дает образцы более полных, связных и законченных характеристик, где разрозненные факты приведены в единое целое, где ребенок представлен живой, полнокровной личностью.

При любом способе оформления характеристики в ней должен быть представлен не только ребенок, но и те педагогические меры, которые предпринимал учитель для преодоления трудностей, а также эффективность этих мер.

Следует предостеречь учителей от нередко встречающейся еще, к сожалению, практики составления характеристик без опоры на фактические данные. Не располагая записями наблюдений и другими документальными материалами или не обращаясь к ним при составлении характеристики, педагог пишет ее на основании своих общих представлений о ребенке и того, что может припомнить в данный момент. Само собой разумеется, что такая характеристика будет страдать субъективизмом, не сможет служить той цели, ради которой составляется, углублению знаний о ребенке, использованию их в процессе обучения.

Журнал коррекционной работы

Учителям, работающим в системе коррекционно-развивающего образования, рекомендуется вести специальный журнал коррекционной работы. В журнале должны найти отражение результаты выполнения школьниками учебно-диагностических работ, которые проводятся учителем с целью получения объективной информации об уровне их учебной деятельности и усвоении ими предметных знаний, умений и навыков. Такая информация, отражающая особенности учения и развития каждого ученика, служит основой построения индивидуальной, дифференцированной и фронтальной коррекционной работы на уроках и во время внеурочных занятий с детьми.

Принципом, на котором должно строиться оформление журнала, является качественная характеристика требований, предъявляемых к результатам учения и развитию школьников, а также к той степени соответствия им, которой достигает на определенных этапах обучения каждый ученик.

Требования, предъявляемые к результатам обучения школьников, выстраиваются в соответствии с логикой развертывания коррекционно-развивающей работы и содержанием основных учебных предметов. Эти требования должны быть представлены в виде конкретных деятельностных, общеучебных и частнопредметных умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения.

Диагностика овладения этими умениями осуществляется с помощью различных видов учебно-диагностических заданий. Последние объединяются в два основных типа: задания, построенные на неучебном материале (I тип), и задания, построенные на учебном материале (II тип).

Педагогическое диагностирование должно проводиться регулярно, с интервалом приблизительно в месяц. Такая регулярность позволяет фиксировать этапные результаты всегда растянутого во времени процесса усвоения умений и, отталкиваясь от них, намечать содержание последующей коррекционной работы.

В зависимости от того, каков характер задания, а также от того, какое именно умение или группа умений являются объектами контроля, оценка результатов выполнения заданий производится по-разному.

Чаще всего оценка выражается в форме обозначения уровня владения умениями: 1-й уровень - умением овладел; 2-й уровень - умением в основном овладел; 3-й уровень - умением овладел частично; 4-й уровень - умением не овладел. Такой способ оценки возможен, например, когда материал позволяет использовать четко фиксируемое количество заданий, предусматривающих применение конкретного способа действий. Правильное выполнение всех заданий позволит оценить овладение умением 1-м уровнем, преобладающей части их - 2-м уровнем. В том случае, когда правильно выполнена лишь половина или около половины заданий, степень овладения умением оценивается 3-м уровнем. Наконец, когда большая часть заданий выполнена неверно - 4-м уровнем.

В ряде работ удобнее бывает указать количество допущенных ошибок. Такой способ оценки является традиционным при анализе, например, диктантов. Уровень усвоения каждого частного умения при этом определяется тем же способом.Оценка может включать в себя также указание на ту степень помощи, которая потребовалась учащемуся в процессе выполнения работы.Наряду с фиксацией успешности ребенка в овладении отдельными умениями или группой умений все диагностические работы, выполняемые на неучебном материале, а отдельные и на учебном, целесообразно оценивать еще по одному чрезвычайно важному критерию - времени, которое потребовалось на их выполнение. Динамика этого показателя при сравнении его с соответствующими средними цифрами по классу информативна. Она в самом обобщенном виде отражает те изменения (благоприятные или неблагоприятные), которые происходят в познавательной деятельности и психических функциях у данного ребенка в ходе учебного процесса.Сравнивая результаты, достигаемые каждым учащимся в овладении конкретным умением, от первой диагностической работы к последующим, учитель получает наглядную картину продвижения ученика в овладении данным умением. Одновременно педагог каждый раз наглядно видит и те индивидуальные пробелы в формировании психофизиологических и психологических компонентов учебной деятельности, которые сдерживают продвижение ученика в учении и над устранением которых предстоит специально работать.Таким образом, являясь носителем объективной качественной информации о состоянии и динамике развития познавательной деятельности и об усвоении учебного материала каждым ребенком, журнал становится для учителя надежной формой обратной связи, помогающей ему в реализации коррекционно-развивающей, диагностической и обучающей функций нового типа обучения.

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях...

- Константин Ушинский

Мониторинг -постоянное наблюдение за какими-нибудь процессами для оценки их состояния и прогнозов развития.

Цель мониторинга: сбор данных о личностном развитии дошкольника на разных возрастных этапах с последующим объективным определением индивидуального пути наиболее благоприятного развития ребёнка. (Асмолов «... фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ними работать дальше.»)

Формы мониторинга (методы):

наблюдения за ребенком,

экспертные оценки,

критериально-ориентированные методики нетестового типа,

критериально-ориентированное тестирование (в спорных ситуациях, с разрешения родителей, законных представителей).

Периодичность: 2 раза в год.

Длительность проведения: 1 неделя.

Индивидуальная карта

мониторинга динамики личностного развития дошкольника

Индивидуальная карта динамики личностного развития дошкольника представляет собой сведения о различных сферах развития ребёнка-дошкольника и складывает целостное представление о его индивидуальности. Анализ информации позволит более точно определить дальнейшую траекторию образования ребёнка, развить природные задатки и способности, своевременно предупредить возможные проблемы.

Индивидуальная карта содержит несколько разделов, каждый из которых заполняется специалистами дошкольного учреждения. В карту заносятся результаты психологической и педагогической диагностики, медицинского обследования.

Структура мониторинга динамики детского развития

Раздел №1: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения медицинских показаний. Заполняется медицинским работником.

Раздел №2: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения познавательных процессов, волевых качеств… Заполняется психологом.

Раздел №3: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения речевого развития. Заполняется логопедам.

Раздел №4: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств и изучения эффективности освоения образовательных областей. Заполняется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.

Заключение: обобщение данных мониторинга, направления индивидуальной работы

Условные обозначения:

« + » соответствие возрастной норме

« - » несоответствие возрастной норме

« +/- » требуется дополнительная работа

« -/+ » требуется усиленная коррекция

Предполагаемые выводы:

1.Динамика развития ребёнка соответствует показателям развития данного возрастного периода

2.Динамика развития ребёнка не соответствует показателям развития для данного возрастного периода по следующим показателям ______________

________________________________________________________________

3.Требуется специализированная работа следующих специалистов: _________________________________________________________________________________________

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мониторинг динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта развития МКДОУ БГО ЦРР – детский сад №19 Воспитатели: Юрьева Е.А. Денисюк Г.С

Мониторинг - постоянное наблюдение за какими-нибудь процессами для оценки их состояния и прогнозов развития. Цель мониторинга: сбор данных о личностном развитии дошкольника на разных возрастных этапах с последующим объективным определением индивидуального пути наиболее благоприятного развития ребёнка. (Асмолов «... фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ними работать дальше.») Формы мониторинга (методы): наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально -ориентированные методики нетестового типа, критериально -ориентированное тестирование (в спорных ситуациях, с разрешения родителей, законных представителей). Периодичность: 2 раза в год. Длительность проведения: 1 неделя. Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях... - Константин Ушинский

Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта динамики личностного развития дошкольника представляет собой сведения о различных сферах развития ребёнка-дошкольника и складывает целостное представление о его индивидуальности. Анализ информации позволит более точно определить дальнейшую траекторию образования ребёнка, развить природные задатки и способности, своевременно предупредить возможные проблемы. Индивидуальная карта содержит несколько разделов, каждый из которых заполняется специалистами дошкольного учреждения. В карту заносятся результаты психологической и педагогической диагностики, медицинского обследования.

Структура мониторинга динамики детского развития Раздел №1: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения медицинских показаний. З аполняется медицинским работником. Раздел №2: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения познавательных процессов, волевых качеств… З аполняется психологом. Раздел №3: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения речевого развития. З аполняется логопедам. Раздел №4: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств и изучения эффективности освоения образовательных областей. З аполняется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Заключение: обобщение данных мониторинга, направления индивидуальной работы

Раздел №4 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника (воспитатель)

Общие сведения о ребёнке ФИ ребёнка ________________________________________________________ Возраст на момент заполнения (лет, мес.) ______________________________ Группа ___________________________________________________________ Группа здоровья ___________________________________________________ Тип ВНД __________________________________________________________ Социальный статус семьи ____________________________________________ Дополнительные сведения (наличие инвалидности, диагноз) _____________ __________________________________________________________________

В процессе педагогического мониторинга воспитателем определяется Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме О ценка эффективности освоения образовательных областей

Раздел №4 Таблица №1 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Любознательный, активный Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Имеет представления: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками

Таблица №2 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника основе изучения эффективности освоения образовательных областей Образовательные области Периодичность Начало года Конец года Физическое развитие опыт в двигательной деятельности развитие физических качеств правильное формирование опорно-двигательной системы, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики правильное выполнение основных движений формирование начальных представлений о некоторых видах спорта овладение подвижными играми с правилами овладение представлениями о здоровом образе жизни, его элементарными нормами и правилами Социально-коммуникативное развитие социализация, развитие общения, усвоение норм и ценностей принятых в обществе ребёнок в семье и сообществе самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание формирование основ безопасности

Образовательные области Периодичность Начало года Конец года Познавательное развитие формирование элементарных математических представлений развитие познавательно-исследовательской деятельности ознакомление с предметным окружением ознакомление с социальным миром ознакомление с миром природы Речевое развитие развивающая речевая среда формирование словаря ЗКР Грамматический строй речи Связная речь Подготовка к обучению грамоте Приобщение к художественной литературе Художественно-эстетическое развитие Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности Приобщение к искусству Конструктивно-модельная деятельность Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность

Условные обозначения: « + » соответствие возрастной норме « - » несоответствие возрастной норме « +/- » требуется дополнительная работа « -/+ » требуется усиленная коррекция

Заключение. Обобщение данных мониторинга Цель: обобщение данных об индивидуальной динамике личностного развития дошкольника отражение объективности и наглядность мониторинга. Медицинские показания Психологические параметры развития Речевые параметры развития Физическое развитие Формирование интегративных качеств Освоение образовательных областей Предполагаемые выводы: 1. Динамика развития ребёнка соответствует показателям развития данного возрастного периода 2. Динамика развития ребёнка не соответствует показателям развития для данного возрастного периода по следующим показателям ______________ ________________________________________________________________ 3. Требуется специализированная работа следующих специалистов: ______ ________________________________________________________________

Направления индивидуальной работы Специализированная коррекция развития Психологические параметры развития Речевое развитие Физическое развитие Интегративные качества Освоение образовательных областей Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Занятие с логопедом 1р/ нед Произвольная память Формирование словаря Развитие основных движений Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели Познавательное развитие Обследование у врача –психиатра 2р/год Абстрактное мышление ЗКР Развитие мелкой моторики Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Художественно-эстетическое развитие Консультация врача-окулиста 1р/3 мес Волевые качества Подготовка к обучению грамоте Коррекция плоскостопия Занятия с детским психологом 2р/ нед Работа с мячом Лечебная физкультура 1р/2нед Закаливание водой


Таким образом, развитие ребёнка следует рассматривать в течение определённого времени, оценивая каждую сферу навыков и её прогресс в отдельности, а затем соотносить сферы друг с другом и с хронологическим возрастом. Это фундаментальная концепция взгляда на оценку развития детей. Детальный опрос и осмотр необходимы у детей с нарушениями развития, а у нормальных детей при оценке развития они не требуются, поскольку краткого осмотра обычно достаточно.

Он сосредоточен на умениях, наиболее активно меняющихся с возрастом ребёнка . В каждой сфере есть определённый возраст, когда происходит прогресс развития. На рис. 3-8 это представлено в виде диаграммы для каждой сферы развития, на которой уровень изменения в развитии соответствует интенсивности цвета: чем интенсивнее цвет, тем быстрее происходят изменения в развитии. Это означает следующее:
Развитие крупной моторики: большая часть навыков приобретается в течение первого года жизни.
Развитие зрения и мелкой моторики: более существенное приобретение навыков - начиная с года жизни.
Слух, речь и язык: развитие навыков с 18 мес.
Социальное, эмоциональное развитие и поведение: приобретение навыков наиболее очевидно с 2,5 лет.

Знание возраста ребёнка и сроков , когда развитие в каждой сфере навыков становится более очевидным, помогает ориентироваться при первоначальном опросе о развитии. Таким образом, для ребёнка в возрасте:
<18 мес - скорее всего, полезными будут вопросы о крупной моторике, наличии зрительных и слуховых навыков, которые определяют по умению работать руками.
от 18 мес до 2,5 лет самыми полезными будут вопросы о речевых, языковых и навыках мелкой моторики (работы руками) с последующим кратким опросом о крупной моторике (поскольку, скорее всего, ребёнок проявил её ранее).
от 2,5 до 3,5 лет - первые вопросы лучше сосредоточить на речевых, языковых и социальных/эмоциональных/поведенческих навыках.

Вопросы о развитии должны покрывать весь спектр прогресса в развитии, но этот более точный способ выяснения истории развития позволяет быстрее и точнее его оценить. Он ориентирует оценку на приобретённые способности вместо того, чтобы заставлять родителей вспоминать возраст, когда их ребёнок прошел основные этапы развития.

Во время визита при сборе анамнеза развития важно также умение врача наблюдать за поведением ребёнка. Это обеспечит не только почти точный ориентир для начала опроса, но быструю оценку способностей ребёнка, поведенческих особенностей, соответствия развития возрасту и взаимоотношений с родителями. Все это позволит составить общее представление о ребёнке, его способностях и развитии.

Инструменты для оценки развития ребенка

Все, что нужно для оценки развития , - простые основные инструменты. Их используют для выявления навыков ребёнка, применяемых во время игры. Кубики, мяч, книга с картинками, кукла и маленькие игрушки (например, чайный столик, карандаши и бумага) позволят быстро, но эффективно оценить двигательные навыки, мелкую моторику, игровые, речевые и языковые способности. Эти способы позволяют ребёнку развеселиться и расслабиться, одновременно облегчая исследующему оценку его навыков.

Скрининг (обследование популяции детей определённых возрастов обученным медперсоналом) считают формальным процессом в составе программы обследования и пропаганды здоровья детей. Скрининг прогресса развития маленьких детей также обязательно проводят все врачи-специалисты при любом обращении к врачу, т.е. к врачу общей практики, по поводу боли в горле, при несчастном случае, в травмпункте после падения или при поступлении в педиатрическое отделение. Каждый визит ребёнка используют для определения, в норме ли его развитие.

Существует ряд проблем, связанных со скринингом развития :
Субъективность клинического заключения, которое, таким образом, ограничивает его применение.
Однократная оценка развития может быть затруднена из-за усталости ребёнка, его чувства голода, стеснительности или просто нежелания принять в этом участие.
В то время как у грудных детей основное внимание при оценке раннего развития и динамики уделяют двигательной функции, её считают недостоверным предвестником когнитивных расстройств и успеваемости в школе. Развитие речи и языка лучше отражает когнитивную функцию, но его труднее быстро оценить. Достоверность скрининговых тестов можно повысить, заранее попросив родителей заполнить опросник. Более того, цель скрининга - выявление детей с высоким риском. Также скрининг проводят по просьбе родителей. Если у ребёнка выявлены нарушения развития, его следует направить к педиатру на обследование.

При анализе динамики развития маленьких детей :
посмотрите, как ребёнок использует игрушки и общается с людьми;
предложите ребёнку подходящие игрушки для оценки его навыков;
выясните возраст ребёнка и сосредоточьте вопросы на сфере наибольшей динамики развития.

Оценка развития - детальный анализ определённой области развития, его проводят вслед за скринингом, при котором было выявлено нарушение динамики в какой-либо сфере. Это часть диагностического процесса, связанная с обследованием, лечением и заключением. Оценку развития проводят путём направления в специализированное отделение, которым могут быть различные педиатрические, терапевтические или местные многопрофильные детские отделения, где есть педиатр.

Ряд тестов разработан для скрининга развития формально производимым способом (например, таблица роста и скрининговый тест развития Denver). Существуют также стандартные тесты для оценки развития грудных и маленьких детей, например шкалы Griffiths and Bailey развития грудных детей. Их используют, например, в исследованиях с наблюдением за недоношенными детьми. Также существуют стандартные тесты, ориентированные на специфические моменты развития (например, языковая шкала Reynell, измерение функции крупной моторики (GMFM) и диагностический опросник при аутизме). Все тесты, кроме скрининговых, для получения достоверных результатов требуют времени и умений.

Оценку когнитивной функции (высшая нервная деятельность) у детей школьного возраста с использованием IQ и других тестов проводят клинические или педагогические психологи.

Скрининг и оценка развития :
Скрининг развития - обследование популяции детей определённых возрастов опытными специалистами.
Оценка развития - детальный анализ общего развития или определённых его областей.

Программа наблюдения и пропаганды здоровья ребенка

Эта программа включает обзор всех аспектов здоровья и развития у всех маленьких детей. Она содержит три основных элемента :
Иммунизация.
Пропаганда здоровья - для уменьшения риска и пропаганды оптимального физического и умственного здоровья.
Скрининг для раннего выявления и коррекции при нарушениях в физическом развитии и др.

Эта программа - компромисс между стремлением выявить нарушения и потенциально вмешаться на ранней стадии и в то же время избежать частых посещений врача. При каждом осмотре проводится проверка специфических физических аномалий и общего развития, здоровья и роста ребёнка. Рассматриваются избранные темы пропаганды здоровья. Делается акцент на мнение родителей о зрении, слухе, речи и языковых навыках, поскольку родители обычно первые обнаруживают любое нарушение на ранней стадии. Подробности каждого осмотра вносятся в личную историю развития ребёнка. Эти истории сохраняются у родителей и специалисты при любом последующем осмотре ребёнка просят их показать.

 


Читайте:



Варианты сыров для приготовления роллов

Варианты сыров для приготовления роллов

Сливочный вкус и нежная текстура сыра Филадельфия приходится по душе многим любителям суши и роллов, творожных десертов и ягодных тортов, в...

Желе «Зебра» из сметаны и какао

Желе «Зебра» из сметаны и какао

Желе, приготовленное из сметаны, относится к одним из самых простых и, в то же время, потрясающих десертов. Готовится оно из минимального набора...

Курица в рукаве — беспроигрышный вариант для праздничного застолья или сытного ужина

Курица в рукаве — беспроигрышный вариант для праздничного застолья или сытного ужина

Когда вы хотите вкусно запечь птицу, возьмите на заметку рецепт приготовления курицы в рукаве в духовке. Это просто и совсем нехлопотно, особенно с...

Как избавиться в домашних условиях от бельевых вшей без вреда для здоровья

Как избавиться в домашних условиях от бельевых вшей без вреда для здоровья

Насекомое имеет вытянутое широкое тельце с членистыми ножками в передней его части, маленькой головой, а также большим брюшком. Существенным...

feed-image RSS